«Американский фондовый рынок не любит тайн и "скелетов в шкафу". И часто не биржевые котировки, а штраф за неправильную парковку или развод с горячо любимой половиной крупного акционера обваливают курсовую стоимость акций компании. Дешевле распахнуть себя полностью, чтобы предстать перед заинтересованными сторонами во всем блеске, как это сделала компания "Вимм-Билль-Данн".
Гарик-Махачкала, соки и продукты питания
Компания "Вимм-Билль-Данн" (WBD) заявила об открытом размещении своих ADS (американских депозитарных акций) на Нью-Йоркской фондовой бирже. В проспекте эмиссии она предупреждает всех возможных инвесторов, что Гавриил Юшваев, крупнейший акционер компании, владеющий 26 процентами акций WBD, отсидел девять лет за разбой в восьмидесятые годы.
По оперативным сводкам того времени, он проходил под кличкой Гарик-Махачкала. Невиданный случай: впервые в российской истории крупный бизнесмен открыто признается в своем темном прошлом для поддержания имиджа фирмы. До сих пор свои отсидки российские киты бизнеса предпочитали не афишировать. А уж если тюремный стаж всплывал, то лишь после скандалов или банального слива компромата.
Баба Шура, прием вкладов у населения
Дефолт и развал банка "Столичный" открыли миру некоторые факты из жизни Александра Смоленского. В далекие семидесятые он трижды привлекался к уголовной ответственности. Последняя ходка Бабы Шуры (под таким прозвищем он значился в милицейских протоколах) была в 1981 году. Будущий банкир был осужден на двенадцать лет лишения свободы за хищение и противозаконную коммерческую деятельность. Сколачивал ящики в ИТУ-24 (исправительно-трудовое учреждение) в Калининской области. За "хорошее поведение" досрочно был отправлен из колонии на стройки Подмосковья. Освободился в 1985 году. Впрочем, не похоже, что эти факты как-то мешали Смоленскому делать бизнес.
"Падший олигарх" сумел "спасти" большую часть имущества "СБС-Агро", создав Общество взаимного кредита (ОВК). На сегодняшний день 8 банков по всей России с капиталом в 2, 5 млрд. рублей входят в ОВК. Совет директоров ведущего банка, "Первого ОВК", возглавляет его сын, Николай Смоленский.
Картавый, банковское дело
Основатель респектабельного Гута-банка Юрий Гущин четырежды привлекался к уголовной ответственности. Все началось в 1962 году, когда он был осужден народным судом Железнодорожного района города Новосибирска по ст. 89 ч. 3 УК РСФСР (хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем кражи, с проникновением в помещение или иное хранилище) к трем годам лишения свободы.
Второй срок он получил двумя годами позже по ст. 144 ч. 3 УК РСФСР (кража с проникновением в жилище) - 3 года лишения свободы.
9 декабря 1976 года народный суд Фрунзенского района города Москвы вынес ему уже по ст. 218 ч. 2 УК РСФСР (ношение, изготовление или сбыт кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия без соответствующего разрешения), отправив его на 8 лет отдыхать "от трудов праведных". Тем не менее через четыре года, а точнее, 5 ноября 1980 года последовал еще один приговор народного суда Свердловского района города Москвы на 9 лет лишения свободы пост. 147 ч. 3 УК РСФСР (мошенничество, причинившее значительный ущерб потерпевшему либо совершенное особо опасным рецидивистом) и по ст. 15-147 ч. 3 УК РСФСР (приготовление к мошенничеству).
Прозвище в уголовном мире Гущин получил Картавый, так как имел небольшой дефект речи. В 1996 году Гута-банк влился в состав "Госинкор-холдинга". Годом позже Юрий Гущин ушел с должности председателя совета директоров, оставив вместо себя зятя Артема Кузнецова, который является еще и заместителем Юрия Петрова по "Госинкору". Благодаря вхождению в холдинг банк приобрел солидную репутацию.
Бывший советник Вяхирева
Генеральный директор ЗАО "Газпроминвестхолдинг" Алишер Усманов - близкий друг и советчик бывшего главы "Газпрома", а ныне председателя совета директоров Рема Вяхирева. Усманов также побывал в "местах не столь отдаленных". Алишер Бурханович в 1976 году окончил МГИМО МИД СССР по специальности "международное право". А уже в августе 1980 года военный трибунал Туркестанского военного округа приговорил его по совокупности сразу трех статей Уголовного кодекса Узбекской ССР (одна из которых изнасилование) к 8 годам лишения свободы. 26 марта 1986 года Усманов был условно досрочно освобожден ввиду "искреннего раскаяния" и "за примерное поведение". Впрочем, его дело было пересмотрено уже в наше время Верховным судом Узбекистана, и Алишер Усманов был реабилитирован. Как явствует из решения суда, "уголовное дело в отношении него было сфабриковано".
Сейчас предприниматель по-прежнему возглавляет "Госинкорхолдинг", но в свет не выходит. По информации Газеты, после смены руководства "Газпрома" бизнесмен постепенно распродает свои активы.
Марк "Кинотавр"
Основатель "Кинотарра армии" Марк Рудинштейн свою трудовую деятельность начал судосборщиком III разряда. Проходил службу в в Ансамбле песни и пляски Советской Армии. Учился в ГИТИСе, но не окончил, а затем на очно-заочном отделении Театрального училища им. Щукина. Занимался администраторской работой в "Росконцерте", был директором эстрадных программ. Уйдя оттуда, создал фирму "Подмосковье", в которой работали "Машина времени", Добрынин, Лещенко, Жванецкий, Хазанов.
С 1982-го по 1987-й Рудинштейн находился под следствием и в тюрьме. Был осужден за "дачу взяток" и "расхищение социалистической собственности" на 6 лет, но отсидел 11 месяцев, после чего был оправдан.
Джинсовый валютчик
Владимир Мельников, владелец крупнейшего российского производителя детской джинсовой одежды "Глория джинс", также не понаслышке знаком с тюремным бытом. Сегодня более 80% отечественных джинсовых изделий производится на его фабрике в Новошахтинске (Ростовская область), на модернизацию производства которой он вложил более пяти миллионов долларов. Сегодня ее оборот составляет почти 24 миллиона долларов.
Будучи студентом исторического факультета Ростовского государственного университета, в 1969 году он сел за "валюту", получив пять лет колонии общего режима. Отсидев, вновь занялся "любимым делом". В конце семидесятых - опять срок на два года по той же статье. Во времена перестройки создал швейный кооператив, который стал получать неплохую прибыль. Но и тут не все гладко - был задержан на таможне с незадекларированными долларами, которые хотел потратить на закупку зарубежного швейного оборудования. В 1992 году в третий раз вышел на свободу после трехлетнего заключения.
Если представить, что примеру "Вимм-Биль-Дана" последует хотя бы треть российский фирм, западных инвесторов ждет много открытий. Количество фамилий, которые могут подорвать "инвестиционный интерес" к предприятиям из-за "прошлого", будет внушительным. Так уж сложилось, что в нашей стране каждый седьмой гражданин знает, что такое нары. И бизнесмены тем более».
Мороз Павел, «Газета», 07.02.2002