На мой взгляд главным событием недели по меркам старой доброй журналистики должно было стать дотошное исследование про пытки в пенитенциарных заведениях ФСИН России. (См. «C первой пытки. Исследование о том, как пытки в российских тюрьмах стали нормой», Светлана Осипова, «Проект.Медиа», 07.101.2020). Должно было стать, но не стало. К сожалению, фрагментарное мерцающее сознание потребителей твиттер-телеграм-постов уже не в состоянии нормально воспринимать важную информацию.
С помощью правозащитных организаций «Комитет против пыток», «Зона права» и формально закрытого фонда «Русь Сидящая» журналист Светлана Осипова составила интерактивную карту колоний, из которых за последние 5 лет поступали сообщения о пытках током, избиениях на дыбе, удушении противогазом, изнасилованиях.
Издание «Проект», выходящее, кстати, под эгидой отсидевшего за мошенничество, миллиардную неуплату налогов и хищение нефти под видом «скважинной жидкости» Михаила Ходорковского, считает, что «проблема пыток в российской пенитенциарной системе не решается».
Статистика, действительно, впечатляет. С 2015 по 2019 год судили 123 сотрудника ФСИН, необоснованно применивших к заключённым физическую силу. Судили их в основном по 286-й статье, 3-я часть - превышение должностных полномочий (хотя в УК для этих преступлений есть соответствующая статья – «истязание»). И это при том, что за эти годы в Следственный комитет поступило более 6,5 тысяч официально зарегистрированных жалоб на пытки.
Так вот из этих 123 осуждённых фсиновцев – «53 сотрудника получили наказание не связанное с лишением свободы (условный срок или даже штраф). То есть, половина истязателей остались безнаказанными. Ещё 41 сотрудник был приговорён к минимальному сроку 3-3,5 года лишения свободы.
38 сотрудников ФСИН суд признал виновными и соучастниками в преступлениях, которые привели к смерти заключённых или причинению тяжкого вреда здоровью. Даже в таких случаях работники учреждений получали относительно мягкие приговоры. Процент оправдательных приговоров для сотрудников ФСИН, осуждённых по 286 ст. УК за эти пять лет — 3,3%. При этом общая доля оправдательных приговоров по Светлана Осипова.
Для сведения: По официальным данным на 1 сентября 2020 года в России в колониях, тюрьмах и СИЗО находится 493 310 человек. Содержатся они в 923 учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Причём в это число не входят больницы, лечебно-исправительные учреждения (ЛИУ), ЛПУ и другие медицинские учреждения ФСИН.
С 2015 по 2019 гг. как минимум из 334 «тюрем» поступала информация об избиениях или пытках.
СХЕМА ДЕРИПАСКИ, «КОТОРАЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ОБХОДА АМЕРИКАНСКИХ САНКЦИЙ»
Несмотря на санкции, «РУСАЛ продолжает финансировать структуры, близкие к Олегу Дерипаске, через… благотворительные фонды», - такое мнение высказал финский еженедельный журнал Mega в статье «Geopolitik 1: The Russians are coming and not leaving». На основе финансовых отчётов финский журнал подсчитал, что только в 2019 году Олег Дерипаска мог вывести из компании РУСАЛ под видом благотворительности более 30 млн долларов через свои подконтрольные структуры. В начале недели эту скандальную статью перепечатала газета «Наша Версия» (см. «Благотворительность Дерипаски: что беспокоит оппонентов Трампа», 06.10.2020).
После августовского доклада Комитета сената США по разведке по итогам расследования о вмешательстве в выборы в США Олегу Дерипаске и так несладко приходится. Около ста страниц из увесистого 900-страничного доклада «Volume 5: Counterintelligence Threats and Vulnerabilities» посвящены персоне российского алюминиевого магната. Выводы делаются для него неутешительные, в частности: «Комитет установил, что Дерипаска проводит операции по оказанию влияния, зачастую в странах, где у него есть значительные экономические интересы. Российские власти координируют и направляют Дерипаску во многих таких операциях» и т.д.
