В четверг 20 декабря судья Лефортовского районного суда Сергей Рябцев рассмотрел ходатайство следственных органов о продлении срока содержания под стражей военному эксперту Владимиру Неелову, обвиняемому в государственной измене. Максимальное наказание по статье 275 УК РФ - до 20 лет.
«ШПИОНСКИЕ ИГРЫ» ФСБ
Московские районные суды давно играют с журналистами в такую нехитрую «игру»: когда присутствие прессы на процессе нежелательно (в основном это касается так называемых «закрытых» процессов «шпионов» и «изменников родины»), ее как бы пускают по «ложному» следу – информацию тщательно конспирируют, меняют время начала заседаний и так далее. В результате – ход дела «освещают» упертые единицы. Или – не освещают совсем.
Удобно же – все решили в узком кругу. А журналисты – как кость в горле, лезут в серьезное государственное дело с глупыми вопросами. Потом еще неизвестно что напишут.
Типичный случай - «дело Неелова».
В базе данных Лефортовского суда этого дела нет вообще. Но по тайным каналам удалось выяснить: слушание официально назначено на 10.00. Только представители СМИ с утра приехали вхолостую - в пресс-службе «уточнили», что дело будут слушать после обеда.
Не знаю, показалось или нет, но, когда следователь ФСБ увидел, что трое журналистов спустя четыре часа (!) все-таки пришли, он очень искренне удивился. И не очень обрадовался, кстати. Несмотря на День чекиста.
- Какой может быть комментарий? – сказал он, снимая полушубок и обнажая майорские погоны. – Дело совсекретное! После заседания адвоката расспросите.
Так выяснилось, что Владимиру Неелову, который до этого категорически отказывался от защиты, привезли приглашенного женщину-адвоката. Она тихонько сидела в углу и тоже поглядывала на прессу довольно неодобрительно.
Пристегнутый наручниками к конвойному в штатском подсудимый военный эксперт – в наглухо натянутом на голову капюшоне – вошел в зал заседаний первым. За ним – адвокат и следователь с обвинителем.
Мгновенно у дверей встал часовым плечистый судебный пристав, всем своим суровым видом показывающий, что слушание закрытое и «посторонним вход запрещен».
ОН СЛИШКОМ МНОГО ЗНАЛ?
Напомним, что 28-летнего военного эксперта Владимира Неелова задержали в Санкт-Петербурге 25 октября. На следующий день сотрудники ФСБ привезли его в Москву и поместили в СИЗО «Лефортово». Лефортовский суд арестовал его на два месяца.
По версии следователей, Неелов передавал за рубеж сведения, составляющие государственную тайну. Что именно ему инкриминирует, неизвестно - материалам дела присвоен гриф «секретно». По куцей информации из разных «компетентных» источников, арестованный вину не признает и «будет защищать себя сам». Владимир Неелов - эксперт и аналитик «Центра стратегической конъюнктуры», специализируется на изучении частных военных компаний (ЧВК), в частности, писал о ЧВК «Вагнер». В сфере его научных интересов - приватизация военной сферы, контроль над вооружениями и мировой рынок вооружений, военно-промышленная политика и глобальная безопасность. Неелов интересовался конфликтами на Украине, в Афганистане и в бывшей Югославии. Считается специалистом в области стратегических исследований и военно-политического анализа. По этим темам неоднократно давал комментарии агентству ФАН и другим прокремлевским изданиям. Был соавтором нескольких профильных книг.
ОБЕЩАННЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Несмотря на протесты обвинителя – полковника из Генпрокуратуры – на оглашение результативной части постановления суда представителей СМИ все-таки пустили.
Бросилось в глаза, что Владимир Неелов стоял в клетке с абсолютно каменным лицом.
Пока судья находился в совещательно комнате, судебный репортер FLB спросил у адвоката, успела ли она пообщаться с подопечным и будет ли она защищать его дальше. Она уверенно кивнула.
«Суд постановил, - зачитал свое решение Сергей Рябцев, - продлить срок содержания под стражей в отношении Неелова Владимира Михайловича до 25 апреля 2019 года».
Журналистов попросили выйти в коридор.
Вскоре открылась дверь и конвойный вместе с Нееловым быстро направились к выходу. Вопросы к военному эксперту, в чем конкретно его обвиняют и согласен ли он с обвинением, повисли в воздухе – из-под натянутого на голову капюшона не донеслось ни звука.
Следом вышла адвокат Борисова и такими же семимильными шагами молча проследовала за подзащитным.
- А как же обещанный комментарий?
В ответ шаги только участились. Двести метров от зала заседаний до автозака адвокат бальзаковского возраста пробежала, перекрыв нормы ГТО, – быстрее журналистов и майора госбезопасности.
Наконец и майор с полковником, не проронив ни слова, вслед за ней запрыгнули в машину, дверь захлопнулась и автозак газанул в сторону СИЗО «Лефортово».
Если бы не знать, что все так серьезно, можно было подумать, что артисты отыграли в районном клубе шефский спектакль и усталые поехали в следующий ДК. Ну некогда им общаться с прессой. Новый год… Елки!