Криминал 14.05.18 19:07

«Чёртова дюжина» из Сыктывкара

FLB: Лето бывший глава республики Коми Вячеслав Гайзер и его сообщники проведут в камере. Суд продлил арест обвиняемых до 27 августа

«Чёртова дюжина» из Сыктывкара

14 мая судья Замоскворецкого районного суда Москвы Елены Аверченко продлила арест экс-главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и его коллег по делу до 27 августа, а также продлила арест их имущества. Следующее заседание пройдёт 16 мая.

Напомню, судят руководство республики:
1) Вячеслава Гайзера,
2) его заместителя Алексея Чернова,
3) председателя Госсовета Коми Игоря Ковзеля,
4) члена Совета Федерации и бывшего главу Коми Владимира Торлопова,
5) руководителя республиканского Фонда поддержки инвестпроектов Игоря Кудинова,
6) бывшего руководителя Сыктывкарского лесопильно-деревоперерабатывающего комбината Валерия Веселова,
7) экс-начальника управления информации правительства Коми Павла Марущака,
8) гендиректора ООО «Инари» Михаила Хрузина,
9) директора ООО «Советник» Наталью Моторину,
и так называемых «финансистов-технологов» -
10) Льва Либинзона,
11) Валерия Малярова,
12) Сергея Смешного,
13) Александра Третьякова.

На видео FLB: «ОПС Гайзера» вводят в зал суда

По версии следствия, экс-заместитель председателя правления ГК «Ренова» Александр Зарубин создал преступное сообщество, которое похитило 100% акций птицефабрики «Зеленецкая», чем причинило ущерб свыше 3,34 млрд рублей. По данным обвинения, фигуранты уголовного дела также похитили более 67 млн рублей из Фонда поддержки инвестиционных проектов Коми, получили взятки на общую сумму около 198 миллионов рублей и отмыли почти миллиард - 988,5 миллионов рублей.

Фигурантов уголовного дела арестовали в сентябре 2015 года, в суд дело передали в конце 2017 года. Зарубину удалось бежать, предположительно в Великобританию. Он объявлен в международный розыск.

Один из обвиняемых, находившийся под домашним арестом - доверенное лицо Зарубина и руководитель компании «Комплексное управление проектами» Алексей Соколов - погиб 7 мая в Новороссийске. Его сбил «Инфинити», когда Соколов ехал вечером на скутере. А два года назад, летом 2016 года в СИЗО «Матросская тишина» скончался ещё один фигурант дела - гендиректор компании «Комижилстрой» Антон Фаерштейн. Его труп нашли с признаками удушения, но официальная версия - самоубийство. Фаерштейн давал подробные показания следствию против своих сообщников.

Ещё один из фигурантов дела финансист Демьян Москвин заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве и в отдельном порядке был осуждён 8 мая на 6 лет колонии строгого режима и штраф в 2 миллиона рублей. Как установил суд, Москвин управлял денежными потоками организованного преступного сообщества (ОПС) в офшорах.

У каждого из оставшихся 13 подсудимых есть свой адвокат, поэтому небольшой кабинет суда заняли только участники процесса. Журналистам традиционно отвели место на… проходной. Где обстановка близка к вокзальной. На тихое бормотание обвинения и судьи пожаловался даже один из адвокатов, что уж говорить о тех, кто слушал процесс по видеотрансляции.

В начале заседания судья Елена Аверченко зачитала список арестованного имущества подсудимых, которое должно было стать предметом судебного разбирательства. Однако обвинение подало ходатайство и о продлении ареста подсудимых до 27 августа. Защита к такому повороту оказалась не готова.

«Ранее суд назначил арест подсудимых до 27 мая. Считаю, что обвинение подало ходатайство преждевременно и совмещать обсуждение ареста имущества и подсудимых не стоит», - сказал адвокат Гайзера Вячеслав Леонтьев.

Адвокатские штучки

Неожиданно адвокат экс-заместителя главы Коми Алексея Чернова - Карен Григорян заявил, что хотел бы отложить и обсуждение ареста имущества … из-за неявки Алексея Соколова. Ровно по той же причине суд отложил прошлое заседание. Григорян отметил, что до сиз пор необходимых документальных подтверждений смерти подсудимого суд защите не предоставил. «Я вот только сейчас заметил отсутствие Соколова», - «искренне» сказал Григорян.

Обвинение на это возразило, что о смерти Соколова всем объявили в прошлый раз.

Но тему «неявки» погибшего продолжила адвокат бывшего руководителя Сыктывкарского лесопильно-деревоперерабатывающего комбината Валерия Веселова. Она поддержала Григоряна и заметила, что защитник Соколова находится в зале, хотя погибший заключал соглашение до 27 апреля. Следовательно, необходимо согласие родственников, которое сейчас предоставить невозможно. Кроме того, у Веселова плохое здоровье, утверждает адвокат, но справки о невозможности содержания подзащитного в СИЗО собрать не успели. Обвинение же доказательства обратного тоже не предоставили. «У ФСИН нет возможности предоставить необходимую медицинскую помощь, а здоровье нельзя вернуть ни за какие деньги», - подчеркнула адвокат Веселова. (В общем, как вы понимаете, для адвокатов все методы хороши, лишь бы затянуть процесс. Это ни плохо - ни хорошо, это судебные реалии состязательного процесса).

