Объем кредитов банка ВТБ "Мечелу" составляет 1,8 миллиарда долларов; при формировании резервов под них банк использовал консервативный подход, сообщила директор управления по работе с инвесторами ВТБ Наталия Долгова, пишет РИА Новости .
" Наш объем кредитов "Мечелу" составляет 1,8 миллиарда долларов. На данный момент этот кредит зарезервирован достаточно консервативно ", — сказала Долгова, выступая на дне инвестора ВТБ. При этом она не уточнила, какой именно объем резервов сформировал банк. По словам Долговой, необходимость дальнейшего резервирования по кредитам будет зависеть от того сценария, который будет принят по итогам обсуждения ситуации с металлургической компанией между тремя сторонами: банками, собственниками "Мечела" и государством. " Если возникает ситуация банкротства, тогда мы будем смотреть на эту ситуацию как на банкротство . Если это другие решения, соответственно, будут необходимы другие резервы", — добавила Долгова, отметив, что залоги по кредитам оцениваются как ликвидные.
РБК напоминает, что банк ВТБ в пятницу, 26 сентября, подал иск в Московский арбитражный суд, требуя взыскать с компании «Мечел» 2,99 млрд руб. Поводом для подачи иска стало то, что «Мечел» не сумел выплатить проценты по взятым ранее кредитам. Срок очередного платежа прошел 25 сентября 2014 года.
«Кредит не обслуживается, поэтому мы подали к «Мечелу» иск о возврате просроченной задолженности», – сообщила в пятницу газета «Известия» со ссылкой на президента – председателя правления ВТБ Андрея Костина. По его словам, такой же позиции придерживаются и другие кредиторы «Мечела» – Сбербанк и Газпромбанк.
Костин отметил, что оснований для списания кредита нет, а реструктуризация долгов «Мечела» существенно не улучшит положение компании, отмечает РБК.
" Списывать кредит нет оснований. Реструктуризация долгов "Мечела" существенно не улучшит положение компании ", - полагает банкир. По его данным, аналогичной позиции в отношении долгов "Мечела" придерживаются и другие кредиторы - Сбербанк и Газпромбанк , отмечает «Интерфакс».
Пока в базе данных суда информации об исках Сбербанка и ГПБ нет.
Стоит отметить, что накануне акции горно-металлургической компании "Мечел" Игоря Зюзина упали на 14,5% в ходе торгов на Московской бирже - до 15,3 рубля за бумагу. Это новый исторический минимум. Капитализация концерна с годовой выручкой 8,6 млрд долларов и EBITDA в 730 млн долларов рухнула до 176,2 млн долларов. С мая 2008 года, когда стоимость "Мечела" составляла 13 млрд долларов, компания подешевела в 75 раз. Акции "Мечела" падают с начала недели. 22 сентября они подешевели более чем на 22%, на следующий день - еще почти на 25%. За четыре дня компания потеряла 53% стоимости, напоминает NEWSru.com .
Чистый долг «Мечела» составляет около $8 млрд, значительная часть задолженности приходится на крупнейшие российские банки – Сбербанк ($1,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Газпромбанк ($2,3 млрд).
Долг «Мечела» перед ВТБ — $1,8 млрд, он включает в себя номинированный в рублях кредит на $1,5 млрд, рублевые бонды на $116 млн и более мелкие валютные кредиты. В мае компания рефинансировала этот кредит, говорится в отчете «Мечела» за 2013 г. Корректировка кредитного соглашения предусматривала продление льготного периода погашения до апреля 2015 г. Ставка по этому кредиту варьируется от трехмесячного «Моспрайм» + 2,65% до «Моспрайм» + 4,95% и зависит от отношения чистого долга к EBITDA. Обеспечение по кредиту — 37,5% «Мечел-майнинга». Гарантии по кредиту предоставили «дочки» «Мечела» — Братский ферросплавный завод, Челябинский металлургический комбинат (ЧМК) и торговые структуры Mechel Trading и Mechel Service, сообщают «Ведомости».
У банков есть альтернатива банкротству — конвертация долга в акции, но «Мечел» от нее отказывается , рассказывал Костин. Гендиректор «Мечела» Олег Коржов рассказывал «Ведомостям», что банки предлагают «Мечелу» провести допэмиссию, конвертировав $3 млрд долга из имеющихся $5,5 млрд в акции компании. В этом случае ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк получили бы 75% акций «Мечела», у основного акционера — председателя совета директоров компании Игоря Зюзина осталось бы 10%. Акционеру предложили колл-опцион на возможность выкупа акций, но при условии, что он заплатит $3 млрд плюс 15% годовых в валюте. Это невыполнимые условия, резюмировал Коржов.