И вот теперь финны ударили по самому больному:
«Судя по всему, российский олигарх сам может предложить готовые схемы, помогающие обходить санкции. У связанных с ним структур есть отработанная модель, которая уже используется для получения денег из РУСАЛа, от управления которым Дерипаска формально отстранён», пишет журнал Mega переводе«Версии»).
«В январе 2019 г. Минфин США снял санкции с компаний Олега Дерипаски, после того как российский миллиардер отказался от контролирующей доли в холдинге En+, а в компании РУСАЛ сохранил лишь 0,01% акций, по которым не имел права получать дивиденды. Формально считалось, что Дерипаска больше не сможет получать деньги от РУСАЛа. Однако на самом деле деньги от РУСАЛа продолжают поступать в связанные с Олегом Дерипаской благотворительные фонды», - полагает издание.
«Согласно годовому отчёту в 2019 г. РУСАЛ выделил более 31 млн долларов США «на спонсорство и благотворительные проекты». Социальными проектами компании управляет и распределяет деньги учреждённый РУСАЛом специальный Благотворительный фонд «Центр социальных программ» (ЦСП). В схеме, которая может использоваться для обхода американских санкций, задействованы:
- АНО «НМЦ «Школа нового поколения»;
- Фонд по реализации социально значимых программ по развитию регионов «Рассвет»;
- Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное Дело».
Первые два фонда в 2019 г. получили от ЦСП в общей сложности 645 млн 898 тысяч рублей. … Распределением денег занимается и Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное Дело», которому по условиям сделки о снятии санкций Олег Дерипаска передал около 21 млн акций EN+, что составляет 3,22% доли компании».
Объединяет эти структуры и то, что они контролируются самим Олегом Дерипаской и его ближайшими соратниками Тамарой Румянцевой, Олегом Виханским и Владимиром Эренбургом.
Самый пикантный вопрос: как расходуются «благотворительные» миллионы, полученные от РУСАЛа? Выяснили, что фонд «Вольное Дело» на реальные благотворительные программы тратит гораздо меньше, чем на собственное содержание. Скажем, «на программу помощи региональным библиотекам в 2019 г. выделено 17 567 500 рублей. Около 10 миллионов рублей потрачено на программу «Женское здоровье». 12 241 100 рублей выделено на проект в области защиты животных и заповедного дела. Однако самые большие средства выделяются на административно-хозяйственные расходы фонда — более 125 млн рублей за 2019 г. Получается, что фактически РУСАЛ оплачивает административно-хозяйственные расходы фонда Дерипаски.
О многом говорит один красноречивый факт: официальный годовой доход генерального директора фонда Екатерины Никитиной составил в 2019 г. более 6 миллионов рублей. Примерно такая же сумма была выделена фондом за весь 2019 г. (!) на программу содействия развитию здравоохранения и общественному здоровью — 6 816 100 рублей», - цитирует «Версия» публикацию финского журнала.
«Итак, по итогам 2019 г. более 10 млн долларов были перечислены РУСАЛом только двум структурам, связанным с Олегом Дерипаской. Эти транзакции не вызвали никаких возражений ни со стороны совета директоров, ни со стороны надзорных органов, поскольку делались в благотворительных целях. В дальнейшем расходование этих средств контролировалось уже российскими организациями, которые не должны отчитываться ни перед РУСАЛом, ни тем более перед американскими надзорными ведомствами».
В общем, финские журналисты рассказали притчу про знаменитую русскую смекалку и про то, как можно вертеть американскими санкциями.
ПЯТЬ ПРОБЛЕМНЫХ МОСКОВСКИХ СТРОЕК
Из других более-менее любопытных скандальных расследований обращает на себя внимание документальный фильм издания Readovka о Самвеле Карапетяне и его группе компаний «Ташир». В фильме «Ташир – московский Куштау» рассказывается о проблемных московских стройках, за которые отвечают строительные компании, связанные с Карапетяном: ЖК «Берег столицы», ТРЦ на Лосином острове, ЖК Legacy, ТРЦ «Ереван-Плаза» и реконструкция Краснопресненской ТЭЦ.
«Стройки «Ташира» сопровождаются нарушениями, протестами местных жителей, применением силы против активистов и депутатов и ростом социальной напряжённости».