29 июня Хамовнический районный суд Москвы приступил к рассмотрению по существу уголовного дела в отношении Павла Ивлева, бывшего юридического консультанта компании ЮКОС. Ивлева обвиняют в причастности к хищению 195 млн тонн нефти стоимостью 1,067 трлн рублей и легализации 133 млрд из них в 2001-2002 годах. Судья Марина Сырова отложила заседание на 4 июля, так как гособвинению потребовалось время на подготовку обвинительного заключения. Кроме того, адвокат Сергей Купрейченко просил обеспечить присутствие на слушании Ивлева посредством видео-конференц-связи, а также допустить к процессу в качестве общественного защитника оппозиционного политика Алексея Навального. (Напомним, что в 2013 году Адвокатская палата Москвы лишила Навального адвокатского статуса, потому что он был получен незаконно. См. «Сам себя назначил адвокатом»).
«В распоряжение защиты поступило уведомление от Навального о согласии защищать Ивлева», ― известил суд адвокат и просил обратить внимание, что Навальный и ранее защищал Ивлева, поэтому знаком с материалами дела. Адвокат Купрейченко также подчеркнул, что Ивлев от следствия не скрывается, наоборот, даже предоставлял различные документы и сведения для продвижения расследования. В 2004 году Ивлев уехал в США, где живёт и работает, а 5 марта 2010 года получил гражданство.
Обвинительное заключение в отношении Ивлева утвердил заместитель генпрокурора Виктор Гринь. Расследование по хищению нефти топ-менеджментом ЮКОС длится с 2003 года. Говорить об истечении срока давности нельзя, потому что на время международного розыска Ивлева отсчёт срока приостанавливался. Правда, как утверждает Ивлев, он от следствия не скрывался и сразу же известил о своём местопребывании. Около 9,5 лет юрист не покидал пределов США, так как числился в базе Интерпола. «По словам адвоката Константина Ривкина, Интерпол отказался объявлять Павла Ивлева в международный розыск, признав его дело «политическим», - пишет «Коммерсант»
Дело Павла Ивлева было выделено в августе 2016 года из дела в отношении топ-менеджмента ЮКОС, которые скупали по себестоимости у нефтеперерабатывающих компаний ОАО «Юганскнефтегаз», ОАО «Самаранефтегаз» и ОАО «Томскнефть ВНК» нефть через зарегистрированные в зонах льготного налогообложения фирмы, потом продавали по цене в разы выше закупочной. Прибыль перечисляли в офшоры, откуда средства переходили на счета банков «ДИБ» и «Менатеп-СПб» как дивиденды компаниям «Нассаубридж» и «Дансли Лимитед». Потерпевшие ― структуры «Роснефти» и бывшие «дочки» ЮКОС ― подали гражданский иск на 398,9 млрд рублей, по которому Ивлев является соответчиком.
Ещё в 2006 году бывший директор по стратегическому планированию и корпоративным финансам НК «ЮКОС» Алексей Голубович рассказывал в интервью журналисту Михаилу Леонтьеву:
«Деньги оказывались на зарубежных счетах и консолидировались по международным стандартам, как деньги «ЮКОСа». Иностранным акционерам всегда предъявлялся очень красивый баланс с огромной прибылью, а в России эти деньги проходили по региональным налоговым офшорам - Мордовиям, Калмыкиям. И проходили по очень талантливо, как тогда казалось, придуманной схеме. Мы даже не нефть добывали, а некую субстанцию, не стоящую почти ничего... Когда нефть поднимается на поверхность, она вроде и не нефть - это смешанное с водой, с песком, нечто. Мы добыли «скважинную жидкость». И как только она появилась из-под земли, она продана уже. Она вот не нефтеюганская там, не томская, не самарская, она мордовская, например. «Скважинная жидкость» перепродаётся куда-то, попадает, как чья-то чужая нефть - не нефть нефтедобывающего объединения, - на НПЗ. Потом НПЗ получает тоже только за переработку и прибыль НПЗ - три копейки. Потом она точно так же в виде бензина чужого, не юкосовского как бы, а какой-то, как теперь это обозвали, подставной компании, попадает на бензоколонки. А потом получается, что, во-первых, налоги в тех регионах, где добыта нефть, платятся, как удобно «ЮКОСу». А во-вторых, цена бензина в Красноярске рядом с НПЗ выше, чем в Москве. Хотя вроде бы должно было быть совсем наоборот. А он там самый дорогой, потому что из Мордовии, оказывается, попадает, а не с этого самого завода».
Сам юрист оправдывается тем, что такую же «мошенническую» схему ФНС нашла в деятельности «Лукойла», «Сибнефти» и ТНК и взыскала с них штрафы, а Генпрокуратура сочла схему налоговой оптимизацией, пишет «Ъ». Оправдание слабое, потому, что эти компании, действительно, были призваны к ответу за уплату налогов по «оптимизационным» методам, а «ЮКОС» поймали на наглой продаже нефти фирмам-прокладкам за рубли под видом «скважинной жидкости», а на самом деле нефти, а те уже в свою очередь гнали её за твёрдую валюту на Запад.
В январе 2013 года Павла Ивлева обвинили в присвоении около 19,7% акций ОАО «Енисейнефтегаз» стоимостью в 116 миллионов рублей. По этому делу Басманный районный суд Москвы так же заочно арестовал и объявил в международный розыск Ивлева, а в ноябре 2016 года наложил арест на долю Ивлева в московской квартире. Юкосовский юрист, естественно, считает, что в деле по акциям «Енисейнефтегаза» нет криминала. «Это просто коммерческий спор между ЮКОСом и «Роснефтью», который завершился в 2004 году мировым соглашением между сторонами, и все акции были возвращены дочерней компании «Роснефти», ― рассказывал Ивлев «Коммерсанту».
Как сообщает Forbes, Ивлев помог своему однокурснику и другу, председателю ВЭБ Игорю Шувалову вложиться через бизнесменов Алишера Усманова и Сулеймана Керимова в акции «Газпрома» и «Сибнефти», которые принесли потом чиновнику $80-100 млн. С 1996 года Ивлев работал в Адвокатском бюро «АЛМ», основанном миллиардером Александром Мамутом и переименованном в 2001 году в «АЛМ Фельманс». Вместе с Михаилом Ходорковским Ивлев начинал развивать проект «Институт современной России», но потом отдалился от него. Сейчас в рамках «КРЕС Полишколы» Павел Ивлев помогает собирающимся переехать и уже живущим в США россиянам адаптироваться к новым условиям.