История 13.07.18 10:15

Москва Олимпийская: пустынные улицы, на каждом шагу патрули

FLB: «Говорили «в народе», что в дни Олимпиады Москва будет завалена товарами и продуктами. Пока ничего этого не заметно».  Что было в Кремле 13 июля: в 1974,  1975, 1979, 1980 и 1985 годах

Москва Олимпийская: пустынные улицы, на каждом шагу патрули

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.

НАШИ УЛУЧШАЮЩИЕСЯ ОТНОШЕНИЯ С АМЕРИКАНЦАМИ СЛУЖАТ ПРОГРЕССУ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

13 июля 1974 г. Составляем «проект схемы плана проспекта Декларации» (так мои консультанты язвительно оценили задачу – из пяти родительных падежей подряд) для общеевропейской конференции компартий, которую неизвестно ещё согласятся ли они проводить. Впрочем, по сообщению поляка Фрелека, который ездил в Рим, итальянцы согласились разослать письмо ИКП-ПОРП всем европейским КП, но смазали там всю конкретику.

Приезжал к нам на Дачу Горького Б.Н. (Пономарёв). Два часа излагал свою концепцию, смысл которой главным образом в том, чтобы в «документе» показать спасительную роль социализма для Европы и «мобилизовать» всех против антисоветизма.

Впрочем, вчера, когда я был у него по другим делам, он уже говорил иначе: мол, западных КП большинство, а мы всё о себе, да о себе... Это влияние Катушева, с которым он встречался накануне и мнение которого привёз Шахназаров на дачу за два дня до этого. Однако, у Катышева есть тоже бредовые идеи. Например, показать, что мы, соцстраны, одобряем и поддерживаем линию западных КП на «народный фронт» (как перспективу революции). Шахназарову я разъяснил, что западные КП больше всего боятся нашего «одобрения» их внутренней политики, так как в этом случае она сразу вызывает подозрение у «союзников» КП, да и у самих масс, становится «политикой Москвы».

Он также предлагает в Программу европейского мира, которую мы сочиняем для конференции, включить пункт о создании в Западном и Восточном Берлине общеевропейского культурного центра! (Как в «третью корзинку» государственного совещания по безопасности – в Женеве!).

В общем-то на этой нашей «теоретической» возне отражается всё большая «дивергенция» между реальной политикой и идеологией. Она очень заметна во внутрипартийном документе – информации ЦК об итогах визита Никсона. Вся её оценочная часть, связанная с нашей политикой на США, тянет к выводу, что наши конструктивные и улучшающиеся отношения с американцами служат не только ликвидации войны, но и прогрессу всего человечества. И только в конце, в четырёхстрочном абзаце, будто спохватившись, сказано, что надо помнить о сохраняющихся принципиальных противоречиях. О необходимости идеологической борьбы уже ничего не говорится.

Кстати, в своём выступлении перед нами на даче, Б.Н., как бы вскользь и с явным сожалением (но и с безнадёжностью в голосе) заметил: мы, мол, в газетах теперь уже почти не пишем о борьбе против империализма, так хотя бы надо компенсировать это борьбой против антисоветизма.

Любопытна в этой связи фраза, проброшенная Шишлиным (консультант в Отделе Катушева) вчера, когда мы на веранде сообща редактировали «схему». «Знаете, мол, как однажды Генеральный выразился, о вашем Пономарёве? Он, мол, всё про империализм, да империализм... А времена-то изменились. И империализм-то по разному выглядит в зависимости от того, кто его представляет»... Что-то в этом роде.

Да. Сами реальные дела, которые Брежнев делает каждодневно будут толкать в направлении деидеологизации прежде всего нашей международной политики. И наша связь с комдвижением всё больше будет выглядеть помехой. А отсюда марксистско-ленинская дидактика в отношении того, как им, западным КП, идти к социализму, будет становиться все более неуместной, а наши попытки идеологически вмешиваться в их дела будет встречать всё больший и все более открытый отпор. Итальянцы это лучше всех понимают и поэтому открыто поощряют нашу «реальполитик» (Берлингуэр в беседах с Фрелеком больше всего был озабочен тем, как бы наша коммунистическая европейская конференция не помешала Женеве!). А ведь вроде нас это должно заботить в первую очередь!

