“Следственный комитет может передать судно Arctic Sunrise, арестованное в сентябре 2013 года, на ответственное хранение Росморпорту, сообщил пресс-секретарь Мурманского филиала Росморпорта Олег Стародубцев”, - информирует 30 января «Коммерсант-Online».
«Договор о передаче от СКР «Росморпорту» на ответственное хранение арестованного в сентябре прошлого года судна Arctic Sunrise находится на стадии согласования», - пишет в четверг издание Газета.Ру.
"Есть предложения (о передаче судна) в виде договора, который сейчас находится на стадии согласования", - сообщил сегодня агентству "Интерфакс" пресс-секретарь Мурманского филиала Росморпорта Олег Стародубцев, уточнив, что вопрос проходит согласование в Росморпорте, Минтрансе и СКР.
Стародубцев отметил, что судно с октября находится на территории мурманского филиала Росморпорта, который занимается его обслуживанием. Вместе с тем корабль не имеет никакого официального статуса и не проходит по документам ведомства”.
Мурманский филиал Росморпорта не хочет больше ни содержать, ни охранять «Арктик Санрайз» бесплатно
“Следственный комитет России подготовил договор сроком на три месяца с мурманским филиалом Росморпорта о хранении судна задержанных активистов Greenpeace - Arctic Sunrise. Нерешенным пока остается вопрос о том, кто оплатит пребывание ледокола в порту Мурманска – Министерство транспорта или СК, - сообщает сегодня Life news.
Договор появился спустя почти полгода после прибытия корабля в порт Мурманска. Согласно документам судно передается на ответственное хранение на три месяца - с 1 февраля по 30 апреля 2014 года. Однако бумаги пока не подписаны.
- Arctic Sunrise находится на нашей территории с октября, - рассказали в Мурманском филиале Росморпорта. – И все это время статус ледокола был в подвешенном состоянии. Да, территория у нас охраняемая, но мы ответственность за сохранность судна не несли. У нас не было официального договора, поэтому дополнительную охрану выделяло пограничное управление ФСБ. Мы, со своей стороны, выделили двух сотрудников, которые следили за техническим состоянием судна – ведь двигатели должны постоянно работать, чтобы оно было на плаву.
В конце прошлого года ФСБ обратилась к заместителю Председателя СК РФ с просьбой снять с них обязанность по охране ледокола. Росморпорт, в свою очередь, дал понять, что не возьмет корабль на хранение бесплатно. Расходы взяло на себя Министерство транспорта.
Условия контракта согласовывались почти полтора месяца, предполагалось, что его подпишут 1 февраля. Однако окончательную сумму еще не утвердили. Росморпорт настаивает на порядка 30 тысячах рублей в день. В прошлом году компания следила за техническим состоянием судна за 25 тысяч рублей. Увеличение стоимости объясняют необходимостью нанимать охрану, так как своих ресурсов для этого у филиала нет.
- Готовится подписание контракта, - рассказал пресс-секретарь Мурманского филиала Росморпорта Олег Стародубцев. - Изначально планировали подписать 1 февраля, однако возникли некоторые вопросы, которые сейчас решаются. Скорее всего, до 1 февраля не успеваем. Вопрос по оплате тоже еще не решен. По некоторым данным, задержка связана с тем, что Минтранс в последний момент захотел взвалить часть расходов на Следственный комитет. Следователи этого не хотят – в любом случае деньги из государственного бюджета. Зачем лишняя волокита с документами?
О том, когда проблемное судно будет возвращено владельцу, представителям хозяев неизвестно.
- Ясности по тому вопросу, когда судно будет возвращено владельцу, нет, - говорит адвокат Александр Мухортов, представляющий в России интересы Greenpeace. - В СК на все наши обращения говорят, что проводятся следственные действия. Ну что же, время у них есть: дело было продлено до конца февраля».
