Другого пути нет
Итак, банкротство находящейся в сложном финансовом положении авиакомпании "Трансаэро" является единственно возможным вариантом, заявил глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев. Об этом информирует сегодня РИА Новости .
"Я думаю, что другого варианта просто нет. Попытки найти другие варианты не увенчались успехом. Поэтому сейчас мы исходим из того, что это единственно возможный вариант", — сказал Улюкаев журналистам, отвечая на вопрос, есть ли другие варианты урегулирования ситуации вокруг "Трансаэро", кроме банкротства.
Глава Сбербанка Герман Греф заявил , что спасти компанию, скорее всего, не получится.
Позднее ситуацию прокомментировал глава Минтранса РФ Максим Соколов. По его словам, пишет «Интерфакс», крупные кредиторы "ведут себя адекватно", но пока не смогли договориться между собой об условиях реструктуризации задолженности.
"Вопрос банкротства в исключительной компетенции кредиторов, находится в правовом поле. Поэтому, если этот процесс будет иметь место, то в правом поле, в рамках закона о банкротстве. На данный момент исков о банкротстве нет. Работает штаб в Росавиации", - сказал он.
"Фактически только одно возможное решение остается. Другого нет", - сказал источник «Интерфакса» в финансово-экономическом блоке правительства. При этом, по его словам, такие решения должны утверждаться на политическом уровне.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе осмотра аэропорта в Калуге заявил, что причиной финансовых проблем авиакомпании «Трансаэро» стал избыточный парк самолетов, отмечает ИА REGNUM.
По его словам, руководство авиакомпании закупило «лишнее, когда был пик, на этом, собственно, и просчитались». Надо было поменьше, резюмировал глава правительства.
Второй источник "Интерфакса", близкий к сделке, назвал три причины, по которым "Трансаэро" будет обанкрочена. По его словам, во-первых, акционеры авиаперевозчика так и не смогли консолидировать 75%+1 акций, во-вторых, кредиторы "Трансаэро" не согласились на модель реструктуризации долга, которая была предложена Сбербанком. Третьей причиной собеседник агентства назвал отказ Минфина РФ выделить госгарантии в размере 85 млрд рублей на реструктуризацию долгов "Трансаэро", которые были обещаны на ранней стадии переговоров.
|
|
В то же время банк «Международный финансовый клуб», крупнейшим акционером которого является Михаил Прохоров, предложил спасти авиакомпанию «Трансаэро» от банкротства, передав её в управление кредиторам. Об этом сообщает агентство «Интерфакс».
Речь идёт всё о той же доли в 75 % плюс одной акции, которые в данном случае достанутся уже не «Аэрофлоту», а банкам. МФК предлагает им принять единый подход к реструктуризации долгов «Трансаэро», включающий установление льготного периода, необходимого для финансового оздоровления компании, а также списание 20 % задолженности. Тогда у перевозчика на балансе останется «тот разумный объём долга, который компания сможет обслуживать за счёт своих денежных потоков». Оставшийся долг предлагается конвертировать в ценные бумаги. При этом Центробанк попросят не учитывать задолженность авиакомпании как дополнительную нагрузку на капитал банков-кредиторов.
Днем ранее один из собеседников РБК уточнил, что «Аэрофлоту» и кредиторам «Трансаэро» не удалось достичь договоренностей.
Долги «Трансаэро» (около 85 млрд руб.) не будут переведены на «Аэрофлот», а останутся на балансе ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», которому предстоит пройти через процедуру банкротства. Часть самолетов будет передана «Аэрофлоту», часть — структуре одной из его дочерних компаний. Оставшиеся самолеты будут возвращены лизингодателям.
Министр транспорта Максим Соколов заявил, что Росавиация направила «Трансаэро» уведомление о прекращении продажи билетов на регулярные рейсы авиакомпании с 1 октября. Соколов сообщил, что пассажиров «Трансаэро» перевезут «Аэрофлот», UTair, S7 и другие авиакомпании. Пока у «Трансаэро» не отозвана лицензия, и она продолжает работу. По поводу банкротства «Трансаэро» Соколов заявил, что пока исков по банкротству от кредиторов компании нет, и банкротство — это лишь один из вариантов.
Помимо задолженности «Трансаэро» банкам, авиакомпания должна еще 150 млрд руб. по лизингу за самолеты. «Аэрофлот» собирался приобрести 75% плюс одна акция «Трансаэро» за символический 1 руб. С 7 сентября «Трансаэро» находится под операционным управлением «Аэрофлота». Ранее на этой неделе сообщалось, что акционеры «Трансаэро» не смогли собрать пакет акций, который должен был выкупить крупнейший российский авиаперевозчик. Как писал «Коммерсантъ», одной из причин срыва сроков поглощения являлось нежелание миноритариев «Трансаэро» избавляться от акций.
Александр и Ольга Плешаковы
29 сентября председатель совета директоров «Трансаэро» Ольга Плешакова объявила о передаче своих акций компании мужу — Александру Плешакову, который сейчас владеет 60% компании, отмечает РБК .
