Конечно, корпоративный подарок АО «Щёлково Агрохим» орловскому губернатору в виде автомобиля стоимостью в 16,5 миллиона рублей, о котором мы писали несколько раз, начиная с 19 сентября, вышел Андрею Евгеньевичу Клычкову боком. Ещё больший резонанс вызвали его неловкие попытки оправдываться, причём только тогда, когда он, как говорят оперативники, «был пойман с поличным». Но это было только начало. За чуть более чем полтора месяца глава региона успел основательно вляпаться в информационную повестку не только региональных, но и федеральных СМИ три раза, причём все три – с резко негативной окраской.
7 ноября мы опубликовали совершенно неприличную историю о приобретении Клычковым во время СВО элитной квартиры в жилищном комплексе бизнес–класса в Москве за 10 % от её рыночной стоимости, да ещё, как считают журналисты, с незаконным использованием, одной из социальных программ московского правительства. Сам Клычков до сих пор «путается в показаниях», ссылаясь, то на некие «существующие порядки для предоставления жилья», то на какие-то программы, связанные с его прежней работой в Мосгордуме. По последней информации сейчас прорабатывается версия о том, что на жилищном учёте за более чем 10 лет до марта 2005 года якобы стоял не сам орловский губернатор, а его супруга.
Буквально через день после рассказа о приобретении «дешёвой и комфортабельной квартиры для губернатора» грянул скандал «Всем не угодишь». Это когда губернатор Клычков предложил всем мобилизованым, если их что-то не устраивает, покупать себе одежду, обувь и амуницию самостоятельно. Негодующие мобилизованные покрыли его матом и распространили видео с губернаторскими «подарками» в Интернете.
При этом на фоне таких «успехов» Клычков чаще стал заявлять о намерении остаться на Орловщине на второй срок, а его команда усилила «контролируемые утечки» будто бы из высших эшелонов власти о том, что «Андрея Евгеньевича все уже согласовали, и осталась маленькая формальность – получить рекомендацию от президента России при личной встрече». Но намеченная на октябрь «личная встреча губернатора с президентом», о которой как о деле решённом «по секрету» заявляли его соратники неожиданно не состоялась. А вот и ноябрь кончается… Теперь «судьбоносную» встречу «переносят» на начало 2023 года.
Коммунисты же на своём собрании, гордо именуемом Ноябрьским пленумом ЦК КПРФ, как заявляют сторонники Клычкова, поддержали его кандидатуру в качестве будущего губернатора Орловской области. Да и сам он высказался «за».
Правда, пленум, оказался событием малозначительным для федеральной повестки. Центр исследования политической культуры и Сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний ЦК КПРФ провели мониторинг федерального политического партийного телеэфира. В общей сложности сообщения заняли 4 минуты 42 секунды эфирного времени. Из них 2 минуты 25 секунд пришлось на прямую речь Г. Зюганова.
Документы пленума, вопреки обещанию ЦК КПРФ, опубликованы не были, так что проверить уровень поддержки Клычкова мы не можем. Зато знаем, что ему доверили выступить в прениях по докладу Зюганова. Это, пожалуй, лучше всего демонстрирует его «уровень».
