Журналисты Forbes дозвонились до 78 миллиардеров из списка 200 самых богатых граждан России. И выяснили, что 50 человек, остались на карантин в стране, причём 44 из них - в Москве и своих усадьбах в Подмосковье. (При этом от одного из представителя cписка Forbes журналисты узнали, что границы и запреты государств пустяк, если у тебя есть свой личный самолёт: «с паспортом UK он запросто летает в Англию и обратно»). Остальные российские толстосумы разлетелись по всему белому свету:
8 человек находятся в Великобритании (В частности, Михаил Фридман, Вячеслав Кантор, Олег Тиньков…)
7 миллиардеров разъехались по разным странам Европы. В Монако «карантинят» Сергей Саркисов и Давид Якобашвили. В Вене – Сергей Петров. В Латвии пишет книгу Пётр Авен.
5 человек - в Швейцарии. Среди них Константин Николаев и Андрей Баронов.
6 человек - в США (Юрия Мильнер, Виктор Ремшу, Ратмир Тимашев…)
2 богача пережидают эпидемию в Дубае. Случайно, как кур во щи, попал туда Олег Бойко – «поехал туда отдыхать и застрял, живёт в своих апартаментах».
В местном порту на своей благо яхте Luna, благополучно отсуженной у бывшей жены, проводит время с семьёй Фархад Ахмедов. А вот постоянного жителя Дубая Павла Дурова журналисты не нашли. Видимо, прячется не столько от коронавируса сколько от инвесторов блокчейн-платформы TON.
Ещё один миллиардер Алишер Усманов по данным Fofbes самоизолировался в Ташкенте. Однако при этом его самолёт «Бурхан» с началом пандемии вылетел в Швейцарию, где и припаркован по сей день.
Журналисты взяли несколько интервью у этих миллиардеров и мультимиллионеров о том как им живётся в карантине:
«Могу пользоваться самолётом на территории РФ»
Владимир Евтушенков, состояние $1,5 млрд, основной акционер АФК «Система», место изоляции Москва-Подмосковье:
«Я не нахожусь на самоизоляции и имею возможность свободно перемещаться. Могу пользоваться самолётом на территории РФ. Внутри ЕС не летаю в связи с пандемией и с ограничениями для бизнеса, вызванными ею. Работаю столько же часов, как раньше, график остался прежним. Часть сотрудников нашей группы компаний действительно перешла на дистанционную работу. Насколько успешно — будущее покажет», - сказал Евтушенков в интервью Forbes.
«Переодеваться каждый день необязательно — надеваешь новую майку, и всё»
Михаил Фридман, состояние $13 млрд, основной акционер LetterOne и «Альфа-Групп», Лондон:
«Работаю в обычном режиме, даже больше, мне кажется. Просто потому, что сейчас проблем больше у всех, прежде всего макроэкономических. Все перестраивается на ходу, в этом смысле сложнее. С другой стороны, масса времени экономится, которое тратилось на вещи, как выяснилось, совершенно необязательные. Например, переодеваться каждый день необязательно — надеваешь новую майку, и всё. А раньше — галстук, костюм, целая история. И ездить никуда не надо — все быстро и рационально получается. Сижу дома, а так бы на концерты ходил. К нормальной жизни вернёмся не раньше, чем через год. И, думаю, к этому моменту представление о её нормальности может измениться» - сказал Фридман в интервью Forbes.
«Я могу вылететь в Британию, но я не очень хочу туда, жду, когда откроется Франция»
Алексей Кузьмичев, состояние $6,5 млрд, совладелец LetterOne и «Альфа-Групп». Москва и Подмосковье:
«Я как смогу, так и улечу. Никакие дела меня здесь уже не держат. Жду развития ситуации в Европе. Я могу вылететь в Британию, но я не очень хочу туда, жду, когда откроется Франция, полечу во Францию к семье. Я не вижу проблем с вылетом из Москвы сейчас я резидент Великобритании, и у меня вид на жительство, поэтому туда у меня есть законные основания приехать, а въехать во Францию у меня пока никаких оснований нет — я не гражданин», —сказал Кузьмичев в интервью Forbes.
«Дезинфекция проводится по специально установленному графику»
Фархад Ахмедов, состояние $1,4 млрд, частный инвестор, Дубай:
«Дезинфекция проводится по специально установленному графику во всех существующих помещениях яхты. Экипаж чётко соблюдает все общепринятые меры предосторожности. Управлять по Internet достаточно быстро, удобно и эффективно. Многие сотрудники моих компаний успешно работают удалённо. График изменён незначительно — мы не прекращаем работы над новыми идеями и воплощением их в реальность», - сказал Ахмедов в интервью Forbes.
(Фархад Ахмедов, экс-владелец «Нортгаза», пережидает коронавирус в Дубае на своей яхте Luna. Эту яхту Ахмедов купил 6 лет назад у Романа Абрамовича. Долгое время яхта находилась под арестом, наложенным Лондонским судом по иску бывшей жены Ахмедова, которая хотела отсудить у миллиардера половину состояния. В настоящее время судебные власти Дубая арест отменили, но выйти из порта яхта ещё не имеет права).