Тем временем компании по онлайн-бронированию начали убирать билеты "Трансаэро" со своих ресурсов. Так, крупнейший ресурс по онлайн-продаже билетов Aviasales перестал продавать билеты на рейсы "Трансаэро" после информации о возможном банкротстве перевозчика. Как сообщил ТАСС представитель Aviasales Янис Дзенис, в 20:30 мск в компании приняли решение исключить билеты "Трансаэро" из выдачи, несмотря на то, что они все еще присутствуют в глобальных дистрибуционных системах и даже на сайте перевозчика. К 21:00 мск все предложения "Трансаэро" на портале Aviasales стали недоступными для пользователей, которые ищут билеты через ресурс.
Сегодня, 2 октября, председатель совета директоров и бывший акционер находящейся в сложном финансовом положении авиакомпании "Трансаэро" Ольга Плешакова заявила о готовности семьи передать все консолидированные акции банковскому консорциуму. Об этом информирует РИА Новости .
"В связи с отказом от продления оферты со стороны "Аэрофлота", мы готовы передать все консолидированные акции банковскому консорциуму" — написала Плешакова на своей странице в Facebook .
В чем причины сложившейся ситуации?
"360 Подмосковье" поговорил с главным редактором сайта Avia.ru Романом Гусаровым в начале сентября на эту тему. Вот что сказал Гусаров.
"Трансаэро" слишком быстро росла . И не просто росла, пытаясь угнаться за растущим спросом (у нас в минувшие годы был в 15 и более процентов рост пассажиропотока), а росла с опережением. Для этого надо было привлекать много кредитных ресурсов, приобретать много техники, то есть развиваться достаточно быстро. Компаниям, которые до экономического кризиса росли интенсивно и набрали много долгов, сейчас сложнее всего. Долги есть, а спрос и рынок, на которые они рассчитывали - нет. Авиакомпания не в состоянии обслуживать те обязательства, которые они на себя брала. А в авиации надо всегда идти с опережением: если вы понимаете, что у вас пассажиропоток растет в среднем на 15% в год, вам надо этими активами обзавестись заранее, чтобы обучить персонал, подготовить технических специалистов, парк приобрести, обкатать новые маршруты. То есть идут инвестиции в будущее время. И когда внезапно происходит некий срыв, а произошли события, на которые в "Трансаэро" никак не могли повлиять - общий экономический кризис. Вот в таких ситуациях компаниям, которые быстро росли, пришлось тяжелее всего.
Затем в СМИ попала информация о том, что вместо аэробусов европейского производства "Трансаэро" переключается на самолеты китайской сборки , причем даже не покупает их, а берет в аренду, пишет «Банкрот». Попытки сэкономить на таком важном параметре, как качество и безопасность воздушных судов, заставляют вновь заподозрить, что "Трансаэро" близко к банкротству или, по крайней мере, испытывает серьезные финансовые затруднения.
Сам скандал , связанный с закупками самолетов «Трансаэро» в Китае, разгорелся в конце марта 2014 года. Ведь именно тогда стало известно, что авиаперевозчик «Трансаэро» подписал соглашение с лизинговой компанией ICBC Leasing о поставках шести воздушных судов Airbus A321.
Еще одну причину банкротства называет гендиректор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак: «После экономического кризиса 2008 года, несмотря на то, что рынок пошел в рост, авиакомпании пересмотрели свои бизнес-планы. Стратегии развития стали более консервативными. Так, например, поступила авиакомпания S7. Этот перевозчик сделал ставку не на объемы перевозок, а на эффективность. "Трансаэро" же, наоборот, увеличивала провозные емкости и пассажиропотоки. Авиакомпания "Трансаэро" рискнула и, к сожалению, не угадала ", - говорит Рыбак.
Напомним, «Трансаэро» — второй по величине авиаперевозчик России. Долг «Трансаэро» оценивается в 250 млрд рублей. 150 млрд рублей из них приходится на обязательства по лизингу, около 20 млрд рублей составляют долги перед аэропортами и топливно-заправочными компаниями. ВТБ авиакомпания должна 12 млрд рублей, Газпромбанку — 7,9 млрд рублей. О размере долга перед Сбербанком не сообщается.
Парк самолетов «Трансаэро»
На 15 сентября 2015 в самолетном парке Трансаэро насчитывается 104 лайнера, еще 5 заказано. Средний возраст самолетов - 16.3 года, информирует «Самолеты.org».
Самый возрастной - Боинг 737-300, с бортовым номером - ЭИ-рентгенологического обследования грудной клетки. Его возраст - 26.4 года. Самый новый - Аэробус А321-200, с бортовым номером ЭИ-СИД. Ему - 0.1 год.
В основном флот состоит из самолетов американской авиа-строительной компании "Боинг". В июле 2015 начали поступать первые самолеты компании Airbus.
Airbus А321-200 (Эйрбас А321) — 3 самолета
Боинг 737-300 (Боинг 737-300) — 3 самолета
Боинг 737-400 (Боинг 737-400) — 5 самолетов
Боинг 737-500 (Боинг 737-500) — 14 самолетов
Боинг 737-700 (Боинг 737-700) — 6 самолетов
Боинг 737-800 (Боинг 737-800) — 19 самолетов
Боинг 747-400 (Боинг 747-400) — 3 самолета
Боинг 767-200 (Боинг 767-200)
Боинг 767-300 (Боинг 767-300)
Боинг 777-200 (Боинг 777-200)
Боинг 777-300 (Боинг 777-300)
Ту-214 (Ту-214)
|