«Минэкономразвития выступило за упрощение процедуры приватизации госдоли в Сбербанке (речь идет о сокращении государственного пакета до уровня менее 50%). Сегодня для этих целей должен быть разработан отдельный федеральный закон. Ведомство предлагает заменить эту длительную процедуру простым согласованием с правительством, - пишут «Известия».
Предложение Минэкономразвития в середине августа представлено премьер-министру Дмитрию Медведеву, рассказали «Известиям» в правительстве. Если премьер поддержит идею министерства, будут внесены изменения в ст. 8 закона «О Центральном банке РФ» (именно он является держателем госпакета).
В соответствии с ней снижение доли государства в Сбербанке, не связанное с потерей над ним контроля, возможно по согласованию с правительством. Если же речь идет о сокращении пакета до уровня менее 50% плюс одна голосующая акция, то для этих целей должен быть разработан отдельный федеральный закон.
Это слишком затратно по времени, посчитали в Минэкономразвития. Минфин и Центробанк, которым ведомство также направило свое предложение по поводу Сбербанка, свои позиции пока не представили. После согласования инициативы Минэкономразвития намерено разработать соответствующий проект федерального закона. В начале IV квартала документ планируется внести в правительство, сообщил источник «Известий».
Зачем государству спешить с поправками в законодательство? Как пояснил зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, выход государства из капитала Сбербанка важен в условиях выгодной конъюнктуры.
— Пока не самое благоприятное время. Предложенные изменения позволят государству оперативно среагировать на изменение рынка, — отмечает он.
Ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Илья Балакирев подтвердил, что для продажи государством своего пакета в Сбербанке с фискальными целями «ситуация не слишком благоприятная». Хотя ценовые уровни на рынке, по словам аналитика, можно назвать удовлетворительными.
Упрощение процедуры снижения доли в Сбербанке — признак того, что государство пытается «попасть в окно», то есть разместиться при первой удачной возможности, указал Балакирев.
— Такие шаги могут ускорить размещение, но это не очень хороший сигнал для долгосрочных держателей акций, так как с большой долей вероятности в этом случае после размещения бумаги будут находиться под длительным давлением, — говорит он.
Доклад, содержащий предложение о внесении изменений в закон «О Центральном банке», носит рабочий характер, сообщили в Минэкономразвития, отказавшись предоставить комментарий.
Снизить доли государства в госбанках (Сбербанке, ВТБ, Россельхозбанке) до уровня менее 50% Дмитрий Медведев распорядился еще в конце марта. Ранее по плану приватизации, утвержденному в ноябре 2010 года, потеря контроля в этих кредитных учреждениях не предполагалась вовсе.
Сегодня доля государства в Сбербанке равна 57,58%. Согласно первоначальному плану до 2015 года госпакет должен был сократиться до 50% плюс одна акция. В ВТБ государству принадлежит 75,5% акций, к 2015-му ожидалось сокращение до того же уровня, что и у «Сбера» (часть пакета в размере 10% была продана в прошлом году). В Россельхозбанке государство — 100-процентный владелец, в течение ближайших лет планировалось сократить долю до 85%.
Ранее в интервью «Известиям» первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев говорил, что рассматривается несколько вариантов выхода государства из капитала Сбербанка. И необязательно это будет продажа акций.
— Можно же пойти другим путем — в интересах компаний провести вторичное размещение акций, получить деньги в компанию. При этом если основной собственник (ЦБ в случае со Сбербанком и правительство в случае с ВТБ) не использует свое право выкупить пакет, то его доля автоматически уменьшится. Мы всё равно получим приватизацию как увеличение доли частных собственников, только чуть более медленную. Зато банки получат средства в капитал, и они смогут на годы вперед наращивать кредитный портфель, — заявил Улюкаев».
В середине июля в публикации «Окольные тропки приватизации» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «планы либерального крыла правительства РФ, собиравшегося ускоренно и масштабно распродать госактивы в экономике, которым упорно сопротивлялся, работавший тогда в правительстве Игорь Сечин, явно корректируются с учетом надвигающейся «второй волны» мирового экономического кризиса.
«Из-за кризисных ожиданий в экономике правительство готово отказаться от части приватизационных доходов и изменить порядок приватизации госбанков. Если до сих пор в отношении них обсуждалась лишь продажа части акций, принадлежащих государству, то сейчас рассматривается возможность снижения доли государства в дочерних банках через проведение допэмиссии. Такая схема приватизации даст госбанкам дополнительный капитал, чтобы сохранить устойчивость в условиях кризиса, - пишет сегодня «Коммерсант» со ссылкой на экспертов.
Сегодня рассматривается дополнительная возможность снижения доли государства путем проведения допэмиссии акций, говорит один из собеседников "Ъ". "Предполагается, что государство не будет принимать в ней участия",— уточняет он. До сих пор в отношении госбанков обсуждалась именно продажа существующей доли, а не проведение допэмиссии. По словам собеседников "Ъ", альтернативный вариант приватизации госбанков вынес на обсуждение ЦБ.
Источник "Ъ", близкий к Банку России, эту информацию подтвердил, сообщив, что обсуждение ведется, но окончательного решения по этому вопросу пока нет.
У предложенного ЦБ подхода есть как плюсы, так и минусы: "С одной стороны, мы получаем уменьшение доли государства путем ее размытия за счет роста доли частных инвесторов, с другой — банки получают дополнительные средства, а значит, возможность нарастить бизнес", - разъясняет источник газеты. "Минусом такой схемы является неполучение дохода от приватизации в бюджет,— указывает другой источник "Ъ".— Но, с другой стороны, государству не потребуется отвлекать бюджетные средства на докапитализацию госбанков в случае развития кризиса". "Идеологически это не совсем приватизация, но экономически — этот вариант может быть более целесообразным",— рассуждает другой собеседник "Ъ".
