«В зале есть пострадавшие? Я хотел бы в первую очередь к ним обратиться», ― сказал Анвар Улугмурадов, член банды ГТА/GTA, обвиняемой в убийстве 17 человек.
Пострадавших не оказалось. Тогда Улугмурадов посмотрел на журналистов и начал неуверенно, чуть ли не по слогам читать с листка: «Я бы хотел принести мои искренние соболезнования пострадавшим и, если это возможно, то простить, потому что крови на моей руке нет, убийств я не совершал и делал всевозможное, чтобы избежать этого».
С понедельника, 28 мая, по среду в зале Московского областного суда проходили прения по нашумевшему делу о группе отморозков, нападавших на водителей ради обогащения. Преступления напоминали немотивированные действия персонажей популярной компьютерной игры с говорящим названием Grand Theft Auto (GTA). На скамье подсудимых оказалась только часть банды. Лидер ― Ибайдулло Субханов, он же по поддельным документам Рустам Усманов ― погиб 6 ноября 2014 года при задержании в перестрелке с полицией, четверо его основных киллеров банды ― при неудачной попытке бегства из-под конвоя 1 августа 2017 года.
30 мая подсудимые, их защитники и обвинение сказали последние слова перед приговором. Адвокаты понимали, что тюрьмы их подзащитным не избежать, поэтому пытались только смягчить наказание. Защита упирала на то, что обвиняемые не стреляли в людей, никого не били, тренировочную стрельбу по мишеням воспринимали как интересный досуг. Когда же поняли, под чьё влияние попали, испугались, что в случае их побега пострадают их близкие. Ибайдулло якобы угрожал расправой.
«Неужели они не могли убить того же самого Ибайдулло и не убивать ни в чем невинных людей? Нет, они убивают 17 человек», - отмёл прокурор Александр Архипов и указал на тщательную подготовку к преступлениям. Подсудимые тренировались в подмосковном лесу в стрельбе по мишеням и рукопашном бое. «У них спросили: «Хочешь сразу быстро получить много денег? Иди работать с Ибайдуллой». И все согласились. Все пошли», ― сказала прокурор Светлана Артемьева.
Во вторник, 29 мая, гособвинение просило суд назначить обвиняемым пожизненные сроки и штрафы от 700 до 900 тысяч рублей. Исключение ― Зафарджон Гулямов, ему грозит 25 лет колонии строгого режима. По материалам следствия, Гулямов участвовал только в одном нападении, в результате которого скончалась супружеская пара Лебедевых. Смягчающих обстоятельств прокуроры не нашли. Кроме того, пострадавшие ― выжившие после нападений и родственники погибших ― подали гражданский иск на 6 миллионов 750 тысяч рублей.
Судят пятерых: Зафарджон Гулямов, Анвар Улугмурадов, Умар Хасанов, Шерозджон Кодиров и Хазратхон Додохонов. Последний пытался закосить под невменяемого, но эксперты разоблачили симуляцию. Однако Додохонов продолжал молчать и пространно улыбаться. Адвокат объяснила это защемлением мышц лица, случившемся при травме в автоаварии. Однако 30 мая улыбка Додохонова испарилась, а он сам внимательно слушал участников процесса.
«Так получилось»
В деле «банды ГТА» 15 эпизодов и 17 трупов. В 2012-2014 годах обвиняемые нападали на подмосковных дорогах на водителей и их пассажиров, забирали ценные вещи, угоняли автомобили, чтобы потом продать. Лидера банды Ибайдулло Субханова оперативники нашли в загородном доме с высоким забором, принадлежащим завхозу Генпрокуратуры РФ. Здесь же нашли схрон - 60 единиц оружия, гранаты, боеприпасы и шипы ― их расстилали на трассе, чтобы заставить водителей остановиться.
«Человеку свойственно ошибаться. Я в своей жизни одну маленькую ошибку совершил, и она постепенно притягивала одно за другим», ― сказал в последнем слове Анвар Улугмурадов.
При встрече с Субхановым он якобы похвалился, что знает, как достать оружие ― так и стал членом банды. Подсудимый заверял, что хвастался без всякой преступной мысли. Убивать он якобы никого не собирался и не убивал ― изображал убийства, чтобы избежать наказания от Ибайдулло. Если и стрелял, то мимо людей.
«Прошу дать мне минимально возможное наказание ради моих детей, престарелых родителей, которые ждут и молят Всевышнего, чтобы я поскорей вернулся к ним», ― закончил речь Улугмурадов. Жаль, что он не думал о детях жертв при участии в преступлениях.