В результате двух месяцев постоянных скандалов, которые были спровоцированы корпоративным подарком орловскому губернатору от АО «Щёлково Агрохим», Андрей Евгеньевич Клычков стал постепенно отходить, что ему обычно несвойственно, от безудержной и беспощадной поддержки «щёлковских». Давление на следствие по уголовному делу, связанному с совместным проектом «Агрохима» и орловской администрации, о котором мыписали в конце сентября, теперь пытаются осуществлять в основном адвокаты «щёлковских». Они же пытаются достигнуть успехов в арбитраже, где сталкиваются с серьёзными трудностями. А затягивание как уголовного, так и арбитражного дел приводит к тому, что АО «Щёлково Агрохим» начинает терять серьёзные суммы и от простаивания построенного ими завода, и от оплаты своих юристов, регулярно выезжающих в Орёл с профессиональной личной охраной, пугающей мирных жителей Орла и раздрающей сотрудников правоохранительных органов…
Сегодня скорейшее решение вопроса в судебной плоскости становится жизненно важным для АО «Щёлково Агрохим». Дело в том, что Министерство сельского хозяйства России во взаимоотношениях с подобными организациями сейчас сделало упор на две позиции: импортозамещение и развитие собственного научного потенциала. Нет, конечно «щёлковским» никто не запрещал пользоваться итальянскими технологиями. И никто не заставлял руководство АО портить отношения с ведущими отечественными селекционерами, такими, как Баграт Сандухадзе – учёный с мировым именем и настоящий корифей науки. А испортились эти отношения именно благодаря тому, что генеральный директор АО «Щёлково Агрохим» Салис Каракоров вместе со своим помощником попытались с помощью самых нечистоплотных методов и вопреки его намерениям, втянуть Баграта Исменовича в судебное арбитражное «орловское» дело как соистца.
В общем, теперь семеноводческий завод, на который возлагали свои надежды «щёлковские» как на «локомотив» их «наукоёмких намерений», простаивает, импортозамещение у компании совсем не очевидно, с отечественной научной школой – проблемы, а их конкуренты в борьбе за благосклонность Минсельхоза не дремлют…
Попытка, что называется, «взять нахрапом» своих оппонентов не удалась, уголовное дело несколько затормозилось, а в арбитражном процессе появились новые обстоятельства, которые могут затянуть его на неопределённый срок. И камнем преткновения стали те самые документы, подлинность которых они оспаривают и которые уже несколько раз подвергались экспертизе. А о том, насколько профессионально состоятельными оказались документы, полученные, как нам представляется, не без участия юристов АО «Щёлково Агрохим» в ходе последней судебной экспертизы Воронеже, мы и поговорим в следующем разделе нашего расследования.
ТЕПЕРЬ ВОРОНЕЖСКИМ ЭКСПЕРТАМ ПРИДЁТСЯ ОТВЕЧАТЬ В СУДЕ
Напомним читателям суть бизнес–конфликта, возникшего в Орловской области после продажи принадлежавшего по большей части АО «Щёлково Агрохим» ООО ОПХ «Орловское», частному лицу – фермеру Леониду Шуруеву. С этим конфликтом оказались связаны и уголовное дело, и арбитражное рассмотрение, и подарок орловскому губернатору в виде автомобиля «Genesis» G 90, оценочной стоимостью в 16,5 миллиона рублей, и вмешательство орловской администрации в ход уголовного и арбитражного производства.
Без малого четыре года назад АО «Щёлково Агрохим» при содействии нынешнего вице–губернатора, а в то время ещё руководителя Департамента сельского хозяйства Орловской области Сергея Борзёнкова (до этого он возглавлял ООО «Дубовицкое», являющееся собственностью «щёлковских») недорого приобрело обанкроченный актив – ООО ОПХ «Орловское». Различные здания, сооружения и помещения (16 штук), а также право аренды 2000 га земли по непонятным до сих пор причинам были приобретены через посредничество частного лица – индивидуального предпринимателя Трубчанинова за 23 с лишним миллиона рублей. Сергей Трубчанинов стал главным инженером, а гендиректор обанкроченного ООО Магомед Чадаев – гендиректором нового предприятия.
Сергей Борзёнков и Салис Каракотов
25 февраля 2020 года, посредник Сергей Борзёнков стал и.о. вице–губернатора, ответственного за сельское хозяйство, а уже 4 марта губернатор Орловской области Андрей Клычков и гендиректор АО «Щёлково Агрохим» Салис Каракотов подписали соглашение о создании в регионе селекционного и семеноводческого центра зерновых и бобовых культур на базе ОПХ «Орловское». По этому соглашению «щёлковские» обязались до 2025 года инвестировать в проект полмиллиарда рублей, а региональная администрация «вкладывалась» различными субсидиями и преференциями. Реализация проекта началась, и даже был построен семеноводческий завод, хотя в строй его ввести полностью пока не удалось.
