Премьер Михаил Касьянов подверг публичной порке двух ключевых министров экономического блока. Министру финансов Алексею Кудрину досталось за сделанное накануне неожиданное признание, что налоги можно снижать уже в следующем году: премьера "напугала" его внезапная готовность из-за отсутствия соответствующих расчетов. Герману Грефу было объявлено, что дальше лозунгов об ускорении экономического роста и дебюрократизации экономики дело не движется. Критику премьер сопроводил обещанием, что уже в этом году структура правительства может существенно поменяться.
Касьянов заставляет Кудрина снизить налоги с 2004 года
Стандартный сценарий годовой коллегии Касьянов сломал сразу же. Прежде, выступая на подобных мероприятиях МЭРТ, он выдерживал определенный баланс похвалы и критики - реформы, конечно, идут медленно, но и достижения налицо. На этот раз глава правительства произнес лишь одну дежурную фразу об «общей положительной оценке» и сразу перешел к делу. Ведомству Грефа досталось буквально за все - от непрозрачных бюджетов естественных монополий до развала в аэропорту Шереметьево.
'Нам нужны не лозунги, которые вы писали три года назад'
Особенно неприятно для Германа Грефа было недовольство Касьянова, можно сказать, «авторской» реформой МЭРТ - дебюрократизацией экономики. По словам премьера: «Все чаще поступают сигналы, что принцип «одного окна» не привел к ускорению процесса регистрации предприятий».
'Несырьевые отрасли практически все являются неконкурентоспособными», - продолжал накалять обстановку премьер. Среднесрочная программа, недавно одобренная правительством, ставит задачу выйти на темпы роста ВВП 7-8% в год к 2007-2008 гг. Как этого добиться - непонятно.
«Сейчас нам нужны не лозунги, которые вы писали три года назад, а конкретные предложения», - заявил Касьянов. Он напомнил, что еще год назад правительство, в рамках подготовки административной реформы, поручало МЭРТ рассчитать потери от избыточного давления государства на экономику - расчеты представлены не были.
Премьер при этом подчеркнул, что административная реформа - это не столько передел ведомств, сколько повышение эффективности их работы путем ухода от дублирующих друг друга или просто избыточных функций.
Тут Касьянов вступил в полемику уже не с Грефом, а с другим своим оппонентом - вице-премьером Алексеем Кудриным, который в минувшую среду на коллегии Минфина заявил, что правительство медлит с административной реформой.
Главную тему споров последних недель - налоги - премьер, конечно, забыть не мог.
'Это меня просто пугает'
«До вчерашнего дня ведомства уверяли меня, что планы налоговой реформы согласованы. Однако на заседании правительства Минфин выступил с предложениями, которых не было в подготовленных материалах. Меня просто пугает подобная ситуация». Премьер становился все эмоциональнее.
Опять досталось МЭРТу - уже за мягкотелость. Ведь изначально именно Минэкономразвития выступило с предложением радикального снижения налогов уже в 2004 году, которое теперь практически похоронено. «Если вы занимаете позицию, так удерживайте ее», - упрекнул Касьянов Грефа.
Грефу после такого «вступительного слова» премьера предстояло еще выйти на трибуну и прочитать основной доклад. Впрочем, реакция его на критику была заторможенной: в течение часа он рассказывал по бумажке о показателях роста экономики, достаточно неутешительных. Но к концу доклада Греф все же нашел, что ответить Касьянову: пожаловался, что неплохие законопроекты, которые готовит Минэкономразвития, многое теряют при межведомственном согласовании. «Только при согласованной дружной работе всех ведомств мы можем добиться намеченных результатов», - заключил доклад Греф.
'Я тоже против!'
Следующим получил слово Алексей Кудрин. Он был первым выступающим «в прениях по основному докладу». Но Кудрин не столько комментировал Грефа, сколько отвечал на критику Касьянова.
«Михаил Михайлович! - воззвал вице-премьер к сидящему в президиуме премьеру. - Я вовсе не свожу административную реформу к простым перестановкам. Я тоже против дублирования функций. В частности, таким дублированием занимается аппарат правительства, который нередко переписывает принятые на заседании решения».
Другая претензия Кудрина к аппарату Белого дома - необъективное освещение хода заседаний правительства. Не дожидаясь принятия своего предложения о допуске журналистов в зал заседаний правительства, Кудрин заново рассказал о происходившей там налоговой дискуссии. Он вновь повторил, что более радикальные предложения по снижению налогов можно представить лишь при условии сокращения расходов. Работающая над этой проблемой правительственная комиссия завершит свою деятельность в апреле - отсюда и «медлительность» Минфина.
При этом Кудрин явно взял под защиту Минэкономразвития - то ли как курирующий это ведомство вице-премьер, то ли как земляк Грефа. «Мы часто корим Минэкономразвития, отвечающее за подготовку прогнозов и планирование, за то, что не исполнили на практике другие ведомства», - сказал Кудрин, беря на вооружение оброненный Грефом тезис о несогласованной работе правительства и посылая таким образом упрек Касьянову, который и должен за такую согласованность отвечать. Хотя вообще-то у Кудрина были основания вступить в полемику с главой МЭРТ - проблемы с «межведомственным согласованием», о которых говорил Греф, у МЭРТа очень часто возникают именно с Минфином.
Разведка боем
То, что Кудрин об этом не вспомнил, показывает, что противостояние в экономическом блоке правительства идет уже не вокруг точной даты снижения ЕСН. Негативные тенденции в экономике, о которых в пятницу говорили и Касьянов и Греф, могут проявиться в полной мере крайне не вовремя - накануне парламентских и президентских выборов. Такой поворот событий способен стать поводом для оргвыводов. Новый срок президент должен начать с новой правительственной командой, и смена кабинета может оказаться как чисто символической (отставка - и тут же назначение), так и самой что ни на есть настоящей. Поэтому самое время привести кабинет в порядок. Премьер подготовку к возможным перестановкам уже провел - вся минувшая неделя прошла под знаком его критики в адрес Кудрина и Грефа. Теперь в 'досье' ключевых членов правительства включен публичный выговор от начальства.
И административная реформа, о необходимости которой Касьянов вновь говорил всего через несколько часов после коллегии МЭРТ, может оказаться удобным инструментом для возможных отставок. Уже в этом году, заявил премьер, «структура правительства России может либо частично, либо полностью измениться».
|