И это не все проблемы, которыми грозит «Мечелу» допущенный дефолт. У компании есть предэкспортный синдицированный кредит на $1 млрд. Заемщиками выступали «дочки» «Мечела» — «Якутуголь» и «Южный Кузбасс, организаторами были ING Bank, Societe Generale и VTB Capital. По этому кредиту заложено 15% плюс 1 акция «Якутугля» и 10% акций «Южного Кузбасса». Банки имеют право потребовать досрочного погашения долга, говорится в отчете «Мечела», если компания нарушит условия по другим обязательствам, отмечают «Ведомости».
На прошлой неделе Костин предупредил : если руководство «Мечела» продолжит отвергать предложение кредиторов о конвертации долга компании в ее акции, банк ВТБ вынужден будет обратиться в суд.
«Если компания не может нести долговую нагрузку, единственным и самым рациональным способом является конверсия долга в equity, что на самом деле для банка не очень хорошо. Если этого не будет, к сожалению, другого выхода, кроме как применять меры правового характера в плане подачи иска, у нас нет, потому что предлагаемый план «Мечела» нас не устраивает. Он не решает главную проблему. Сколько долги не реструктурируй, эта нагрузка непосильна», – говорил он.
22 сентября стало известно, что встретившийся с главой банка ВТБ Андреем Костиным президент России Владимир Путин считает, что заемщики сами должны нести ответственность по своим долгам.
«Все они должны понимать, что все вопросы, которые будут возникать не в результате каких-то политических событий, а именно в ходе их хозяйственной и финансовой деятельности, в соответствии с законами рынка, они должны будут нести этот груз самостоятельно и должны будут об этом всегда думать, никогда об этом не забывать», – говорил Путин.
Костин назвал такой подход «абсолютно справедливым» и посетовал на то, что не все клиенты «в полной мере учитывают конъюнктуру рынка», а потом пытаются «какие-то особые условия получить от банковского сектора».
Фактически иск о возврате задолженности — это первый шаг к банкротству «Мечела», вероятность которого не исключал ни сам Костин, ни глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев . Последний заявил, что банкротство «Мечела» является вероятным сценарием и «трудно предложить какой-то другой резонный вариант», отметила газета «Известия» .
Сбербанк России поддерживает позицию ВТБ о взыскании долгов "Мечела" по предоставленным кредитам через суд. Об этом сообщил журналистам глава Сбербанка Герман Греф, писал в пятницу ИТАР-ТАСС .
" Мы полностью солидарны с позицией ВТБ и Андрея Костина (глава ВТБ. - ИТАР-ТАСС), которую он высказал, у нас единая позиция ", - сказал Греф.
По словам генерального директора "Мечела" Олега Коржова, именно план финансового оздоровления компании, включающий в себя реструктуризацию задолженности перед банками на условиях отсрочки по выплате основного долга до пяти лет, снижения процентных платежей до уровня ставки ЦБ плюс 1-2% годовых и капитализации половины процентов на два года, является оптимальным компромиссным вариантом для всех сторон, отмечает ИТАР-ТАСС.
"Мечел" - крупнейший в России производитель коксующегося угля для сталелитейных компаний , напоминает NEWSru.com . Группа "Мечел" объединяет производителей угля, железорудного концентрата, стали, проката, ферросплавов, продукции высоких пределов, тепловой и электрической энергии. В компании работают около 70 тыс. человек .
Профильные ведомства с участием госбанков, инвестиционных консультантов и финансистов самого "Мечела" рассматривали несколько вариантов реструктуризации долгов, в том числе с конвертацией долга перед банками-кредиторами в акции компании - в таком случае доля основного владельца "Мечела" Игоря Зюзина должна снизиться с нынешних 67,42% до 5%. Но договориться им не удалось. По неофициальной информации, Зюзина при такой схеме не устраивали широкие права кредиторов по управлению "Мечелом".
Ранее ИТАР-ТАСС сообщал, что правительство согласовало две схемы спасения "Мечела", исключающие возможность банкротства. Вместе с тем предусматривалась возможность хотя бы временной потери контроля над компанией ее основным акционером Игорем Зюзиным . Как сообщал ИТАР-ТАСС источник, близкий к одному из банков-кредиторов, финансовые организации в основном поддерживают такую схему.
В конце августа "Мечел" также предложил кредиторам конвертировать валютные кредиты в рубли по ставке рефинансирования ЦБ плюс 1-2%.
На сегодняшний день окончательное решение о реструктуризации долга "Мечела" не принято, дата очередного совещания правительства по этому вопросу еще неизвестна.
Ранее на FLB о скандалах вокруг «Мечела»: Спасти «Мечел» За спиной «Фиаско года» «Доктора» требуют устранения Зюзина “Зюзину прислали Учителя”, «Кредиторы шарахаются от «скелетов в шкафу», «Альфа-банк остался без денег», «Почему Альфа-банк спешит с деньгами», «Игорь Зюзин «снизил издержки» на 6 лет отсидки», «Законная сделка с тремя неизвестными», “Не дал стране угля”, «Ванинское аукционное противостояние», «Зюзин под подозрением»."
|