Поздно вечером во вторник 9 апреля судья Тверского суда Дмитрий Гордеев все-таки вынес приговор по делу №01-0004/2019 бывшего мэра Владивостока Игоря Пушкарева, его брата Андрея и предпринимателя Андрея Лушникова, обвиняемых в коррупции.
Первоначально оглашение вердикта было назначено на 2 апреля, потом «в связи с организационными моментами» его сдвинули на 3-е, а затем - на 9-е. Что именно происходило «за кулисами суда» и сказались ли переносы на вынесенных подсудимым сроках и суммах штрафов, пока непонятно.
«ВОСТОКЦЕМЕНТ» - ДЕЛО ТОНКОЕ
Напомним,1 июня 2016 года Игорь Пушкарев был арестован во Владивостоке сотрудниками ФСБ и Следственного комитета. 2 июня 2016 года мэра доставили в Москву, где он был арестован решением Басманного суда столицы. Ему было предъявлено обвинение в получении взятки в особо крупном размере, злоупотреблении должностными полномочиями и коммерческом подкупе (ч. 6 ст. 290, ч. 3 ст. 285, ч. 2 ст. 204 УК РФ).
Вместе с Пушкаревым на скамье подсудимых оказались бывший директор муниципального унитарного предприятия (МУП) «Дороги Владивостока» Андрей Лушников и генеральный директор АО «Востокцемент», родной младший брат Пушкарева - Андрей.
Как следует из материалов дела, в период с 2008 по 2015 год глава города Игорь Пушкарев (в течение двух своих мэрских сроков) всячески препятствовал участию сторонних коммерческих организаций в муниципальных аукционах в сфере строительства дорог, заведомо обеспечивая победу в конкурсах «Дорогам Владивостока», которое возглавлял его ставленник Лушников. При этом с МУП были заключены контракты (причем на бюджетные деньги и явно по завышенным ценам) на покупку стройматериалов у компаний группы «Востокцемент», подконтрольной семье Пушкарева и возглавляемой его братом Андреем. За это, по версии следствия, мэр получил от своего брата лично и через своих доверенных лиц взятку 75 млн руб. в виде денежных средств, «иного имущества, незаконного оказания ему услуг имущественного характера».
По версии следствия, в результате противоправных действий фигурантов со счетов МУП «Дороги Владивостока» на счета обществ группы компаний «Востокцемент» в общей сложности было перечислено более 1,2 миллиарда рублей в качестве оплаты за поставленные строительные материалы, а близкие родственники Игоря Пушкарева получили от группы компаний «Востокцемент» дивиденды на общую сумму 471 миллион рублей, чем причинен многомилионный ущерб городу.
«ОГОВОРИЛ МЭРА ПОД ДАВЛЕНИЕМ»
Игорь и Андрей Пушкаревы себя виновными не считают. В своем последнем слове в Тверском суде 28 февраля 2019 года Пушкарев-старший заявил, что судят его не за преступления. По его словам, следствие само не скрывало, что он оказался за решёткой «в результате критики бывшего губернатора Приморского края Владимира Миклушевского». В отличие содержавшихся в СИЗО подельников, Андрей Пушкарев, получивший увечья из-за несчастного случая, во время судебного разбирательства находился под домашним арестом
Андрей Лушников в ходе предварительного следствия свою вину признал, дал показания против экс-мэра, но в суде от своих показаний отказался, заявив, что оговорил себя и других под давлением и «в результате депрессии, связанной с неожиданным арестом».
В ходе прений гособвинитель запросил 17 лет колонии строгого режима для Игоря Пушкарёва, 14 лет «строгача» для Андрея Лушникова и 8 лет лишения свободы условно для младшего Пушкарева. Всем троим - с многомиллионными штрафами и запрещением заниматься руководящей и коммерческой деятельностью на длительные сроки.
«КОРЕША» СВОИХ НЕ БРОСАЮТ!
Тверской суд 11.00.
Внимание прессы к этому мероприятию было гарантировано – процесс громкий, скандальный. Поэтому одна только фотосессия главных фигурантов заняла не менее получаса – операторы и фотографы снимали «героев дня» в несколько заходов. Бросилось в глаза, что даже за стеклом клетки Пушкареву-старшему и Лушникову не сняли наручники. Тем не менее, даже под «пулеметными очередями вспышек» экс-мэр всячески демонстрировал выдержку – с лица бывалой публичной персоны не сходила ироничная улыбка.