Но потом случилось следующее: Магомед Чадаев и Сергей Трубчанинов в конце февраля нынешнего года получили два документа: фактическое разрешение на осуществление продажи ООО ОПХ «Орловское» и протокол общего собрания ООО ОПХ «Орловское» от 24 февраля 2022 года. Оба документа были подписаны генеральным директором АО «Щёлково Агрохим» и председателем внеочередного общего собрания участников ООО ОПХ «Орловское» Салисом Каракотовым. Обладатель 20% голосующих долей Баграт Сандухадзе на собрание не явился.
Через некоторое время Чадаев и Трубчанинов нашли покупателя на недвижимость и право аренды 2000 га земли – орловского фермера Леонида Шуруева. После тщательной проверки 11 марта 2022 года сделка была оформлена и право собственности Шуруева на ООО ОПХ «Орловское» было официально зарегистрировано в Росреестре.
Но реально вступить во владение приобретённым активом Леониду Шуруеву так и не удалось. Начались обращения «щёлковских» в правоохранительные органы и в арбитраж. 15 апреля 2022 года был оформлен «подарок» Андрею Клычкову в виде автомобиля за 16,5 миллионов рублей. И в этот же день (несомненно по случайному совпадению) было возбуждено уголовное дело в отношении Чадаева и Трубчанинова по обвинению в мошенничестве.
Фермер Леонид Шуруев
А добросовестный приобретатель ООО ОПХ «Орловское» Леонид Шуруев заочно получил статус обвиняемого в уголовном деле. Цель, интересующая «щёлковских», ясна: как и Трубчанинова с Чадаевым заключить Шуруева под стражу и фактически лишить возможности защищаться в арбитражном деле. Тем более что в ходе арбитражного дела выяснилось, что у «щёлковских», рассчитывавших на быструю и безоговорочную победу, отнюдь не всё ладится.
Камнем преткновения стали экспертизы тех самых подписей гендиректора АО «Щёлково Агрохим» Салиса Каракотова, которые стоят под документами, разрешающими продажу упоминаемого нами актива Чадаевым и Трубчаниновым. В рамках расследования уголовного дела была проведена экспертиза подписей бизнесмена. Эксперт Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Орловской области Юлия Терешко с 4 по 13 июля исследовала различные образцы подписей Салиса Каракотова и сравнивала их с теми, что имелись на спорных документах. Её вывод: подпись на распоряжении о расторжении сделок от 22 февраля 2022 г., которое фактически разрешает реализацию активов ООО ОПХ «Орловское» гендиректором Чадаевым, выполнена Каракотовым С.Д., а подписи на протоколе общего собрания от 24 февраля 2022 г. «выполнены вероятно Каракотовым С.Д.»
Фрагменты актов экспертизы ЭКЦ УМВД России по Орловской области
Такой результат не удовлетворил следователя, и была назначена вторая экспертиза, уже в орловском центре, работающем под эгидой Министерства юстиции. В этом случае эксперты затруднились ответить на поставленные перед ними вопросы, ссылаясь в том числе на недостаток и низкое качество представленных материалов.
Всё время до получения результатов экспертиз, проводившихся в рамках уголовного дела, юристы АО «Щёлково Агрохим» в арбитражном процессе заявляли, что никакие судебные экспертизы не нужны вообще, поскольку ни само подписание документов, ни собрание, протокол которого фигурирует в деле, не имели места. Но выводы орловских экспертов заставили их в корне изменить свои намерения: теперь для них судебная экспертиза стала желанной. Поначалу её собирались провести в Москве, в ФБУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации», но от этой идеи пришлось отказаться, поскольку летом там уже проходили проверки силовиков, в результате одной из которых был задержан, а потом заключён под домашний арест по обвинению в получении взятки в крупном размере заместитель директора по экспертной работе того самого Российского федерального центра судебной экспертизы (РФЦСЭ) при Минюсте РФ Геннадий Бочаров.