20 января в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Арктик Санрайз» проломил в бюджете брешь» говорилось: «за вынужденную стоянку ледокола Arctic Sunrise Мурманскому порту уже причитается порядка 3 млн рублей. У Следственного комитета средств на эти цели не нашлось, поэтому там были вынуждены обратиться в правительство с просьбой разобраться.
Вообще-то по морскому праву за стоянку Arctic Sunrise должен платить Greenpeace, активисты которого покусились на российскую нефтяную платформу «Приразломная», а в итоге попали в тюрьму. Но российские власти пока не требуют с экологов деньги, Минтранс постарается сделать стоянку бесплатной», - писали Аргументы.Ру.
«Как рассказывал источник в Следственном комитете РФ, осенью ведомство обратилось к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой разобраться в ситуации с хранением Arctic Sunrise. Представитель Дворковича Алия Самигуллина сообщила, что вице-премьер в ответ на письмо от СК дал поручение Минтрансу, Росморречфлоту, Росрыболовству, ФГУП «Росморпорт», ОАО «Мурманский морской торговый порт» обеспечить размещение судна Arctic Sunrise и его хранение в течение предварительного следствия и суда в месте, исключающем доступ посторонних лиц, - передавало «НИА - Мурманск».
Источник в СК отметил, что вопрос о финансировании был передан в Минтранс — министерство ответило силовикам, что в бюджете, которым оно распоряжается, средства на подобные нужды не заложены, однако ведомство исследует вопрос. По словам источника, руководство СК считает, что стоянка для Arctic Sunrise должна быть бесплатной — об этом говорилось еще в одном обращении СК в правительство. Минтранс снова недавно ответил отказом, рассказал источник.
Arctic Sunrise стоит в порту Мурманска с 24 сентября. Сюда его привели российские силовики — после того как помешали «гринписовцам» 18 сентября провести акцию на нефтедобывающей платформе «Приразломная» (платформа управляется «Газпромом»). Экологов и экипаж, всего 30 человек, отправили в СИЗО — их освободили под залог к концу ноября; уголовное дело переквалифицировали с «пиратства» на «хулиганство». Теперь им ничего грозит в связи с проведенной в декабре амнистией. Судно, однако, может задержаться в порту до июня: у СК есть полгода на прекращение дела».
“По данным СК, содержание судна, его стоянка и обслуживание ежедневно обходится порту в 25 тысяч рублей. На содержание судна (проверка агрегатов, техобслуживание, охрана) ФГУП «Росморпорт», управляющий мурманским портом, выделил двух сотрудников. В итоге, за время пребывания ледокола в порту набежал долг порядка 2,5-3 млн рублей, - отмечалось в сюжете телекомпании «Мир 24».
Судно продолжает оставаться в ведении Следственного комитета и находится под охраной Пограничной службы. Крайним в ситуации оказался «Росморпорт», с которым пока так никто не заключил договор на обслуживание судна».
«Мы готовили договор со Следственным комитетом, но он до сих пор находится в ведомстве на подписании, - рассказывал «Известиям» источник в руководстве «Росморпорта». - По согласованию с СК наш сотрудник раз в пару дней осматривает судно, проверяя работу отопления (чтобы имущество экипажа и судовые системы на замерзли), и уходит, ничего особо не обслуживая. 25 тысяч рублей — ставка невысокая, наше предложение по ставке опирается на себестоимость этой услуги».
Начальник отдела эксплуатации флота компании «Совфрахт» Вадим Устинов подтвердил, что 25 тысяч рублей в сутки — это недорого, в европейских портах дневной тариф составляет $5-10 тыс. И он, и эксперт по международному морскому праву Василий Гуцуляк говорят, что по сложившейся практике и законодательству платить за стоянку должен судовладелец — то есть ответственный арендатор или конечный собственник судна (зависит от договора). Подобных арестов кораблей Greenpeace раньше не случалось, заметил Устинов.
