Планы либерального крыла правительства РФ, собиравшегося ускоренно и масштабно распродать госактивы в экономике, которым упорно сопротивлялся, работавший тогда в правительстве Игорь Сечин, явно корректируются с учетом надвигающейся «второй волны» мирового экономического кризиса.
«Из-за кризисных ожиданий в экономике правительство готово отказаться от части приватизационных доходов и изменить порядок приватизации госбанков. Если до сих пор в отношении них обсуждалась лишь продажа части акций, принадлежащих государству, то сейчас рассматривается возможность снижения доли государства в дочерних банках через проведение допэмиссии. Такая схема приватизации даст госбанкам дополнительный капитал, чтобы сохранить устойчивость в условиях кризиса, - пишет сегодня «Коммерсант» со ссылкой на экспертов.
Сегодня рассматривается дополнительная возможность снижения доли государства путем проведения допэмиссии акций, говорит один из собеседников "Ъ". "Предполагается, что государство не будет принимать в ней участия",— уточняет он. До сих пор в отношении госбанков обсуждалась именно продажа существующей доли, а не проведение допэмиссии. По словам собеседников "Ъ", альтернативный вариант приватизации госбанков вынес на обсуждение ЦБ.
Источник "Ъ", близкий к Банку России, эту информацию подтвердил, сообщив, что обсуждение ведется, но окончательного решения по этому вопросу пока нет.
У предложенного ЦБ подхода есть как плюсы, так и минусы: "С одной стороны, мы получаем уменьшение доли государства путем ее размытия за счет роста доли частных инвесторов, с другой — банки получают дополнительные средства, а значит, возможность нарастить бизнес", - разъясняет источник газеты. "Минусом такой схемы является неполучение дохода от приватизации в бюджет,— указывает другой источник "Ъ".— Но, с другой стороны, государству не потребуется отвлекать бюджетные средства на докапитализацию госбанков в случае развития кризиса". "Идеологически это не совсем приватизация, но экономически — этот вариант может быть более целесообразным",— рассуждает другой собеседник "Ъ".
До сих пор единственным госбанком, в отношении которого была проведена приватизация, является ВТБ — в начале прошлого года 10% акций банка, принадлежащих государству, были проданы на открытом рынке, пополнив бюджет на 95,7 млрд руб.
По мнению экспертов, пойти на пересмотр подходов к приватизации госбанков и лишить бюджет части доходов правительство решило не только в связи с предстоящим ростом госбанков, но и в связи с кризисными явлениями в экономике. "Такая схема (допэмиссия) не очень выгодна государству, поскольку она не несет фискального характера,— говорит гендиректор ЦЭА "Интерфакс" Михаил Матовников.— Однако, учитывая кризисные ожидания, рекапитализация банков путем проведения приватизации через допэмиссию выглядит вполне оправданно". С точки зрения превентивного реагирования на возможные кризисные события в экономике такой подход государства вполне логичен, но если эта схема будет реализована, доля госбанков в капитале банковской системы возрастет еще больше, что приведет к дальнейшему снижению конкурентоспособности частных игроков, добавляет он».
«На ближайшие несколько лет правительство запланировало приватизацию трех государственных банков: ВТБ, Сбербанка и Россельхозбанка, - сообщает сегодня Лента.Ру. - Ранее сообщалось, что до конца 2013 года правительство планирует продать большую часть контрольного пакета ВТБ, оставив у себя только 25,5 процента акций. К 2016 году государство намерено полностью распродать ценные бумаги ВТБ. Будут ли эти планы пересмотрены в связи с применением допэмиссии, пока не известно.
Доля Банка России в Сбербанке должна быть до конца 2012 года снижена на 7,58 процента до 50 процентов плюс одна акция, выход из его капитала не планируется. Россельхозбанк планируется приватизировать до 2015 года, правительство намерено полностью выйти из его капитала.
В течение последнего года государство только один раз использовало допэмиссию для приватизации. В мае государственная Объединенная зерновая компания провела дополнительную эмиссию. В результате доля правительства в ней снизилась до 50 процентов плюс одна акция, остальное получила группа "Сумма" Зиявудина Магомедова».
В конце апреля в публикации «Новое правительство «приватизаторов» занялось госбанками» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Счетная палата приступила к проверке Сбербанка России. Об этом рассказал аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын.
«Такую масштабную проверку мы проводим впервые, — сообщил он. — В данной ревизии мы намерены проверить всю его финансово-хозяйственную деятельность». По словам аудитора, главное — получить ответ на вопрос, насколько эффективно функционирует банк.
