Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.
ТАКОЙ ВРОДЕ ДОБРЫЙ ДЯДЯ - ХРУЩЁВ
17 мая 1974 г. Вчера я вернулся из Волынского-2. Хотя чемодан ещё там и наездами ещё придётся работать. Цуканов, Арбатов, Иноземцев были с нашим «материалом» у Брежнева. Читали. Цуканов уверяет, что на Брежнева произвело впечатление («знаю его 15 лет и чувство меня не обманывает»). Замечаний мало. Реализовать их - проблема нескольких часов, что вчера и сделано было. В показанном варианте - скорее моя точка зрения, чем точка зрения Арбатова или Иноземцева относительно того, как держать себя дальше (против «иллюзионизма»). Брежнев попросил лично упомянуть Брандта и Помпиду.
Вообще конец апреля и начало мая насыщен событиями:
- Ушёл Брандт (дело Гийома - шпиона ГДР);
- Сражение Миттерана - Жискар д’Эстена во Франции (визит Червоненко к Жискару, скандал - заявление ПБ ФКП в «Юманите»);
- Португалия, где только что сформировалось правительство и Куньял (министр без портфеля) одна из главных его фигур;
- В Израиле три палестинца захватили школу, потребовали освобождения из тюрьмы своих соратников-убийц, потом штурм школы - 20 убитых, 70 раненых, главным образом ребята. Наш газетный комментарий: Израиль сам виноват!
- В Италии на референдуме по вопросу о разводе линия коммунистов получила неожиданный для них самих перевес - 60 %;
- Затрещал «Общий рынок»: Италия и Дания ввели пошлины. И сейчас идёт поток оценок - пессимизм и разочарование всех тех, кто в нём видел будущее Европы. Кстати, я лично думал, был убеждён и всегда отстаивал эту точку зрения, что «Общий рынок» укоренился в жизни Европы сильнее и необратимее, чем это оказалось на самом деле;
В связи с португальской революцией рухнула последняя колониальная империя в Африке. В общем, все в переменах и брожении.
Европейское Совещание компартий повисает в неопределённости. Наше настояние завершить его на «высшем уровне» теряет смысл, так как общепризнанные творцы разрядки (кроме Брежнева) ушли со сцены, а присутствие Никсона в его теперешнем положении вряд ли добавит авторитета этому «высшему уровню». И у нас, и там высказывают опасения насчёт будущего разрядки. Мне кажется, ей никто не угрожает. Из-за Ближнего Востока теперь уже никто не полезет в большую драку, из-за Юго-Восточной Азии - тем более. Все заняты своими делами, хлопот полный рот, чтоб удержать на уровне «общество потребления» - и к разрядке уже начинают привыкать, как в своё время привыкли к «холодной войне».
И это обретает реальность - почвы для большой войны нет. Если она возникнет, то причиной её будут идеологические мифы, т.е. глупость человеческая, которая в нашу эпоху уже непростительна, потому что исторически не оправдана. Раньше у обществ и правительств (в силу материальной неразвитости) не было альтернативы, война была заложена в самой закономерности объективного развития. Теперь уже не так. Теперь война будет, если на авансцену выйдут вселенские «Трапезниковы». (Давний недруг Черняева – Сергей Трапезников, заведующий отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС с 1965 по 1983 годы – прим. FLB).
Неопубликованная речь Брежнева на встрече с ветеранами 18-ой армии. Прочитал стенограмму в Волынском. Флотские брюки на 36 см., почему-то расстроился, рассказывая, как мы расшатали Программой мира капитализм. Говорил без бумаги.
На Западе выпустили II том мемуаров Хрущёва. На этот раз - они с магнитофонных лент, которые хранятся в Гарварде и каждый может придти и послушать сам. Встречи Никиты с Капицей и Сахаровым по поводу водородной бомбы. Сожаления по поводу «полицейских мер» в отношении Пастернака, отношение к Евтушенко, к «новым школам» в искусстве. Такой вроде добрый дядя, огорчённый post factum недоразумениями с интеллигенцией, тем что он поздно понял значение «свободы творчества» и т.п. А между тем, то, что мы уже 10 лет в Вольтерах имеем Демичева и Трапезникова виноват непосредственно Никита. Хотя корни этих деятелей - в сталинизме.
