Репортаж из зала суда. В пятницу 29 ноября судья Басманного суда Ирина Вырышева продолжила рассмотрение дела №01-0322/2019 экс-министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова, обвиняемого в хищении 14 миллиардов рублей.
ОБАНКРОТИЛ БЮДЖЕТ ЦЕЛОГО РЕГИОНА
Басманный районный суд, 29.11.2019 г., 12.00. Как и ожидалось, это громкое дело собрало полный зал адвокатов, представителей потерпевших сторон, слушателей. Телерепортёров и пишущих журналистов было столько, что даже для конвоиров сидячих мест не осталось – для них специально (поскольку прения сторон могли затянуться до самого позднего вечера) судебные приставы откуда-то принесли отдельную скамейку.
Доставленный с часовым опозданием бывший финансовый «царь и бог» Подмосковья, молча занял своё место в «аквариуме» и сосредоточился на изучении переданных ему адвокатами бумаг. Редкий случай – у всей огромной журналистской братии не нашлось к нему ни одного вопроса. А о чём спрашивать, если Кузнецов сознался, что рассматривал подмосковный бюджет как свой собственный кошелёк?! По большому счёту сегодня всех интересовало одно: какой для него срок попросит у суда гособвинитель.
Прокурор Амалия Устаева начала свою яркую и эмоциональную обвинительно-обличительную речь в прениях с того, что с момента возбуждения уголовного дела прошло много времени. И адвокаты подсудимого сделали всё, чтобы этот фактор использовать в целях его прекращения.
«Время всё же играет на подсудимого, - подчеркнула Устаева. - На фоне обсуждаемых в последние годы в СМИ, обществе коррупционных скандалов с многомиллиардными хищениями, взятками дело Кузнецова несколько ушло на задний план. Однако я убеждена, что Кузнецов войдёт в историю российской криминалистики как должностное лицо высокого ранга, который за относительно недолгий период времени (менее трёх лет) «обанкротил» бюджет целого региона страны - Московской области. Парадокс заключается в том, именно Кузнецов, в силу наделённых полномочий, обязан был ревностно контролировать бюджет региона, чтобы ни одна копейка не уходила в сторону. Однако он это воспринял буквально, и действительно деньги в сторону не уходили - все осели в карманах и офшорах Кузнецова и его соучастников…
Французы велят в каждом деле искать женский след. Известная фраза «ищите женщину» сработала и здесь. Однако искать её не пришлось – она заявила о себе с самого начала преступной деятельности, организовав наряду с Кузнецовым и Носовым организованную преступную группу. Женщина с многозначительным именем Жанна, но не Д'Арк… Хотя её поступки и амбиции могли бы потягаться с легендарной Жанной Д'Арк. Расходятся - цели и мотивы…»
Прокурор подробно остановилась на том, как «неуловимая» уроженка Белоруссии и ныне гражданка США Жанна Булах, разорив бюджет крупнейшего региона Российской федерации, сейчас вольготно тратит эти миллиарды в США.
«Это она в России – криминальное лицо, а там она - уважаемый человек, собственник дворцов, пароходов, антиквариата, приобретённых на ворованные в России деньги, ценитель искусства, меценат и рассчитывать на её выдачу российским властям не приходится, поскольку у нас нет двустороннего договора о выдаче. Впрочем, уйти от уголовного преследования пытался и Кузнецов, скрываясь в течение ряда лет на территории Французской республики…»
14 МИЛЛИАРДОВ УШЛИ В ОФШОРЫ
Следствием полностью доказано, считает Амалия Устаева, что Кузнецов в составе организованной преступной группы (помимо его жены Жанны Булах, в неё входили его первый заместитель Носов, чиновники правительства области Котляренко, Телепнев, Ерощенко и другие) в период с 2005 года по 2008 год совершил хищения в особо крупных размерах. Всего ему вменяют:
- 10 эпизодов мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ),
- девять эпизодов отмывания (легализации) преступно нажитых средств (ч. 3 ст. 174 УК РФ)
- и три эпизода особо крупной растраты бюджетных средств (ч. 4 ст. 160 УК РФ) на общую сумму свыше 14 миллиардов рублей.