«Семья меня видит гораздо чаще»
Сергей Колесников, состояние $1 млрд, совладелец корпорации «Технониколь», Рязань:
«Карантин не застал меня врасплох, решение было принято сознательно. За время карантина я понял, что бизнесом и в Европе, и в Азии можно эффективно и без потерь управлять в удалённом режиме по всему миру, даже в условиях самоизоляции — наши ИТ-решения и современные средства связи это позволяют. График, конечно, у меня изменился, и в этом есть много плюсов. Семья меня видит гораздо чаще. Мне не надо никуда ехать, даже на тренировки — их я провожу рядом с домом, высвободились 40–60 минут в день, которые раньше уходили на дорогу», - сказал Колесников в интервью Forbes.
«Летаю регулярными рейсами в города присутствия компании»
Игорь Юсуфов, состояние $900 млн, частный инвестор, совладелец «Яргео», Москва и Подмосковье:
«Я со своей семьёй нахожусь дома в России, я здесь живу, работаю, инвестирую и развиваю проекты. Сложностей с перемещением по городу мы не наблюдаем, с пониманием соблюдаем все принимаемые властями меры предосторожности и режимы. Собственного самолёта у меня нет. Перемещаюсь сейчас только по России, летаю регулярными рейсами в города присутствия компании — Салехард, Тюмень, Екатеринбург, Якутск и Хабаровск», - сказал Юсуфов в интервью Forbes.
«Раз в неделю выезжаю на тренировки по пилотированию вертолёта»
Дмитрий Волков, состояние $750 млн, основатель SDVentures, сервис знакомств Dating.com Group, место изоляции скрывает:
«Я стараюсь не нарушать карантин. Я уже больше месяца не видел своих родителей, и это, пожалуй, самое болезненное. Я могу находиться на Мальте, где у меня есть гражданство, или в Италии, где являюсь резидентом. В любом случае я всё время нахожусь дома. Только раз в неделю выезжаю на тренировки по пилотированию вертолёта, в основном в вечернее время.
Мой график не сильно изменился, но, по ощущению, я стал работать больше. И каждый мой день напоминает день сурка. Встаю примерно в восемь утра, завтракаю, занимаюсь полчаса на рояле. Работаю десять часов. Потом занимаюсь на турнике и иду ужинать. Вечером читаю книги по философии или художественную литературу. На выходных смотрю кино.
Кроме того, у меня с дочерью в квартире много занятий: она что-то готовит сама, мы делаем разные химические эксперименты, выращиваем кристаллические деревья. А еще она хочет научиться читать отпечатки пальцев. Мы теперь ищем их по всей квартире с помощью специального порошка», - сказалВолков в интервью Forbes.
«Передвигаюсь только из города в город, пешком или на мотоцикле»
Давид Якобашвили, состояние: $750 млн, частный инвестор, Монако:
«Я не мог себе представить, что и такое в жизни нужно будет пройти. Самолётом или услугами бизнес-авиации я сейчас не пользуюсь. Во Францию могу к сестре поехать, передвигаюсь только из города в город, пешком или на мотоцикле, а больше никак. Конечно, я не могу приехать в Москву, хотя мне нужно, в Париж мне нужно, я не могу поехать, в Лондон мне нужно, я не могу поехать. Я никогда столько времени не сидел на одном месте. Я сижу на одном месте уже больше месяца. Бизнес во многом заглох. На рынке ценных бумаг только можно работать, но не более того», - сказал Якобашвили в интервью Forbes.
«Утро я посвящаю российскому бизнесу — на это у меня уходит два-три часа»
Сергей Саркисов, состояние $700 млн, совладелец страховой компании «РЕСО-Гарантия», Монако:
«Почти вся моя семья в настоящее время находится в Монако, вместе с моими родителями. Здесь я провожу большую часть времени. Мы перед закрытием границ собирались ехать в Куршевель, но по новостному фону я понял, что там, возможно, начнутся проблемы, и мы остались в Монако. В городе можно относительно спокойно перемещаться, но вопрос зачем. Мои родители в возрасте, и я не хочу подвергать их риску. Не вижу необходимости в такое сложное время куда-либо ездить, а ближайший магазин находится в трёх минутах от дома.
Во время локдауна я впервые за долгое время начал жить по распорядку дня. Утро я посвящаю российскому бизнесу — на это у меня уходит два-три часа, потом один-два часа занимаюсь спортом, а вечером — самообразованием, много читаю и работаю над сценарием нового многосерийного фильма.
«Мне есть чем заниматься. И в самоизоляции не то что не скучаю, а времени суток на все критически не хватает. С друзьями общаюсь только по телефону, зато сохраняем здоровье, не выпиваем, как это бывает обычно при встречах. Целенаправленно много читаю о жизни и творчестве Максима Горького — о его женщинах, друзьях, знакомых. Серебряный век. Какие люди его окружали! Это просто фантастический пласт. Планирую сделать об этом сериал», - сказал Саркисов в интервью Forbes. (См. «Яхта, перелёты из Москвы в Лондон и пилатес: где и как прячутся от пандемии российские миллиардеры»)
Напомним, что журналисты определили место изоляции только 78 миллиардеров из списка самых богатых людей России. Ещё 122 толстосума растворились в неизвестности.