Очень я опасаюсь, что затеем мы подготовительную работу к созыву конференции, а потом от Брежнева-Громыко поступит гримаса и сами же начнём заматывать это дело.

РУПОР ПРИМИРЕНИЯ КРЕМЛЯ С СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТАМИ

13 июля 1975 г. Через пару часов уезжаю на Рижское взморье. Пансионат «Янтарь», где-то рядом с Кемери, который я отвоёвывал осенью 1944 года. Латыши говорят, что это самое комфортабельное место в Советском Союзе среди курортных спецдач.

А Б.Н.?! И на этот раз он оказался прав. Доклад о VII Конгрессе прошёл великолепно. Суслов хвалил, Подгорный даже на ПБ чего-то доброжелательное буркнул. Б.Н. в эйфории. Сгладил ещё углы перед публикацией. (Молнией прошла публикация доклада в «Партийной жизни» и будет дано в «Коммунисте»). И мировая печать вновь о нём заговорила, на этот раз как о рупоре примирения Кремля с социал-демократами.

Кстати, в эти дни Брежнев затащил Брандта на сессию Верховного Совета и депутаты встретили его бурными аплодисментами. Вот где знамение времени-то! Вот как Брежнев решает извечную проблему раскола рабочего движения и проч., с этим связанное. Через здравый смысл, через человеческие отношения, через «комплекс доверия».

В этом же смысле весьма симптоматичен роман Бондарева в «Нашем современнике» – «Берег». Он безусловно талантливо сделан. Но не в этом дело. Бондарев ходит уже в ортодоксах и, пожалуй, в первой пятёрке действительно и официально авторитетных писателей, т.е. тех, кому отдел культуры ЦК уже не указ. И вот он так копнул человеческий материал, который обеспечил тогда победу, с таким пренебрежением к устоявшимся правилам игры и идеологическим табу, что диву даёшься.

И второй план – дискуссия с современными немцами: это тоже (как и с Брандтом) разговор на человеческом современном языке здравого смысла, а не спор подставных фигур, представляющих два мира. Очень симптоматично всё! Мирное сосуществование втягивает нас в какой-то совершенно иной климат, где привычные понятия обретают новый вид, а застарелые штампы вдруг очищаются от коросты и предстают в своём первоначальном облике – простых и хороших идей.

Б.Н. после своего доклада активизировался по части подготовки материалов к XXV съезду. Из-за этого чуть не сорвал мне отпуск. Организовал группу во главе с Брутенцом. Сам хлопотал о «теоретической даче» и добился таки от Управления делами, что нам дали Ново-Огарёво – место, где перед XXIV съездом родилась и идея о «Программе мира» и сама она была сформулирована. Группа уже выехала туда. По возвращении из Латвии я тоже там засяду. Подготовительные работы могут быть интересными. Особенно надо попытаться отразить «новую реальность» комдвижения. Жизнь уже сейчас обгоняет наши клише. А за пять последующих лет многое произойдёт – и всё в том же направлении – полного обновления МКД. И если нельзя будет дать откровенную оценку новой его реальности, то хотя бы с помощью словесности открыть щели, чтоб потом через них и здесь пробивался здравый смысл.

Увлекательно: как отложится в Отчёте съезду вся новая мировая обстановка, что будем говорить об империализме, капиталистической системе, «национально- освободительном (от кого) движении»? Надо только сначала развернуться мыслью, а потом уже клеить слова. Надо сделать такой прорыв в новое осмысление происходящего, чтобы потом ни Б.Н., ни «Тирешка» (Александров-Агентов) не смогли вымарать всё и чтобы что-то осталось, помимо неизбежных банальностей. Интересное будет дело. 

Не успел проглядеть материалы, которые представили Институты АН для нас в связи с XXV съездом. Любопытно, они чего-нибудь нащупывают и осмелятся ли говорить что-то новое по существу, а не по мелочам?

СКУКОТА И ФАРИСЕЙСТВО

13 июля 1979 г. Неделя была насыщенной: проект для ПБ по итогам Берлина и шпаргалка для Б.Н., чтобы выступить там.