По словам гособвинителя, схема хищений была продумана до мелочей, состояла из нескольких этапов и была реализована с размахом. Кузнецов и Булах похитили у предприятий ЖКХ права требования задолженности к муниципальным образованиям, затем путём разных хитрых манипуляций и заключения договоров с банками от имени правительства Московской области эти задолженности ими и их подельниками «монетизировались», а похищенные таким образом деньги перечислялись на счета подконтрольных им российских и иностранных компаний, выводились в кипрские офшоры, а дальнейшем на них покупалась недвижимость в Швейцарии и Франции, а также дорогие автомобили и другие предметы роскоши.
Примерно около часа прокурор в подробностях описывала преступную схему, роль Кузнецова и каждого из соучастников, рассказывала, как и куда деньги выводились и о том, что шестеро членов преступной группы уже осуждены (в том числе Валерий Носов, Владислав Телепнев, Елена Кузнецова и Жанна Булах (правда, последней приговор был вынесен заочно).
«Учитывая особо активную роль подсудимого в совершенных им особо опасных деяниях, - наконец перешла Устаева к заключительной части выступления, - принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенных преступлений… прошу суд признать Кузнецова Алексея Викторовича виновным… назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 14 лет со штрафом миллион рублей и лишением права занимать государственные должности в течение 3 лет».
Перечислив суммы многомиллионных гражданских исков правительства Московской области к бывшему министру финансов, прокурор перешла было к списку подлежащего аресту имущества Кузнецова и Булах в России и за рубежом, однако судья неожиданно перебила её на полуслове.
«Извините, у вас надолго еще?» - явно взволнованно спросила председательствующая.
«Нет, у меня всё!», - почувствовав неладное, быстро ответила гособвинитель.
«Чрезвычайная ситуация! Всем немедленно придётся покинуть здание суда. Объявлен перерыв».
«Опять здание заминировали, - зашептались коллеги. – Теперь долго будут бомбу искать!»
«Быстро выходим на улицу!» – скомандовали приставы.
Судебный репортёр FLB специально посмотрел на подсудимого: бывший министр Кузнецов ни во время речи прокурора, ни в её концовке даже не шелохнулся – его лицо было абсолютно непроницаемым. Да и чем человека такого размаха и такой бурной жизни в его нынешней ситуации можно напугать?
В «ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ» ОТКАЗАТЬ
Напомним, это уголовное дело было возбуждено в мае 2008 года, когда Кузнецов уже успел скрыться за границей. В октябре 2010 года он был объявлен сначала в федеральный, а затем - в международный розыск. Только в 2013 году беглый чиновник был задержан под Сан-Тропе по запросу Генпрокуратуры РФ и помещён во Франции под домашний арест. В январе 2019 года его экстрадировали в Россию. Экс-министр полностью признал свою вину и попросил, чтобы его дело рассматривали в особом порядке (без предъявления доказательств), гарантирующем более мягкое наказание. Однако суд отказал экс-чиновнику в этом прошении, поскольку он так и не компенсировал причинённый ущерб.
Уже на улице, эвакуировавшись из «заминированного» Басманного суда, коллеги стали обсуждать срок в 14 лет для Кузнецова, предложенный прокурором суду. «Получается по году за каждый ворованный миллиард, - посчитал один. «А кому-то дали 12,5 лет всего лишь за скидочную карту ресторана «Ла Маре», - заметил другой журналист, намекая на недавний удивительный приговор известному экс-полковнику Захарченко.
И, конечно, всем на этом процессе не хватает Жанны Булах, скучают без неё. Но Жанна не спешит гореть в огне российского правосудия…
Андрей Колобаев, судебный репортёр FLB.ru