Приватизацию лишили энергии
Энергокомпании вычеркнули из приватизации, «Роснефть» под вопросом
«Владимир Путин исключил крупнейшие энергокомпании и принадлежащую Росимуществу акцию «Роснефти» из приватизационной программы. Нефтяная компания в дальнейшем перейдет на режим «золотой акции», не сомневаются миноритарии. Указ подписан в день назначения правительства Дмитрия Медведева, называющего приватизацию приоритетом экономической политики, он сопроводил приход Игоря Сечина — противника ускоренной продажи госактивов — в «Роснефть».
Президент Владимир Путин включил доли государства в капиталах энергокомпаний ФСК ЕЭС, «Русгидро», МРСК и «Системный оператор» в стратегический список. Также в него вписана госдоля в «Роснефти». Отнесение к категории стратегических предприятий означает исключение активов из программы приватизации.
Указ Путин подписал 21 мая, в день официального представления нового правительства Дмитрия Медведева, неоднократно называвшего приватизацию приоритетом экономической политики, и накануне назначения главой «Роснефти» бывшего вице-премьера Игоря Сечина, выступавшего оппонентом ускорения продажи госактивов.
Во время первого заседания министров премьер подчеркнул, что продажа пакетов госкомпаний должна идти по новому графику в соответствии с утвержденным перечнем. Новый график — это «ускоренный график». О пересмотре именно сроков приватизации, а не активов говорил и новый министр экономического развития. «Сейчас будет проведена инвентаризация пакета, имея в виду возможность ускорения приватизации», — сказал Андрей Белоусов.
В опубликованном указе Путина обозначены 60,38% акций «Русгидро», 79,55% акций ФСК ЕЭС, 53,69% акций «Холдинга МРСК» и 100% акций «Системного оператора». Также документ относит к стратегическим активам 1 акцию «Роснефти» (остальными 75,2% бумаг компании государство владеет через концерн «Роснефтегаз»).
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил «Прайму», что включение акции «Роснефти» в стратегический список не означает, что приватизации не подлежит доля «Роснефтегаза» в «Роснефти».
«Приватизация возможна в случае, если это будет признано целесообразным», — отметил он, добавив, что четких сроков продажи не установлено.
На сайте Минэкономразвития осенью 2010 года был опубликован сокращенный вариант приватизационной программы до 2015 года. Он предполагал продажу 7,97% минус одной акции «Русгидро», 4,11% минус одной акции ФСК ЕЭС (обе сделки до конца 2013 года) и 25% минус одной акции «Роснефти» до 2015 года.
3 августа 2011 года правительство расширило план приватизации: к 2017 году государство решило сохранить только «золотые акции» в ряде крупнейших компаний.
В расширенный перечень, одобренный Медведевым и предусматривающий полный выход государства к 2017 году из капитала, вошли «Роснефть», «Русгидро», «Зарубежнефть», «Интер РАО ЕЭС», АЛРОСА, Россельхозбанк, «Росагролизинг», ОЗК и «Аэрофлот». В период до 2016 года включительно могли быть проданы пакеты в ФСК, «Транснефти», РЖД и Уралвагонзаводе, в результате чего участие государства в их капитале сократилось бы до 75%.
Приватизация МРСК обсуждается с 2010 года. Сама компания не поддерживала масштабный выход государства из капитала, объясняя свою позицию тем, что «передача пакетов частным инвесторам в условиях несовершенного регулирования несет в себе риск того, что повышение капитализации будет происходить в ущерб повышению эффективности и надежности распределения».
Указ Путина — «это четкий сигнал: в настоящий момент хозяин я, и я считаю, что не надо сейчас проводить приватизацию», говорит правительственный консультант на условиях анонимности.
В целом сигнал негативный для многих инвесторов, признает аналитик UBS Сергей Осипов: «Одной из ключевых причин, по которой российская электроэнергетика их привлекала, была приватизация. С другой стороны, неясно, что будет с «дочками» МРСК: они являются основной приватизационной идеей для этого предприятия, и пока непонятно, будут ли они приватизированы или нет».
На прошлой неделе во время поездки в Уфу Сечин предложил объединить две контролируемых государством сетевые компании — «Холдинг МРСК» (управляет распределительными сетями низкого напряжения) и Федеральную сетевую компанию (ФСК ЕЭС, владеет магистральными сетями высокого напряжения).
В случае с «Роснефтью» правительство намерено оставить за государством «золотую акцию»: других вариантов, почему 1 акция не может быть приватизирована, я не вижу, говорит аналитик Номос-банка Денис Борисов.
Миноритарный акционер «Роснефти» также считает, что речь идет о переходе на «золотую акцию». По его мнению, приватизация госдоли «Роснефти», «если до этого дойдет», будет проводиться поэтапно. «Это связано с нынешним состоянием рынков, — поясняет миноритарий. — Сразу продать крупный пакет практически невозможно. С другой стороны, как акционеры, так и рынок не исключают, что государство оставит за собой 50% плюс одну акцию «Роснефти». С марта биржевой индекс РТС просел на 25%.
Премьер, обозначив приватизацию как одну из 7 важнейших задач нового правительства, сделал оговорку о том, что выставлять их на продажу необходимо с учетом рыночных реалий, то есть не на падающем рынке и по справедливой цене, замечает экономист ING Дмитрий Полевой, добавляя, что с точки зрения макроэкономики откат от планов приватизации, от планов снижения доли государства в экономике — это, «бесспорно, негатив».
Именно ускорение приватизации, возможно, привело к тому, что «Роснефть» и «Русгидро» удалили из списка.
«В правительстве боролись, когда продавать активы. С одной стороны, цель приватизации — наполнение казны, но с другой — улучшение управления, эффективности госкомпаний. Сейчас, когда падают рынки, победила логика тех, кто доложил с более существенной справкой, что казна может потерять от продажи госпакетов, что собственник может оказаться сомнительным. Это фискальная логика, побеждает осторожная консервативная стабилизационная парадигма», — говорит председатель Института современного развития (ИНСОР) Игорь Юргенс. По словам эксперта, когда рынки капитала стабилизируются, пакеты и «Роснефти», и «Русгидро» вернутся в список приватизации.
«Не понимаю, почему государство должно владеть «Роснефтью» — компанией, которая работает на конкурентном рынке. Еще можно понять, почему естественные монополии не приватизируют, но не вижу, почему «Роснефть» должна принадлежать государству. Любой инвестор скажет, что это неправильно», — заметил ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.
Но инвесторы не удивлены. По итогам торгов стоимость акций «Роснефти» поднялась на 1,67%, МРСК — на 2,77%, котировки ФСК упали на 1,48%, «Русгидро» — на 0,78%. Капитализация «Роснефти» — $67 млрд (по курсу ЦБ на 22 мая 2012 года — 31,16 рубля за $1), «Русгидро» — $7,84 млрд, ФСК — $9,125 млрд, холдинга МРСК — $2,82 млрд». Петр Канаев, Ольга Танас, Рустем Фаляхов, Алексей Топалов, Газета.Ру
|