FLB: Четыре региона России — Белгородская, Пензенская, Смоленская и Ульяновская области — отказались от части маршрутов пригородных поездов, которые были восстановлены в феврале по требованию президента Владимира Путина.
Белгородская, Пензенская, Смоленская и Ульяновская области проинформировали пригородные компании об отказе от ряда маршрутов, которые были восстановлены в первой декаде 2015 года. Об этом сообщил вице-президент РЖД Михаил Акулов на «Дне железных дорог» в Торгово-промышленной палате, информирует РБК .
Не ясно, по какой причине регионы решили отказаться от отмены части пригородного сообщения. Вице-президент РЖД Михаил Акулов не смог объяснить решение местных правительств.
Акулов напомнил, что в начале февраля РЖД завершили работу по полному восстановлению всех 312 пригородных поездов, ранее исключенных из обращения в 2015 году. Затем компания обратилась в регионы для актуализации дорожной сети и формирования новых условий заключенных договоров на 2015 год.
Пассажиры ждут электричку, а железнодорожники - когда регионы решат, нужны ли вообще пригородные поезда. Фото: Артем Коротаев/ ТАСС
"Сегодня мы имеем поручение от правительства передать подвижной состав пригородным компаниям, - говорит Акулов. - Как его выполнить? Это вопрос, на который придется искать ответ". Пока регионы не рвутся брать себе вагоны, компенсируя их стоимость внесением соответствующих сумм в капитал пригородных пассажирских компаний, пишет «РГ».
Из 73 регионов, где ходят электрички, соглашения о перевозке на этот год подписаны с 52, уточнили железнодорожники. Все соглашения краткосрочные - только на этот год. Тогда как такие решения должны приниматься на долгосрочный период как регионами, так и федеральной властью. Речь идет о покрытии расходов за использование инфраструктуры, обнулении ставки НДС для пригородных пассажирских компаний. В случае если решения будут долгосрочными минимум лет на 15, тогда можно вести речь об инвестициях в электрички, отметил глава РЖД Владимир Якунин. Практически во всех развитых странах инвестиции в этот вид транспорта есть как со стороны властей, так и бизнеса, подтвердил Акулов. У нас же пока он находится в убытке.
Хотя цены растут исправно. В этом году на стоимость перевозок могут повлиять вдвое подорожавшие запчасти, металл (на 62 процента), кабель (на 50 - 90 процентов). Такие цифры озвучили поставщики, пояснил Якунин. Глава РЖД намерен обратиться в Федеральную антимонопольную службу, чтобы там разобрались с олигополиями ( монополиями, деятельность которых ограничена конкретным сектором). Самый страшный монополизм не государственный, а частный, он ничем не регулируется, сказал Якунин. 86 процентов поставщиков "монополистов" отказались пересматривать свои предложения в сторону понижения цен, констатировал он.
Напомним, что с начала 2015 года в Вологодской, Псковской, Тульской областях были полностью прекращены пригородные пассажирские перевозки. В целом ряде других регионов было отменено движение по части пригородных маршрутов.
РЖД возлагали полную ответственность за отмену электричек на региональные власти, которые должны выплачивать компенсации за пригородные перевозки. Регионы ссылались на нехватку денег в своих бюджетах.
4 февраля Владимир Путин потребовал от министерства транспорта немедленно восстановить пригородное железнодорожное сообщение в регионах.
По данным РЖД, в 2014 году региональные бюджеты должны были заплатить пригородным компаниям около 15 млрд руб., но только 8,7 млрд руб. их них были заплачены. В 2015 году речь идет о компенсации 24 млрд руб., однако у региональных властей есть на эти цели лишь 7,9 млрд руб.
Как так получилось?
Пригородные перевозки из-за небольшого количества пассажиров в большинстве регионов убыточны. К примеру, в 2010 году выручка РЖД от продажи билетов на электрички составила около 14 млрд рублей при себестоимости услуг почти в 43 млрд рублей, информирует новостной портал Mail.ru.
С 2011 года перевозкой пассажиров в пригородных поездах занимаются специальные «дочки» РЖД. Всего их 27. В большинстве компаний региональные власти выступают как соучредители. Правительство региона заказывает пассажирские перевозки в своей компании. Та оценивает свои расходы и приблизительный пассажиропоток. Поскольку компания — монополист, она согласовывает тариф со специальной региональной комиссией. Правительство региона затем решает, сколько будут платить пассажиры. К примеру, если тариф компании — 30 рублей за 10 км пути, то регион может субсидировать перевозки: 20 рублей будет платить пассажир, а 10 рублей перевозчик получит из казны.
В 2013 году в шести из 73 регионов пассажиры полностью оплачивали стоимость проезда, еще в 15 — регионы не имели задолженности перед «дочками». У остальных были проблемы.
Самым ярким примером такого конфликта стала информационная война между «Северной пригородной пассажирской компанией» и губернатором Вологодской области Олегом Кувшинниковым. Перевозчик отменил электрички, объяснив это тем, что регион за 4 года задолжал компании более 728 млн рублей: тариф для пассажиров был низким, а субсидии не выделялось. Губернатор в видеообращении обвинил компанию в непрозрачности и неэффективности.
Похожая ситуация сложилась и в других проблемных регионах: где-то регион отказался от пригородных поездов, решив заменить их более дешевыми автобусами (как в Кировской области), где-то в региональном бюджете просто нет средств на субсидии (Новгородская область), а где-то, как в Вологодской перевозчик отменил электрички из-за задолженности региона.
Почему себестоимость перевозок так высока?
70% расходов «дочек» РЖД на организацию пригородных перевозок — арендная плата за подвижной состав головной компании. Именно эта часть расходов чаще всего подвергается критике.
Замначальника департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» РЖД Максим Шнейдер объяснил это тем, что в аренду по себестоимости брать дешевле, чем покупать, так как РЖД отдает составы по себестоимости — то есть с учетом амортизации, при этом нет необходимости платить налог на имущество. По инициативе Минфина, с 2016 года РЖД перестанет закупать подвижной состав для пригородных компаний. Их должны будут субсидировать либо сами регионы, либо федеральный бюджет, отмечает портал «Новости на Mail.ru».