Андрей Пушкарев в закрывающей почти все лицо маске занял место за столом вместе с адвокатами.
Репортеры попытались было выяснить, какой настрой у подсудимых, но сотрудница пресс-службы суда и судебные приставы резко поставили их на место.
- Вопросы не задавать! – от громкого окрика даже лежащая рядом с клеткой огромная полицейская овчарка привстала и зловеще обозначила свое «служебное» присутствие.
«Группа поддержки» бывшего мэра и К собралась тоже довольно внушительная. Кстати, среди них были замечены бывшие сокамерники Пушкарева по знаменитому СИЗО №1 (в народе известном как «кремлевский централ») – бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский и основатель сайта «Смотра.ру» Эрик «Давидыч» Китуашвили.
Впрочем, все они в едином порыве от комментариев и общения со СМИ отказались.
ОБОШЛОСЬ БЕЗ «СВОБОДЫ ЮРИЮ ДЕТОЧКИНУ!»
Приговор Дмитрий Гордеев читал… ровно 11 часов. Лишь трижды он сделал небольшие перерывы – чтобы сходить за новой партией листов и дать слушателям ненадолго присесть. Все попытки адвокатов только лишь намекнуть, мол, и так все понятно – давайте сократим эту программу и просто объявим решение суда, были пресечены на полуслове.
Зато из его речи с подробностями выяснялась картина преступлений, вся схема, по которой действовали Пушкаревы и Лушников. Там фигурировали десятки свидетелей, давших против них показания, рассекреченные документы «прослушки» фигурантов, видеоматериалы наблюдений спецслужбами, акты фонографической и прочих экспертиз, что все законно и исследовано на идентичность голосов и признаки монтажа.
Только перечисление сумм денежных средств и номеров счетов, на которые все это незаконно переводилось, заняло немалое время. Как открылось, многие понимали, что покупать цемент на бюджетные деньги заведомо дороже чем у других фирм, как-то не по-хозяйски и то, что все аукционы на строительство дорог всегда выигрывают только «Дороги Владивостока», как-то «и не красиво и не очень юридически чисто». Но подчиненные в таких случаях кивали на висящий в кабинетах портрет градоначальника Пушкарева: мол, так лучше городу и людям.
А что разве братья не понимали, что такое ведение семейного бизнеса Уголовный кодекс РФ не одобряет? Все-таки у Игоря Пушкарева имеется юридическое образование... Или может был в «розовом» неведении Лушников? Он сам поставил условие, что возглавит «Дороги Владивостока» только за зарплату 200 тысяч рублей и ежемесячно получал от Пушкарева-младшего доплату в конверте. Все это подтвердили десятки людей, подтвердил сам Лушников, когда понял, что их взяли «за одно место». А впал он в депрессию, когда понял, что им «светит» в составе преступной группы.
Как ни странно, но на протяжении этих 11 часов у судебного репортера FLB ни разу не возникло вопросов к озвученным материалам и не закралось сомнений, случаем не политический ли это заказ.
Не удивил и приговор. Суд признал всех троих виновными и приговорил бывшего мэра Владивостока Игоря Пушкарева за коррупцию и злоупотребление полномочиями к 15 годам лишения свободы, Андрея Лушникова – к 10 (оба с отбыванием срока в колонии строгого режима), Андрея Пушкарева – к 8 годам условно (было учтено его увечье, исключающее нахождение в заключении). Всем троим суд назначил штрафы – каждому по 500 миллионов рублей.
Что показательно, и подсудимые, и «группа поддержки» встретили вердикт молча, без всяких там «Свобода Юрию Деточкину!»
Адвокат Константин Третьяков
P.S. Из пяти адвокатов к журналистам вышел только защитник бывшего мэра Константин Третьяков. Вместо ставших привычными в последнее время слов, мол, «дело носит заказной характер, осудили невиновных людей» и так далее, он сказал всего одну фразу: «Разумеется, приговор будет обжалован в ближайшее время. В остальном мне комментировать нечего».