Оценка 11 тома «Истории СССР» (1946-64) – Б.Н. попросил провести главную редакцию перед сдачей в издательство. Посмотрел я эти 600 с лишним страниц. Скукота и фарисейство. Те, кто пережил сам и не забыл, может по жаргонным формулам и внешним ориентирам восстановит этот глубоко драматический период нашей истории. А «новый» читатель ничего не вычитает оттуда, да у него и терпенья не хватит пережевать эту вату. Написал очень ядовитый отзыв. Зайцев говорит, что Б.Н. его широко использовал перед 32 членами авторского коллектива.

КОРРУПЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТ СВИРЕПЕТЬ

13 июля 1980 г.15-го состоится «шестёрка» в Будапеште. Я, конечно, опять не еду, хотя готовил её больше всех я.

Жилин подготовил проект Олимпийского тоста Брежнева перед лидерами КП и революционно-демократических партий, имеющих быть в это время в Москве. Но приёма вроде не будет.

Москва Олимпийская: вереницы автобусных колонн с гостями из республик, пустынные улицы, освобождение также и от частных автомобилей и на каждом шагу парные патрули милиции. На нашей Кропоткинской улице, например, они стоят через каждые 25 метров. На предприятиях и в учреждениях проводятся беседы – чтоб не вступали в разговоры с незнакомыми, не собирались кучками, тем более толпой, предпочитали не метро, а наземные виды городского транспорта и т.п.

Говорили «в народе», что в дни Олимпиады Москва будет завалена товарами и продуктами. Пока ничего этого не заметно. А вот в провинции – на Урале, на Волге, в Сибири, не говоря о Севере, - в магазинах пусто. В Риге (!) даже молока и сыра нет. Это в Риге-то, которой, кстати, именно в эти дни вручают орден Октябрьской революции. Западная печать полна статьями о небывалом за 20 лет продовольственном кризисе у нас и волнениях на крупных заводах (в том числе Тольятти, Горьком, Камазе). «Гардиан», кажется, сделала из этого такой вывод: советский рабочий давно уже не верит ни в какой коммунизм и прочие идеи, но он до последнего времени верил, что с каждым годом (или во всяком случае в обозримой перспективе) будет жить всё лучше. Теперь, если он разуверится и в этом, что тогда?! 

Одновременно коррупция продолжает свирепеть. Прочитал тут очередной бюллетень, который издаёт оргпартотдел ЦК и КПК... Мурманская и Архангельская области – спекуляция при продаже и перепродаже «Жигулей», «Волг», «Москвичей» достигла необозримых размеров. Причём, занимаются этим работники райкомов, исполкомов, горкомов, начальники всяких трестов и объединений, т.е. те, которые имеют возможность поставить себя и своих родственников в первые номера очереди на покупку машины из квоты, отпускаемой области, городу и т.д. Зарабатывают большие деньги на этом. А «выводы»: как правило, выговор, строгий выговор... Только одного (зам. зав. отделом пропаганды Мурманска) исключили из партии – уж слишком лихо «работал» на глазах общественности.

Егоров выгнал Логинова из ИМЭЛ’а после 30 лет работы там ... за нарушение правил противопожарной охраны. Был у меня Бовин по этому поводу. «Отомстил, говорит, за активную жизненную позицию». Советско-финский фильм о предоставлении Финляндии независимости (вместе с Шатровым), роман «Февраль» (о Февральской революции), консультации по всяким проблемам ленинианы – тем, что развивает её «нетрадиционно», длительная дружба с Любимовым. Т.е. такой образ жизни, когда зарплату получаешь в одном месте (в институте), а работаешь и зарабатываешь славу в других местах. Конечно, это не могло не вызывать ненависти у окружения и у Егорова.

Бовин ходил к Зимянину. Тот вызывал Егорова, но ... Володька не был восстановлен. Однако, Зимянин позвонил Загладину и попросил «устроить куда-нибудь». Устроил его я – в Ленинскую школу.