«Я так и не понял, в чём же я виноват»

Подсудимые и их защита убеждали судью в том, что меру пресечения необходимо смягчить, потому что никаких конкретных доводов обвинение не предоставило - только абстрактные. При этом обвинение мотивирует решение сразу по всем подсудимым, не разбирая обстоятельства каждого в отдельности. Они же одинаковыми у всех не могут быть. Обвинение считает, что подсудимые могут оказывать давление на свидетелей. На это защита ответила, что домашний арест позволяет пресечь какие-либо связи подсудимого с внешним миром.

Руководитель республиканского Фонда поддержки инвестпроектов Игорь Кудинов попросил суд дать ему ознакомиться с материалами обвинения, которыми оно мотивирует необходимость продления ареста, на что получил отказ. «То есть материалов нет», - усмехнулся Кудинов.

Экс-начальник управления информации правительства Коми, подсудимый Павел Марущак предоставил суду документ, подтверждающий статус его семьи как малоимущей. При этом у него четверо несовершеннолетних детей. Но, как пишут «Известия», жене Марущака Екатерине подконтрольны СМИ «БИКоми» и «Красное знамя Севера», которые получали самые выгодные контракты на PR и освещение деятельности властей. Следствие не исключает, что часть средств осело в карманах Марущуков.

Адвокат Вячеслава Гайзера Леонтьев заметил, что его подзащитный имеет государственные награды, а также в отношении его прекращены два дела и один эпизод по оставшемуся делу. В Москве супруга Гайзера имеет жильё, которое огорожено и находится под постоянным наблюдением камер. Сам Гайзер так же просил перевести его под домашний арест. «Хоть раз обвинение объяснило, в чём разница между мной и теми, кто находится под домашним арестом?», - спросил экс-глава Коми и подчеркнул, что обвинение не привело ни единого примера, который бы говорил, что Гайзер может сбежать.


Теперь Вячеслав Гайзер мечтает хотя бы о домашнем аресте. Фото FLB

Прокурор также указал на то, что обстоятельства, при которых суд назначал арест подсудимым, не изменились, поэтому нет причин изменять меру пресечения. Бывший заместителя главы Коми Алексей Чернов с этим не согласился. «Обвинение объясняло необходимость содержания меня под стражей связями моего отца и брата. Однако они уже несколько лет как умерли». Чернов отметил, что против него давали показания экс-зампред правительства Коми Константин Ромаданов и бывший сенатор от Коми Евгений Самойлов. Первый отказался от своих слов, Самойлов - «ушёл на 51 статью» (отказ от показаний против себя).

Алексей Чернов убеждал, что не сможет совершить побег без денег и документов, а заключение в СИЗО затрудняет подготовку к судебным заседаниям. Передача документов занимает от одной до трёх недель. «В моей камере уже нет места - всё заставлено томами дела. Благо, сосед хороший, всё понимает», - заявил Чернов.- «Я так и не понял, в чём же я виноват. Ни один из свидетелей не рассказал о злоупотреблении мной должностными полномочиями». Его адвокат Карен Григорян выразил готовность внести 3,5 млн рублей залога из личных средств, если суд изменит меру пресечения на залог. Бабушка Чернова согласна, по словам защитника, поселить внука у себя на время судебного разбирательства.

Доводы защиты не убедили суд - арест подсудимым продлили. После этого стороны перешли к обсуждению ареста имущества. Адвокаты склоняли к тому, что арестованное имущество приобретено на законные средства. Адвокат Вячеслава Гайзера отметил, что арестованная недвижимость куплена до периода, указанного следствием как время совершения преступлений. Земельный же участок и вовсе продан, и его арест нарушает права третьих лиц. Однако суд и здесь постановил продлить арест. Да, и напомним, судят сейчас 13 человек, а 14-й – Александр Зарубин – наблюдает за всем происходящим из безопасного пока «прекрасного далёко».

Ещё на эту тему

27.04.2018 22:22:50 #Суды

Дело Пушкарёва: ФСБ обвинили в незаконной «прослушке»

FLB: Из 120 томов уголовного дела экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарёва суд рассмотрел пока 26 томов. Нюансы ОРД

05.07.2018 18:10:06 #Суды

Лидеру «ОПГ реставраторов» отказали в пересмотре дела

FLB: Генпрокуратура посчитала наказание для бывшего замминистра культуры Григория Пирумова слишком мягким

Как два банкира и учитель русского языка грабанули банк на «три копейки»

FLB: Прокурор попросил для отца «полковника-миллиардера»  и его подельника банкира соответственно 5 и 6 лет колонии. Репортаж из зала суда

«Хвастался своей «крышей» в спецслужбах и тем, что его скидочные карты у Пескова и Лаврова»

FLB:  Полковнику Захарченко следователь ФСБ пообещал двухзначный срок и заявил, что «с Мосгорсудом уже договорились». Репортаж из зала суда

Мы в соцсетях

Новости партнеров