Источник в «Росморпорте» подчеркнул, что у предприятия нет отношений с Greenpeace или Stichting Phoenix (владелец Arctic Sunrise; Greenpeace арендует корабли у этой нидерландской компании), поэтому требовать с них какой-либо оплаты у ФГУПа нет оснований. Договора у «Росморпорта» по Arctic Sunrise нет ни с кем, добавил собеседник.
В пресс-службе Министерства транспорта подтвердили, что проект договора с «Росморпортом» находится на согласовании в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Ленинградской области с 25 октября.
Тем не менее, Минтранс согласен на то, чтобы стоянка Arctic Sunrise была оплачена из прибыли «Росморпорта», однако эту сумму недополучит бюджет:
— Что касается хранения Arctic Sunrise в течение предварительного следствия и суда на безвозмездной основе, то утвержденными программами деятельности ФГУП «Росморпорт» на 2013 и 2014 годы такие расходы не предусмотрены, — сообщает представитель ведомства. — Минтранс России в ближайшее время обратится в Правительство РФ об уменьшении на сумму полученных в результате безвозмездного хранения судна убытков части прибыли, подлежащей перечислению ФГУП «Росморпорт» в федеральный бюджет.
Источник издания в Минтрансе не исключил, что в итоге расходы на стоянку понесет «Гринпис».
Юрист российского офиса Greenpeace Антон Бениславский подчеркнул, что российское отделение организации к кораблю отношения не имеет, поэтому нужно будет обращаться в головной офис в Амстердаме.
— Но нужно иметь в виду, что российские власти получат встречный иск за незаконное удержание судна с требованием о возмещении стоимости фрахта с возмещением стоимости ремонта — это будет намного больше $100 тыс., — сказал Бениславский.
Александр Мухортов, адвокат, представляющий Greenpeace International в деле Arctic Sunrise, уточнил, что все эксплуатационные расходы по договору фрахта судна (включая стоянку) несет «Гринпис».
Собеседник напомнил, что Нидерланды инициировали в международном морском трибунале разбирательство по делу Arctic Sunrise против российских властей, но имущественных требований там не заявлялось. От лица Greenpeace и Stichting Phoenix такой иск последует после возврата судна — пока невозможно оценить ущерб и состояние ледокола. Срок окончания предварительного следствия установлен на 24 февраля, но СК вправе его продлить; Мухортов не берется прогнозировать, когда будет возвращено судно. Адвокат отметил, что, несмотря на амнистию, СК также может предъявить экологам новые обвинения.
Насколько Arctic Sunrise — единственный ледокол во флоте Greenpeace — был поврежден в результате всего случившегося, пока не точно известно; осенью представители Greenpeace заявляли об утечках топлива, неисправностях систем электропитания и возможном потоплении корабля. По словам источников издания, судно находится в хорошем состоянии, но чтобы оно могло самостоятельно выйти в море, нужны подготовительные работы».
Ранее на FLB об обстоятельствах скандала между Россией и «Гринпис»: «Экологи уже достаточно наказаны», “Гринпису” приоткрыли клетку”, “Экологи уплыли вслед за следователями”, «МИД лег на курс встречных претензий», «Сидят без показаний», «Арктик Санрайз» доплыл до новых обвинений», “Фотографа внесли под объектив генпрокурора”, «Дурь» двойного назначения», «Мурманские СИЗО оказывают холодный прием», «Экологи выходят из клетки пиратами», «Не пираты, но очень опасны», «Тюремная одиссея Arctic Sunrise», “Приразломная” получила подкрепление”, «Arctic Sunrise затерялся в ночных СИЗО», «Террористы сделались пиратами», «Приразломный» терроризм «Гринпис».
Также на FLB о «сопутствующих» скандалах: «Знаменитый капитан предложил бомбить Сенегал», «Гораздо менее жирная рыба», «Дипломатия со взломом», «Рано ставить финальную точку», “Дипломатический размен”, «Извинились с «голландской» спецификой», «Голландия демонстрирует «варварской» России «цивилизованный» подход», «Голландская арбитражная болезнь».
Захват платформы «Приразломная». «Зеленые» идут на таран
|