Я ЗА 20 ЛЕТ НИКОГДА У НЕГО НИЧЕГО НЕ ПРОСИЛ И НИ ЕМУ, НИ КОМУ ДРУГОМУ «НЕ ЛИЗАЛ»
17 мая 1981 г. Вчера играл в теннис и смотрел «Федору». Ещё раз убедился, что нужно смотреть советские фильмы, а не западные, купленные. Самый плохой советский что-то оставляет, а эти – одно раздражение.
Написали «письмо ЦК братским партиям» по поводу Римской сессии НАТО, призываем «поднять гнев народов».
Миттеран стал президентом. Наша ФКП полностью деградировала и ползает на брюхе, делая петушиный вид. Если б они тогда, три года назад, сохранили и довели до конца стратегию левых сил (Канапа), они, может быть, тогда же уже, выглядели бы, пусть младшими, но партнёрами. А теперь они «попали в положение». В то самое положение, которого хотели избежать, порывая с соцпартией – в положение, связанного по рукам и ногам орудия Миттерана. На июньских парламентских выборах они наверняка откатятся ещё дальше, дай бог 10 % получат.
Загладин, как обычно рассказал о своём выступлении в Ленинской школе (по итогам XXVI съезда). Не в обычно лекционной форме, а в форме дискуссии – «один против всех» вёл откровенный разговор по тем вопросам, которые являлись предметом споров на занятиях, в коридорах, в общежитии. Вообще он делает этой своей «публичностью» в отношении представителей КП большое дело. Он давно уже отказался представлять КПСС перед братскими партиями «через посредство» Пономарёва. «Этот аспект» нашей деятельности полностью оставлен за мною. Он сам, лично предстаёт перед ними в роли портпароля КПСС и говорит то и так, что через горлышко Б.Н., конечно, никогда бы не прошло. Но, тем не менее, он ещё не Пономарёв и его воспринимают в значительной мере в «личном», а не официальном плане. Так что задача – говорить устами Пономарёва, не совсем уж такое дохлое занятие, потому что грамм новизны у Б.Н.’а весит больше пудов новизны из уст Загладина – «в глазах мировой общественности».
В преддверии моего 60-летия состоялся у нас добрый разговор с Борисом Николаевичем. Он в общем-то питает ко мне не очень внятную слабость. Может быть, он видит во мне повторение себя. Может быть, ему импонирует моё бескорыстие, отсутствие тщеславия, нежелание выпячивать себя, вылезать на передний план. Хотя – вряд ли: сам-то он везде фигуряет впереди, даже когда не по чину. Что он меня не понимает, не знает – это очевидно. Мою «преданность делу» и профессиональное чувство собственного достоинства («если что делаешь, то уж на совесть!») он, видимо, воспринимает, как преданность ему лично. Он, должно быть, оценивает, что я за 20 лет никогда у него ничего не просил и ни ему, ни кому другому «не лизал». Но это опять же – за счёт отождествления «преданности делу партии» и службы ему, Пономарёву, «как воплощению партии». Он считает, что под его крылышком я «вырос», «стал зрелым партийцем» и проч. – это действительно так. Но эти категории, безусловно положительные в его глазах, в конкретном представлении означают не что иное, как освоение аппаратной этики и логики, знание того, где стоит лезть на рожон, а где нет, усвоение морали – что хорошо с точки зрения Пономарёва, то нравственно. И т.п. Конечно, он видит во мне идейного человека. Но дело в том, что ему даже в голову не приходит, что моё и его понимание идейности – «две колоссальные разницы».
БОГОЛЮБОВ ДОБИЛСЯ СЕБЕ ОРДЕНА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, В КОТОРОЙ НЕ УЧАСТВОВАЛ
17 мая 1985 г. Боголюбова, действительно, сняли на ПБ в среду. Причём – без обычной, в таких случаях, «благодарности от ЦК» за долгую службу (а он недавно на 75-летие получил Героя) и без назначения персональной пенсии. Говорят, что, хотя его уже давно, т.е. с приходом Горбачёва, решили убрать, но внезапность объясняется тем, что в связи с 40-летием Победы он добился себе ордена Отечественной войны, в которой не участвовал. Так же, как он пару лет назад заставил АОН и ВАК присвоить ему доктора, а ещё раньше – лауреата Ленинской и Государственной премий, имел машину без номераи т.д. Словом, сволочь, которую давно надо было убрать... Так что ещё один признак очистительной горбачёвской волны... Как никак – «главный» отдел ЦК. (Речь идёт о Клавдии Боголюбове - заведующем Общим отделом ЦК КПСС с 1982 по 1985 годы – прим. FLB).
