Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.
ОТБИВАЕМСЯ ОТ ЗАЯВЛЕНИЙ «БРАТСКИХ ПАРТИЙ» ПО ПОВОДУ СУДА НАД ОРЛОВЫМ
27 мая 1978 г.На этой неделе отбиваемся от заявлений «братских партий» по поводу суда над Орловым. Сочинены обращения к совести КП Великобритании, КП Бельгии, подписано письмо в «Юманите». Теперь на очереди итальянцы, швейцарцы... Б.Н. Пономарёв)приглашал, ходил по кабинету – что делать с МКД? Особенно его заботят французы. Неудержим поток «отказа» от КПСС, исчезновения и истребления любви к родине коммунизма. (См. запись от 21 мая 1978 года «Осуждён на 7 лет диссидент Орлов»).
ТЫ, ГОВОРИТ, ВИДЕЛ, КАК ОН ПОДПИСЫВАЕТСЯ?
27 мая 1983 г. Мой фронтовой друг Колька Варламов, когда мы с ним отмечали день Победы, рассказал под страшным секретом, что его новый зять, преуспевающий молодой врач, сколько-то раз в неделю бывает вызываем к Андропову полностью обновлять кровь: у него совсем не работают почки. Ты, говорит, видел, как он подписывается? Действительно, потом обратил внимание. Это вот такая кривая линия, хуже только.
Закончил сегодня обновлённый вариант записки и проект постановления ЦК по МКД. Согласовал с другими отделами. Боголюбов позвонил: Андропов, мол, считает это очень важным вопросом, «обсудили на ПБ»... А Пономарёв до сих пор боится этого вопроса. До сих пор не решил, говорить ему на Пленуме, если дадут слово, об МКД или о пьянстве, или о «долге учёных» за НТР. По моему уже полный распад в нём общественно-нравственного импульса.
Читаю ещё одну книгу Эйдельмана «Большой Жанно» (о Пушкине). И опять восторгаюсь его умением без всякого подтекста писать исторические вещи фактически про нас, про современность.
Загладина до сих пор нет. Бумажный поток с утра до 7-9 вечера сокрушает мою нервную систему.
У Межирова сегодня прочёл... Я тоже старше своих коллег всего на 5-7 лет, в том числе и Загладина – но старше на целую Отечественную войну. Но не умею я за это смотреть на них свысока, хотя стоило бы... для большего собственного спокойствия. А Пономарёва-то я вообще имею право просто презирать, а я почти четверть века обслуживаю его.
См. предыдущую публикацию: «Андропова избрали секретарём ЦК...Зал встретил это неподдельными долгими аплодисментами... дважды. Может быть с появлением Андропова что-то изменится... Он разумный и компетентный человек». Что было в Кремле 26 мая: в 1973, 1982 и 1983 годах.