В последние дни на россиян обрушилось много всякой информации. Каждая сама по себе она удивляет, огорчает и даже радует. Но поставленная рядом друг с другом, дает стереоскопический взгляд на окружающий мир и позволяет увидеть то, о чем не договаривают ни политики, ни СМИ.
«Ведомости» опубликовали статью под броским заголовком «Правительство готовится к масштабной реформе системы управления. Возможно, оно перестанет работать по поручениям президента». У статьи два автора – Елизавета Базанова и Филипп Стеркин.
Поручений много, а толку...
Цель обсуждаемой в правительстве реформы, пишут журналисты, ссылаясь на анонимных федеральных чиновников, - перейти от ручного управления, от работы по поручениям к проектной. Презентацию об изменении системы государственного управления для правительства подготовила команда главы Сбербанка Германа Грефа «совместно с чиновниками и открытым правительством». Именно Греф запустил обсуждение реформы.
Отечественная бюрократическая машина, пишут авторы статьи, утопает в поручениях президента: «в 2010-2014гг. их число росло на 33-37%, менее 60% выполняется качественно». На тысячу распоряжений российского президента в год приходится всего 32 распоряжения американского. Газета цитирует ироничное замечание высокопоставленного собеседника: «Мы изобрели уникальную систему управления». Члены правительства, пишут авторы статьи, ссылаясь на текст презентации, сами недовольны своей работой. Это и не удивительно. Газета, ссылаясь на компетентных собеседников, рисует принцип работы так называемого ручного управления: «часто чиновники или бизнесмены успевают добежать до президента или премьера с заведомо непроходными проектами или идеями, дается поручение проработать, тратятся время, силы, в том числе на то, чтобы снять поручение с контроля».
Идея перехода от поручений к проектной работе – это фактически попытка перехода к новой политической системе - от вертикальной к горизонтальной, отмечает политолог Алексей Макаркин, мнение которого приводят журналисты.
Иными словами, понимание, что вертикаль исчерпала себя, все больше овладевает умами. В том числе, судя по публикации, и в окружении Путина. Объективные данные, буквально напирающие со всех сторон, свидетельствуют о том, что с экономикой в стране, мягко говоря, не все ладно.
Профсоюзы недовольны
Недавно газета «Труд» опубликовала анализ экономической ситуации, сделанный председателем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым на заседании Генерального совета ФНПР. Профсоюзный лидер назвал ее кризисной. В отличие от кризиса 2008-2010 годов, заметил Шмаков, в этот раз не были приняты меры по увеличению бюджетных расходов на заработную плату и социальные пособия. Сокращено финансирование отраслей социальной сферы, в том числе расходы на оплату труда работникам бюджетной сферы федерального уровня, на индексацию оплаты труда госслужащих и военнослужащих. Индексация пенсий, социальных выплат и пособий существенно ниже фактической инфляции. Отменена индексация пенсий работающим пенсионерам. Не было поставлено даже подобие задачи по ограничению роста цен на товары и продукты первой необходимости.
По оценке Счетной палаты, на которую в своем докладе сослался председатель ФНПР, антикризисный план 2015 года по большей части выполнен формально. Если оценивать антикризисные мероприятия по результатам, достигнутым в экономике, то в реальности его не удалось реализовать и на 30%. Мероприятия по импортозамещению не дали ощутимых результатов. Исключение составляют лишь агропромышленный и военно-промышленный комплексы, где государство применило активную форму поддержки и целевое финансирование.
В остальных отраслях, сказал Шмаков, ситуация плачевная. Устаревшие технологии и износ производственных фондов (по итогам 2014 года — 49%), физически и морально устаревшее оборудование не позволяют производить конкурентоспособную продукцию. В результате фактическая девальвация рубля, которая в обычных условиях стимулирует увеличение экспорта, не привела к увеличению спроса на российские товары за рубежом.
Если говорить об антикризисном плане, который должен был остановить падение экономических показателей и доходов граждан, заявил лидер профсоюзов, то можно сказать: он «утонул». Экономика России в 2015 году показала рекордное падение за последние семь лет. Согласно официальной статистике, снижение ВВП составило 3,7%, объем промышленного производства снизился на 3,4%, инвестиции в основной капитал — на 8,4%, оборот розничной торговли — на 10%. Реальная зарплата сократилась на 9,5%, а реальные денежные доходы — на 4%. Задолженность по выплате заработной платы выросла за 2015 год на 61%. В начале февраля долги по зарплате выросли за месяц на 21%.
Не нужно быть пророком, сказал в своем выступлении, опубликованном газетой «Труд», Шмаков, чтобы предсказать: проведение нынешней денежно-кредитной политики приведет к дальнейшему спаду производства и инвестиций, снижению конкурентоспособности отечественной промышленности, сжатию потребительского спроса, банкротству предприятий, росту безработицы. Что и происходит сейчас на наших глазах.
Ночное совещание в Кремле
И с этим невозможно не согласиться. Буквально на днях СМИ разнесли невеселую весть: премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, устанавливающее прожиточный минимум на четвертый квартал 2015 года на 221 рубль меньше аналогичного показателя в третьем квартале. Та же газета «Труд» привела мнение специалистов: несмотря на то, что средняя зарплата по стране в номинальном выражении выросла на 3,1% и составила 32 122 рублей, в реальном выражении она снизилась на 6,1%.
По данным Минтруда, пишет старейшее общественно-политическое издание, число россиян, живущих на доходы ниже прожиточного минимума, в 2015 году перевалило за 19 миллионов.
Разумеется, это не может не беспокоить Кремль. Причем слово «беспокоить», видимо, не отражает и десятой доли той тревоги, которой охвачена и администрация президента, и кабинет министров. Об этом можно судить по тому, в каком спешном порядке, почти ночью, Путин провел совещание по вопросам экономики. (О нем, в частности, сообщила газета «Взгляд»).
Состав участников ночного совещания тоже о многом говорит: председатель правительства России Дмитрий Медведев, первый вице-премьер Игорь Шувалов, помощник президента Андрей Белоусов, министры финансов Антон Силуанов и экономического развития Алексей Улюкаев, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
И хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков попытался снизить ажиотаж, который возник в СМИ в связи со столь поздним совещанием, заявив, что для государственных дел просто не хватило «световых суток», в его риторике угадывается лукавство. Такие полуночные бдения руководителей страны в таком «экономическом» составе не случаются по рутинному поводу. Надо полагать, участники совещания, что называется, с калькулятором в руках подсчитывали наличность в державном кармане. И выходило, как ни крути, что доходов крайне недостаточно, чтобы покрывать немалые расходы большой страны. По данным СМИ, (в частности, об этом сообщил журнал «Биржевой лидер») только военная операция в Сирии высосала из бюджета 38,5 млрд рублей.
Нельзя исключать, что столь быстрое и неожиданное решение президента о выводе наших войск из Сирии, удивившее мир, продиктовано именно проблемами, которые откровенно обсуждались на ночных бдениях.
И ночное совещание у президента, и вывод войск из Сирии, и жесткая статистика о делах в экономике, и проект Грефа о реформе политической системы в стране – все это наводит на мысль о том, что Россия подошла к необходимости очень серьезных перемен.
|