БОЛЕЕ 300 ГОРОДОВ ВООБЩЕ ИХ НЕ ИМЕЮТ ВОДОПРОВОДА И КАНАЛИЗАЦИИ

13 июля 1985 г. Приехал Гремец. Виделся с Пономарёвым. Показал ему проект коммюнике (по итогам предстоящей встречи Горбачёв-Марше). Там перечисляются вопросы, по которым ФКП не согласна с КПСС. К моему удивлению Б.Н. не стал возмущаться, и говорит: «Вы нам всё это изложите официально, а мы подумаем и, может быть, при встрече на высшем уровне учтём». Однако мне потом пришлось «конкретно» идти с Максимом по тексту. Смех и грех: по крупным претензиям, которые он изложил Пономарёву и по которым я, в отличие от него, не стал молчать, он вместо того, чтобы настаивать, нагло заявил мне прямо противоположное тому, что он же и его Марше заявляли год, два назад, предупреждая нас не входить своими государственными интересами в конфликт с «революционной интернациональной солидарностью». Я насмешливо всё это ему выкладывал, сопоставляя то, что они говорили раньше, и то, что говорят сейчас.

Схлестнулись по поводу Боннского совещания «семёрки» в мае 1985 года. Он даже заявил: либо КПСС согласится с их оценкой, либо не будет визита Марше. Испугал! Я ему говорю: «Максим, ты соображаешь, что говоришь? Ведь мы согласились на эту встречу с вашим генсеком в данный момент перед официальным визитом Горбачёва в Париж исключительно по соображениям «интернациональной солидарности», хотя это сейчас нам вроде бы ни к чему. Он сбавил тон, просидели мы до 7 вечера и в общем остались довольны друг другом, может быть, потому, что я не уставал подхваливать его лично.

Отзывы писателей на «Детей Арбата». Я бы и сам то же самое написал. Нужно, нужно добиваться издания книги «во имя нашего нравственного здоровья». Думаю, подсунуть книгу Яковлеву, - в его новом качестве зав. отдела пропаганды ЦК. Посмотрим каков он будет антисталинист, когда придётся брать ответственность на себя! У меня ощущение, что Горбачёв пойдёт на публикацию. Это было бы чем-то вроде «морального XX съезда» - поставить на Сталине последнюю точку.

Моему консультанту Ковальскому позвонил Аджубей (они раньше были знакомы). Сообщил, что написал письмо Горбачёву: мол, не печатают, 20 лет в духовной ссылке и т.п. Через четыре дня пришёл ответ от Горбачёва: больше так не будет, пишите, печатайтесь, работайте. Не означает ли это нового взгляда на Хрущёва, некоторую его реабилитацию.

Читаю информацию по РСФСР. 200 000 000 кв. м. жилья нуждаются в неотложном ремонте или должны быть снесены. Не ликвидированы ещё бараки. Водопровод и канализация перегружены, более 300 городов вообще их не имеет. Почти половина улиц и проездов в российских городах без твёрдого покрытия.

См. предыдущую публикацию: «А ещё на Политбюро обсуждалось дело Руста. Докладывал Чебриков. Наши зенитчики 10 раз брали Руста на мушку и делали фотовыстрел. 100% попадание все десять раз. Но команды на настоящий выстрел они не имели». Что было в Кремле 12 июля: в 1977, 1987, 1990 и 1991 годах.

Ещё на эту тему

«Не умеем работать!»

FLB: «Вкладываем суммы в производство мощнейших тракторов К-700 и Т-150, а навесных орудий к ним не делаем. И используются они лишь на 50% своих возможностей». Что было в Кремле 29 ноября в 1975, 1983 и 1991 годах

1976: В магазинах ничего нет. Ржавая селёдка. Когда мясо появляется – давка»

FLB: «За неделю мы обошли несколько домов и везде угощали солёными огурцами, квашенной капустой и грибами, т.е. тем, что летом запасли на огородах и в лесу». Что было в этот день, 6 января, в Кремле: в 1973, 1976, 1986, 1988 и 1990 годах

«Да, пошел он на х..., ответствовал академик»

FLB:  Посылать туда секретаря ЦК КПСС и кандидата в члены ПБ может только человек, у которого за спиной есть нечто, а именно Генсек, который не стесняется в выражении своего презрения Пономареву. Что было в Кремле 23 октября: в 1976, 1984, 1985, 1988 и 1989 годах.

Обсуждали итоги восстановительных работ в Армении после землетрясения

FLB: «Ситуация жуткая. Прошёл год, но в Ленинакане 150000 горожан без крова. Азербайджан блокирует железную дорогу. Из 120 поездов для Армении, был пропущен только один». Что было в Кремле 4 октября в 1974 и 1989 годах

Мы в соцсетях

Новости партнеров