«Ведь это акционерное общество, где есть участие государства», — заявил в разговоре с «Известиями» Бесхмельницын.
В пресс-службе Сбербанка подтвердили факт начала проверки, указав, что основной интерес проверяющих связан с реформой бэк-офиса банка, которую еще в 2008 году затеял председатель правления Герман Греф. То, что «слоны умеют танцевать», Греф пообещал доказать, возглавив компанию в 2007 году.
Суть реформы состояла в централизации всех операционных функций Сбербанка так, чтобы обработка всех клиентских запросов шла не в том офисе, куда обратился клиент, а в специализированных центрах сопровождения клиентских операций. Предполагалось, что внедрение таких высокотехнологичных центров, во-первых, избавит офисы банка от очередей, а во-вторых, позволит оптимизировать численность персонала и затраты на аренду площадей. Пока Сбербанк не обнародует сумму, которую удалось сэкономить на реформе, ссылаясь на то, что процесс еще не закончен.
— Мы со Счетной палатой очень плотно работаем, показываем все данные, — добавляет представитель Сбербанка. — Рабочая группа Счетной палаты ведет свою деятельность исключительно корректно и деятельности банка не мешает.
Впрочем, проверяют аудиторы не только результаты трансформации банка, но и эффективность его инвестиций — для этого ревизии подвергнется не только сам банк, но и его «дочка» «Сбербанк капитал», которая реализует инвестиционные проекты в области жилой и коммерческой недвижимости, топливно-энергетической, угольной промышленности, а также на транспорте.
По мнению экспертов, опасаться проверки президенту банка не стоит. «Сбербанк сейчас — один из самых прибыльных банков в мире, — говорит старший аналитик по банкам и финансовым институтам «Уралсиб Кэпитал» Леонид Слипченко. — И даже при его довольно увеличенных затратах на инфраструктуру он остается достаточно эффективным».
По мнению заместителя руководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольги Беленькой, проверка может быть связана с поиском резервов для повышения эффективности государственных проектов.
— Возможно, это как-то связано с формированием нового правительства, — предполагает Беленькая, — и одной из целей проверки может быть выявление эффективности бизнеса и поиск дополнительных резервов. Государственные компании пользуются преимуществами масштаба своего бизнеса, доступом к различным ресурсам, им оказывалась поддержка в кризис. Соответственно, проверить, насколько эффективно они используют преференции, — это нормально.
Результаты ревизии направят в правительство. По словам Бесхмельницына, предполагается, что проверка будет закончена в июле, а осенью инспекторы придут в другой госбанк — ВТБ24».
Как сообщала ранее газета, «в число ста самых дорогих брендов мира вошли две российские компании — Сбербанк и МТС. Рейтинг составлен агентством Millward Brown Optimor на основе стоимости фирмы-владельца, помноженной на вклад самого бренда в финансовые достижения.
Сбербанк занимает 74-ю строчку, куда он поднялся с 99-го места. В 2011 году стоимость бренда составляла свыше $8,5 млрд, сейчас она достигла $10,6 млрд. В рейтинге, размещенном на сайте Millward Brown Optimor, Сбербанк опережает такие бренды, как British Petroleum, Nissan и банк Citi».
В конце июня в публикации «Отправлен супругой в вице-премьеры» Агентство федеральных расследований FLB рассказало: «rогда в начале 90-х к управлению страной пришли «завлабы», обладавшие только теоретическим опытом управления на низовом уровне, это ещё можно было понять. Никто тогда толком не понимал, как следует строить новую экономику новой России, а для сноса старой годились любые люди. Когда спустя 20 лет во власть снова приходят «теоретики», это уже напоминает дурную фантастику…
Сегодня главным символом таких «теоретиков» можно считать вице-премьера по экономике Аркадия Дворковича. После разделения полномочий между членами кабинета на него свалился огромный кусок - присмотр за промышленностью, сельским хозяйством и ТЭК.
Даже беглое прочтение биографии вице-премьера показывает: опытом управления в реальном секторе экономики Аркадий Дворкович не обладает. Зато он прекрасный теоретик – будучи советником президента Дмитрия Медведева, из-за спины своего босса охотно раздавал рекомендации (пригодились ли они кому-то, история умалчивает) и готовил свою программу приватизации государственной собственности.