До сих пор единственным госбанком, в отношении которого была проведена приватизация, является ВТБ — в начале прошлого года 10% акций банка, принадлежащих государству, были проданы на открытом рынке, пополнив бюджет на 95,7 млрд руб.
По мнению экспертов, пойти на пересмотр подходов к приватизации госбанков и лишить бюджет части доходов правительство решило не только в связи с предстоящим ростом госбанков, но и в связи с кризисными явлениями в экономике. "Такая схема (допэмиссия) не очень выгодна государству, поскольку она не несет фискального характера,— говорит гендиректор ЦЭА "Интерфакс" Михаил Матовников.— Однако, учитывая кризисные ожидания, рекапитализация банков путем проведения приватизации через допэмиссию выглядит вполне оправданно". С точки зрения превентивного реагирования на возможные кризисные события в экономике такой подход государства вполне логичен, но если эта схема будет реализована, доля госбанков в капитале банковской системы возрастет еще больше, что приведет к дальнейшему снижению конкурентоспособности частных игроков, добавляет он».
«На ближайшие несколько лет правительство запланировало приватизацию трех государственных банков: ВТБ, Сбербанка и Россельхозбанка, - сообщает сегодня Лента.Ру. - Ранее сообщалось, что до конца 2013 года правительство планирует продать большую часть контрольного пакета ВТБ, оставив у себя только 25,5 процента акций. К 2016 году государство намерено полностью распродать ценные бумаги ВТБ. Будут ли эти планы пересмотрены в связи с применением допэмиссии, пока не известно.
Доля Банка России в Сбербанке должна быть до конца 2012 года снижена на 7,58 процента до 50 процентов плюс одна акция, выход из его капитала не планируется. Россельхозбанк планируется приватизировать до 2015 года, правительство намерено полностью выйти из его капитала».
В конце апреля в публикации «Новое правительство «приватизаторов» занялось госбанками» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Счетная палата приступила к проверке Сбербанка России. Об этом рассказал аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын.
«Такую масштабную проверку мы проводим впервые, — сообщил он. — В данной ревизии мы намерены проверить всю его финансово-хозяйственную деятельность». По словам аудитора, главное — получить ответ на вопрос, насколько эффективно функционирует банк.
«Ведь это акционерное общество, где есть участие государства», — заявил в разговоре с «Известиями» Бесхмельницын.
В пресс-службе Сбербанка подтвердили факт начала проверки, указав, что основной интерес проверяющих связан с реформой бэк-офиса банка, которую еще в 2008 году затеял председатель правления Герман Греф. То, что «слоны умеют танцевать», Греф пообещал доказать, возглавив компанию в 2007 году.
Суть реформы состояла в централизации всех операционных функций Сбербанка так, чтобы обработка всех клиентских запросов шла не в том офисе, куда обратился клиент, а в специализированных центрах сопровождения клиентских операций. Предполагалось, что внедрение таких высокотехнологичных центров, во-первых, избавит офисы банка от очередей, а во-вторых, позволит оптимизировать численность персонала и затраты на аренду площадей. Пока Сбербанк не обнародует сумму, которую удалось сэкономить на реформе, ссылаясь на то, что процесс еще не закончен.
— Мы со Счетной палатой очень плотно работаем, показываем все данные, — добавляет представитель Сбербанка. — Рабочая группа Счетной палаты ведет свою деятельность исключительно корректно и деятельности банка не мешает.
Впрочем, проверяют аудиторы не только результаты трансформации банка, но и эффективность его инвестиций — для этого ревизии подвергнется не только сам банк, но и его «дочка» «Сбербанк капитал», которая реализует инвестиционные проекты в области жилой и коммерческой недвижимости, топливно-энергетической, угольной промышленности, а также на транспорте.
По мнению экспертов, опасаться проверки президенту банка не стоит. «Сбербанк сейчас — один из самых прибыльных банков в мире, — говорит старший аналитик по банкам и финансовым институтам «Уралсиб Кэпитал» Леонид Слипченко. — И даже при его довольно увеличенных затратах на инфраструктуру он остается достаточно эффективным».
По мнению заместителя руководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольги Беленькой, проверка может быть связана с поиском резервов для повышения эффективности государственных проектов.
— Возможно, это как-то связано с формированием нового правительства, — предполагает Беленькая, — и одной из целей проверки может быть выявление эффективности бизнеса и поиск дополнительных резервов. Государственные компании пользуются преимуществами масштаба своего бизнеса, доступом к различным ресурсам, им оказывалась поддержка в кризис. Соответственно, проверить, насколько эффективно они используют преференции, — это нормально.
Результаты ревизии направят в правительство. По словам Бесхмельницына, предполагается, что проверка будет закончена в июле, а осенью инспекторы придут в другой госбанк — ВТБ24».
Как сообщала ранее газета, «в число ста самых дорогих брендов мира вошли две российские компании — Сбербанк и МТС. Рейтинг составлен агентством Millward Brown Optimor на основе стоимости фирмы-владельца, помноженной на вклад самого бренда в финансовые достижения.
Сбербанк занимает 74-ю строчку, куда он поднялся с 99-го места. В 2011 году стоимость бренда составляла свыше $8,5 млрд, сейчас она достигла $10,6 млрд. В рейтинге, размещенном на сайте Millward Brown Optimor, Сбербанк опережает такие бренды, как British Petroleum, Nissan и банк Citi».
|