Занимаюсь «задолженностью» Латинской Америки и угрозой валютно- финансовой катастрофы (поручение Горбачёва, в которое вовлечены институты АН, Госплан, Минфин, Госбанк, Минвнешторг и проч.).
«НАМ СЕЙЧАС ПОКА НУЖЕН ИМЕННО ТАКОЙ, КАК ПАВЛОВ, ГОТОВЫЙ УЙТИ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ»
17 мая 1991 года. Неделя была трудной и интересной. Протянулась она (из-за праздников в начале мая) на целых 10 дней. Присутствовал - на беседе М.С. с вьетнамцем - Нгуэн Ван Линем... Любопытно...
Китайца «отдал» Остроумову: он помощник Генсека (а я Президента). К тому же он сам «китаец» - учился на китайском отделении вместе с Нелей в МГИМО. Да и за «социалистический выбор» вместе с китайцами,... в отличие от меня.
Моя затея сделать с новой своей группой «трактат» о новом этапе нового мышления - затянулась. Не так просто оказалось. Я дважды переделывал. Сейчас - 65 стр. и, кажется, всё не то. После прочтения возникает вопрос: «Ну и что?! Зачем?! И так можно было обойтись». А надо, чтоб исполнители сами почувствовали, что сделано что-то новое, необходимое, неизбежное.
Начал работать над Нобелевской лекцией. Ни загладинский, ни ермонский варианты не подходят по самой стилистике, хотя и есть кое-какие мысли и некоторые «заходы».
Вчера М.С. вдруг поручил мне встретиться с двумя профессорами из Гарварда (Аллисон и Сакс)вместе с Явлинским. Его одного М.С. сам принимал и согласился, чтоб тот вместе с американцами сделал avant-projet - для «семёрки и для М.С., - на основе которого мы (если М.С. примет и если примут Ельцин и проч.) дальше будем вести экономическую реформу, оттолкнувшись от 15, 30 или даже 150 млрд. долларов, которые дадут нам МБ, МВФ и т.п. после одобрения «семёрки».
Почему - мне? - спросил я Горбачёва (т.е. почему не вам самому с ними встретиться?). Потому, возразил М.С., что «мне ещё рановато с ними встречаться». Гришка (как зовёт Явлинского Шаталин) с группой едет сейчас в США, а 27-го к ним присоединятся Примаков и заместитель Павлова Щербаков, против чего возражает Явлинский. Я тоже пытался сегодня отговорить М.С., когда рассказывал о своих впечатлениях от вчерашней встречи с американцами и Явлинским. Кажется, поколебал... Попутно - отстаивал он (передо мной!) Павлова, которого Явлинский и гарвардцы считают главным препятствием на пути экономической реформы. Просвещал меня: «Нам сейчас пока нужен именно такой, как Павлов - согласный принести себя «на алтарь», готовый уйти в любой момент - но раз взялся, будет бульдогом: с нашим народом иначе ничего не испечёшь!»
Я согласился... Увы!
Дело затеялось почище «программы 500 дней»... Завтра М.С. ставит всю затею на Совете Безопасности. Две опасности: «семёрка» не воспримет, М.С. опять испугается (как осенью). Явлинский мне сказал, что Ельцин одобрил и сообщил об этом по телефону Горбачёву.
«Ребятам», как назвал гарвардцев Явлинский, я понравился. Я действительно старался их «одобрить» всячески «от имени президента». Примаков, которого прислал ко мне на встречу с ними М.С., их «учил». Они смотрели на него иронически. Аллисон лучше чувствует нашу «специфику», Сакс - пессимист, но тоже увлечён большой идеей (спасти СССР, чтоб спасти и себя - США, весь мир!). Сакс – по-профессорски воспроизводит обывательский взгляд на нас среднего американца: не станете похожими на нас (на США), не будет вам долларов!
Цзян Цзе Минь - китайский генсек, видимо, рассчитывавший, что на встрече с М.С. буду я, а не Остроумов, «передал» мне подарок: двухкассетный магнитофон...
Читаю опять «Мастера и Маргариту» - в честь 100-летия Булгакова. О нём, наконец, начинают говорить без мифологии и придыхания: гений, но принципиально не герой.
См. предыдущую публикацию: «Хлопковое дело португальской компартии.Хотят, чтоб мы им поставляли хлопок, а они из него будут делать вещи и экспортировать нам. Только качество плохое». Что было в Кремле 16 мая: в 1973, 1975, 1976 и 1977 годах.