Третий состав судей Мосгорсуда проверил законность ареста по делу №10-17621/2018 Бекжана Сарбишева, совершившего наезд на компанию людей на тротуаре у метро «Марьино», в результате чего один человек погиб.
Ранее суд арестовал водителя до 8 ноября. Против Сарбишева возбуждено уголовное дело по статьям УК РФ «Убийство» и «Покушение на убийство двух или более лиц, совершенное общеопасным способом».
По версии следствия, рано утром 9 сентября 2018 года 20-летний уроженец Кыргызстана, имеющий российское гражданство, двигаясь на своей машине Volkswagen Polo по Новочеркасскому бульвару, умышленно совершил наезд на компанию молодых людей возле кафе «Аура». В результате пострадали десять человек, в том числе одна несовершеннолетняя. Один из потерпевших скончался.
«Во время допроса обвиняемый пояснил, что мотивом послужил произошедший ранее в кафе конфликт между ним и ранее незнакомыми ему мужчинами», - рассказали ранее в пресс-службе Следственного комитета (СК) РФ.
«Живой отсюда не выйдешь!»
Судебному репортеру FLB удалось побеседовать со свидетелями этой истории и составить свою картину произошедшего.
В ночь с 8 на 9 сентября в кафе «Аура», которое считается «кыргызским», отмечали 18-летие младшей сестры Бекжана Сарбишева – Дианы. Среди гостей в основном были родственники и подруги именинницы. А соседними столиками веселилась мужская компания их земляков.
Конфликт начался, когда подвыпившие парни подошли знакомиться с Дианой и ее подругой. Вели себя бесцеремонно – требовали номера телефонов, хамили. Получив отказ, один из них пригрозил: «Живой отсюда не выйдешь!» Бекжан заступился за сестру. Короткая стычка переросла в конфликт. Только теперь земляки переключились на Бекжана. Они прекрасно видели, что им противостоит не совсем здоровый человек (Сарбишев - инвалид по слуху, он в детстве переболел менингитом). Сначала его и его слуховой аппарат сделали объектом насмешек. Он пытался уйти и увести сестру с собой, но им не давали уйти. Ближе к утру Бекжану предложили «выйти на разговор»: «Или ты не мужик, раз за юбки спрятался?» Отняли мобильный телефон, разбили слуховой аппарат. Затем вдесятером пинали ногами, били – не насмерть, а между ударами хихикая и издеваясь. Иногда, правда, и головой по машине. А когда, наизгалявшись вдоволь, отпустили, - произошло то, что произошло.
После ДТП Сарбишев с места преступления сбегать не стал. А вот сам момент наезда почти не помнит - был в прострации. «Сам не знаю, как нажал на газ!» Любой на его месте сделал бы упор на побоях, но он освидетельствовать травмы вообще отказался, хотя все его тело было в синяках, а рубашка - в крови. При этом экспертиза показала: алкоголя в его крови не было.
Родственники про него говорят: он «особенный», мухи не обидит, не пьет, не курит. «Особенность» в том, что сильно нервничать начинал в двух случаях: когда обижали младшую сестру и лишали возможности слышать. В этот день произошло и то, и другое.
Трудно отрицать очевидное – погиб человек, еще десять получили травмы разной тяжести. Но дело это далеко не однозначное, и суду предстоит в нем досконально разобраться.
«Расследовать тут нечего»
Во время судебного заседания 3 октября защита Сарбишева просила суд выпустить его под домашний арест, предлагали внести залог. Были предоставлены документы, подтверждающие, что он – инвалид третьей группы (одно ухо у него вообще не слышит, другое только со слуховым аппаратом). Просили учесть, что отец погибшего просил суд уголовное дело против Сарбишева прекратить.
Но Мосгорсуд вынес решение: «оставить подследственного под арестом до 9 ноября, просьбу адвоката оставить без удовлетворения».
Мы попросили прокомментировать это дело адвоката Бекжана Сарбишева Олега Соловьева.
- Олег Юрьевич, что грозит вашему подзащитному?
- Следствием ему инкриминируется умышленное убийство (статья 105, часть 1) и покушение на умышленное убийство двух лиц и более общеопасным способом (105, часть 2). По этим статьям срок наказания – вплоть до пожизненного. Хотя я считаю, что в данном случае имеет место «нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть одного человека» и - как максимум - «неумышленное убийство».
- Свидетели говорят, что он явно был не в своей тарелке. Может, был в состоянии аффекта?
- Может быть. Но окончательно это будет ясно только после проведения судебно-психиатрической экспертизы. Могу твердо сказать одно: Сарбишев до сих пор не в состоянии оценить произошедшее. Судя по всему, он в некотором забытьи был, когда сел за руль автомашины. Я считаю, что все произошло спонтанно в результате длительной психотравмирующей ситуации, когда его, инвалида, избивали более десяти человек. Не просто били, а еще унижали, сорвали и сломали слуховой аппарат, без которого он вообще практически ничего не слышит и мгновенно теряет ориентацию в пространстве.
- Факт побоев доказан?
- Следствие изъяло записи со всех видеокамер, они есть и в деле, и у защиты. Там все видно в подробностях – как он падал, поднимался, его снова и снова били. Надеюсь, все это оценивать будут в ходе следствия.
Мой подзащитный сейчас в нелегкой психологической ситуации. Не понимает толком где он, за что. Тем более после ареста оказался в общей переполненной камере, где 50-60 подследственных спали по очереди. Хорошо, сейчас удалось добиться, чтобы его перевели в спецкамеру с терпимыми условиями содержания.
- Чего будете добиваться дальше?
- Для меня очевидно: Сарбишев не осознавал то, что ему инкриминируют. Поэтому мы будем добиваться переквалификации его статьи на «убийство по неосторожности». И естественно - судебно-психиатрической экспертизы.
- Как вы думаете, агрессивные действия оппонентов. может стать смягчающим обстоятельством?
- Очень надеюсь. Мама Сарбишева написала заявление о возбуждении уголовного дела против избивавших по статье «хулиганство». Но его пока не возбудили. Позиция следствия, судя по всему, такова: ваш подзащитный полностью виноват и расследовать тут больше нечего.
- То есть следствие будет «отыгрываться» только на нем?
- Скорее всего, да.