Умар Хасанов, как и Анвар Улугмурадов, читал последнее слово, почти не отрываясь от листка. Читал с трудом, на ломаном русском, будто видел впервые. Зачин практически слово в слово повторял предыдущую речь: Хасанов приносил «искренние соболезнования» пострадавшим, каялся и просил простить его. Выплатить сумму по гражданскому иску он сразу согласился, но частично. «Свою вину я не хочу приуменьшить, но хочу нести ответственность только за то, что сам совершил», ― заявил Хасанов. По его словам, он никого не убивал, а Ибайдулло держал его будто в заложниках под угрозой расправы над родными. «Я готов нести наказание за содеянное, но очень прошу разобраться во всех деталях», ― обратился Хасанов к судье Наталье Валиковой. По версии обвинения, Хасанов причастен к шести смертям.
«Я никогда ни в какую банду не вступал и не был её участником»
Шерозджон Кодиров говорил тихо, а с русским языком ладил меньше Хасанова. Этот с виду робкий мужчина участвовал в трёх нападениях, в которых погибли три человека. «Рустам меня обманул, угрожал, я не мог с ним справиться. Так получилось. Я раскаиваюсь», ― оправдывался Кодиров. Прощения у пострадавших он тоже просил, а судье напомнил о своих близких, в том числе и о больной матери.
Дольше всех выступал Зафарджон Гулямов. «Я никогда ни в какую банду не вступал и не был её участником», ― заявил он. Гулямов пояснил, что в апреле 2014 года ему негде было жить, поэтому он жил в автосервисе, там познакомился с Рустамом Усмановым-Ибайдуллой.
«Если существовала банда, то должно быть распределение ролей. А у меня не было никакой роли», ― оправдывался Гулямов. По его словам, он не видел ни винтовок, ни автоматов, не слышал обсуждений каких-либо преступных планов.
Обвинение вменяет Зафарджону Гулямову участие в нападении на супругов Лебедевых в ночь со 2-го на 3-е мая 2014 года. Зафарджон Гулямов утверждает, что заблаговременно ему никаких указаний не давали, а уже на месте Ибайдулло велел слушаться Муроджона Каримова (осуждён в Таджикистане на 19 лет колонии за экстремизм). Во время нападения на Лебедевых Каримов якобы приказал стрелять, а Гулямов не стал.
«Что было награблено в эпизоде с Лебедевым, мне совесть не позволила что-то взять», ― заверил Гулямов. Убийство для него якобы стало полной неожиданностью, и после он покинул банду. «Я понимал, что шёл на разбой, в чём раскаиваюсь, но я не знал, что погибнут люди», ― сказал в суде Гулямов.
Хазратхон Додохонов, как обычно, не проронил ни слова. Видимо, давно решил, что ему ничто не поможет. Потому и решился на безрассудную попытку бежать из-под стражи 1 августа 2017 года. Тогда он получил ранение в голову, а ещё четыре члена банды скончались. Абдумуким Мамадчонов, Мирзомавлон Мирзошарипов и Холик Субханов (брат Ибайдулло), погибли в перестрелке, Фазлитдин Хасанов ― в больнице. Имена неудавшихся беглецов упоминаются в материалах уголовного дела чаще прочих.
Судебное разбирательство началось летом 2016 года. Материалы дела составили 170 томов. Слушания постоянно то откладывались, то затягивались: одни адвокаты уходили в отпуска, другие отказывались от дела, подсудимые пытались бежать, а первый день прений сорвал арест защитника Хасанова ― Абубакора Манаева. Адвоката обвиняют во взяточничестве. Если жизнь не подкинет новый сюрприз, то приговор «банде ГТА» огласят 1 августа.
См. предыдущие репортажи об этом процессе:
- «Волшебное дело» банды ГТА. К гадалке не ходи. Прения сторон по делу «банды ГТА», обвиняемых в убийстве 17 человек на подмосковных дорогах, отложены из-за ареста адвоката. Его взяли с поличным при получении взятки в 5 млн рублей».
- «Члены «банды GTA» - склонны к нападениям, побегу и терроризму. В Мособлсуде зачитали характеристики пятерых, оставшихся в живых, членов «банды GTA»
- «Дело «банды GTA»: закосивший под невменяемого замолчал. Один из членов «банды ГТА» отказался от дачи показаний. Он участник знаменитого, но неудачного побега из Мособлсуда в августе 2017 года».