Вообще, это удивительный человек и уникальный чиновник! Оставим без внимания ехидное прозвище, данное Дворковичу, как считается, работниками его секретариата - «Наш изумрудный». Дело в том, что, как полагают знающие люди, на самом деле вместо «теоретика» Аркадия Владимировича курировать промышленность и ТЭК страны будет его жена, Зумруд Рустамова. В отличие от своего супруга, Зумруд Хандадашевна давно и успешно занимается бизнесом, входит в советы директоров самых разных предприятий и отлично разбирается в реальной экономике. Правда, непонятно в чью пользу… картинка.
Но, в конце концов, для любого чиновника важно другое – насколько успешно он выполняет порученный ему объём работы. Так вот. О способности Дворковича к аппаратной работе хорошо говорит такой факт: 19 июня в правительстве должно было пройти совещание правительственной комиссии по вопросам ТЭК, которую он возглавляет. По этому поводу членам комиссии было разослано информационное письмо. На моей памяти это первый подобный документ, в котором напрочь отсутствует повестка заседания. С чем хотите, с тем типа и приходите, дорогие коллеги. Посидим, поговорим…
Впрочем, возможно, что тема для разговора будет всего одна. Так называемая приватизация «по Дворковичу». О которой Аркадий Владимирович в последнее время думает и говорит просто непрерывно.
В том, что государство будет уменьшать своё присутствие в экономике, нет ничего плохого. Считается, что госдоля в нашей стране великовата и доходит до 50%, в то время, как в развитых странах она не превышает 25-30 процентов. Однако на вопрос, кому может быть выгодна быстрая распродажа несущих деньги в госбюджет топливно-энергетических активов, большинство экспертов либо делали загадочные лица, либо ехидно улыбались и предлагали догадываться об этом самостоятельно.
Не секрет, что скорейшему распилу нашего ТЭКа были бы рады, прежде всего, иностранные компании, поощряемые властями своих стран. Этому есть очень простое объяснение: Запад абсолютно не заинтересован в суверенном российском рынке нефтепродуктов. Повлиять на этот рынок можно только одним способом – нужно войти в состав акционеров наших крупнейших углеводородных компаний, и желательно – попасть в число главных акционеров. А для этого им нужна НРП – «новая российская приватизация».
Кстати, эта идея поддерживается, в том числе финансово, некоторыми отечественными олигархами. С ними всё понятно - мысль о получении быстрой и огромной прибыли любой ценой, даже если это противоречит интересам страны, греет их бизнес-души.
А вот как можно назвать человека из числа высших российских чиновников, открыто и методично выступающего в роли лоббиста западных интересов – это большой вопрос. Но Аркадия Дворковича он, судя по всему, явно не смущает.
Впрочем, вероятно, его вообще мало что смущает. Де-факто он уже пытался и не раз, столкнуть лбами Дмитрия Медведева и Владимира Путина. О решении последнего идти на новые президентские выборы Дворкович честно написал в своем онлайн-дневнике: «Да уж, нет поводов для радости».
Дело в том, что выступая в 2011 году на экономическом форуме в Давосе, тогдашний президент России Дмитрий Медведев вынес к иностранной аудитории 10 тезисов по модернизации российской экономики. Первым в этом списке значился тезис о… приватизации «ведущих компаний банковского, инфраструктурного и энергетического секторов на общую сумму в несколько десятков миллиардов долларов». Легко догадаться, что готовился этот доклад советником президента по экономике Аркадием Дворковичем - вполне узнаваемые фразы, характерные речевые обороты. Кстати, благодаря ему чуть позже понятие «модернизация» в официальных речах вообще сошло на нет, полностью заменившись на «приватизацию», как будто это одно и то же.
А вот Владимир Путин никогда не призывал к ускоренной приватизации по принципу «числом поболее, ценою подешевле». Более того, на любых переговорах с западными партнёрами он последовательно отстаивал интересы российского ТЭКа. Какая уж тут радость для Дворковича…
…После возвращения Владимира Путина в Кремль многим показалось, что записные либералы из свиты Дмитрия Медведева проиграли, а государственники - снова «на коне». Отчасти это правда. На какое-то время первые действительно притихли и пошли на вынужденный компромисс со вторыми, чтобы не потерять окончательно рычаги управления страной. Однако видно, что роли второго плана их больше не устраивают.
Но беда в том, что как доказывает опыт нашей страны, «теоретики» не способны создавать ничего нового и позитивного в принципе. Даже не потому, что не хотят – просто не умеют. Зато разрушать, пилить и интриговать – сколько угодно…»
|