В октябре 1998 года по признакам статьи 159 части 3, п. «б» Уголовного Кодекса («мошенничество в особо крупных размерах»), в Челябинской области было возбуждено уголовное дело N 40229. В его основу были положены обстоятельства, связанные с «вексельной каруселью», которую проворачивали банк «Менатеп», компания Юкос и региональные администрации во многих городах страны.
Региональные власти, в то время загнанные в угол тотальным недофинансированием всего и вся, тонувшие в болоте взаимных неплатежей, налоговых недоимок, и плохой экономической ситуации в целом, шли на всякие «хитрые схемы», которые им предлагались столичными «благодетелями». Основным операционным инструментом этих сомнительных схем были всевозможные денежные суррогаты, вроде «векселей», которые зачастую не были обеспечены ничем. И такой ситуацией активно пользовались буквально все – аферисты, бандиты от бизнеса, проходимцы, и солидные с виду компании, вроде Менатепа и Юкоса. Впрочем, солидность последних, как показали впоследствии многочисленные уголовные дела и судебные процессы, оказалась таким же мифом, как и пресловутая «прозрачность» - массовые налоговые махинации, сети офшоров, и даже убийства «в интересах Юкоса».
«БЫЛ СОСТАВЛЕН ФИКТИВНЫЙ ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ»
Схема вексельной аферы «Менатепа» везде, за исключением некоторых деталей, была практически типовой. Челябинская область исключением не стала. И осенью 1997 года из Москвы в Челябинск на переговоры с руководством области прикатили представители нефтяной империи Юкос – Дубов В.М. и Сарин Л.О. Вместе с ними – первый заместитель министра финансов РФ Смирнов А.В. Указанные лица встретились с председателем правительства области Владимиром Уткиным, начальником финансов области Альфредом Галимовым, и заместителем губернатора Игорем Сербиновым. После чего, в ноябре - декабре 1997 года руководством администрации области «был составлен фиктивный пакет документов о покупке, сдаче на хранение нефтепродуктов и последующей комиссии между администрацией области и ТОО «Эмитент» на сумму 326,7 млрд. рублей».
Так была образована до того несуществующая кредитная задолженность Челябинской области перед структурами Менатеп-Юкос.
СОМНИТЕЛЬНЫЙ «ЭМИТЕНТ» ПОД КРЫШЕЙ «МЕНАТЕПА»
Кстати, во всех материалах следствия ТОО «Эмитент», фирма, связанная с «Менатеп», проходила как «сомнительная структура», поскольку таковой и являлась. В качестве должников у ТОО «Эмитент», не имеющего имущества, с уставным капиталом 38 млн. неденоминированных рублей, и со штатом в 3 человека, значился целый список региональных администраций, «задолжавший» десятки, а то и сотни миллиардов «старых» рублей. Администрация Челябинской области, как следовало из изъятой документации фирмы, должна была больше всех - 339 млрд. 900 млн. рублей, что среди прочих, оказалось своеобразным рекордом. Такие данные отражены в приговоре Мещанского суда Москвы от 16 мая 2005 года по первому делу Ходорковского, Лебедева, Крайнова. (см. стр. 606 )
Но афера в силу обстоятельств пошла под откос. В Волгоградской области по аналогичному поводу возник не только дикий скандал, но и уголовное дело № 509466, что спровоцировало разбирательства и в Челябинске. «Заговорщикам» пришлось, хотя бы и формально, закрывать свои обязательства друг перед другом, дабы показать активное исполнение договоренностей. После чего, к 2000 году «челябинский эпизод» был снят. В ином случае, Юкосу пришлось бы отвечать за аферу перед судом, точно так же, как отвечали, хотя и заочно, по афере в Волгограде, за которую сбежавший в Израиль «акционер Group Menatep Limited» Владимир Дубов был заочно приговорен к 8 годам лишения свободы», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Менатеп запустил зачётную аферу с векселями. «Подлог позволяет администрации области получить из федерального бюджета деньги и... отдать их Юкосу». Prigovor.ru напоминает, что было 1 октября 1997 года»)