А затем произошла интересная вещь: прямо на заседании Арбитражного суда Орловской области 28 июля 2022 г. адвокат «щёлковских», госпожа Весельницкая Н.В. заявила о том, что заранее связывалась с руководителем Московской областной Лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ), с руководством воронежского регионального центра судебной экспертизы и пр. (Аудиозапись заседания имеется в распоряжении FLB.ru).Адвокат сообщила, что Московская областная ЛСЭ является наиболее независимой экспертной организацией, как территориально, так и по связям между участниками процесса. Любопытно, что госпожа Весельницкая считала «наиболее независимой организацией», особенно по связям с участниками процесса, экспертное учреждение, расположенное в том же регионе, где зарегистрировано АО «Щёлково Агрохим», которое она представляет.
18 августа 2022 года Арбитражный суд Орловской области вынес постановление о производстве судебной экспертизы, а через неделю часть материалов арбитражного дела № А48-3223/2022 была отправлена в ФБУ «Воронежский центр судебной экспертизы», с руководством которого предварительно пообщалась юрист АО «Щёлково Агрохим».
Мы ознакомились с соответствующим заключением эксперта от 29 сентября 2022 года и, честно говоря, были несколько озадачены. Отвечая на вопросы: «кем, Каракотовым С.Д. или иным лицом» выполнены подписи и «каким методом были изготовлены (нанесены) подписи», эксперты сообщили, что, по их мнению ни Каракотов, ни иное лицо эти подписи не выполняло, а выполнило их «техническое устройство с пишущим узлом шарикового типа, пастой для шариковых ручек». На наш, конечно, совершенно непрофессиональный взгляд, это было сделано для того, чтобы избежать полноценной почерковедческой экспертизы. Ведь одно дело Каракотов или «иное лицо», которое можно найти, а другое – неопознанное «техническое устройство».
Выводы воронежских экспертов о «техническом устройстве»
Нет, конечно, не нам, журналистам, оспаривать выводы уважаемых воронежских экспертов с большим стажем - это дело профессионалов. В распоряжении FLB.ru имеются рецензия на заключения воронежских экспертов и заключение специалиста – Николая Филипповича Бодрова, кандидата юридических наук, имеющего квалификацию «судебный эксперт», прошедшего все необходимые повышения квалификации и добровольную сертификацию, доцента кафедры судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина. Мало того, Н.Ф. Бодров – это член рабочей группы по разработке национального стандарта ГОСТ Р 59508-2021 «Судебно – почерковедческая экспертиза. Термины и определения», а также автор методических трудов по проверке подписей на предмет технического воспроизведения с использованием средств имитации рукописных реквизитов.
Любопытный факт: на его работу «Современные возможности распознавания технического воспроизведения подписи», опубликованную в своё время в журнале «Актуальные проблемы российского права» ссылаются воронежские эксперты. Видимо, они не совсем внимательно изучали эту статью…
В своём заключении признанный всеми профессионалами как выдающийся специалист в области почерковедческих экспертиз и проблем технического воспроизведения подписей, Николай Бодров не оставляет камня на камне от выводов, сделанных воронежскими экспертами, и указывает на множество грубых нарушений требований, предъявляемых к подобным экспертизам.
Бодров обоснованно отмечает, что «эксперты Анохин А.В и Алексеева Г.И. подошли к исследованию субъективно и с предубеждением с самого начала проверяя лишь те версии, которые подразумевали выполнение подписей неким неназванным техническим устройством». Они не запросили никакой диагностической информации у суда относительно Каракотова: ничего не знали о его возрасте, состоянии здоровья, о привычной пишущей руке, об обстоятельствах составления исследуемых документов и пр. Была нарушена и методика диагностического исследования, что привело к тому, что сделанные выводы Анохина и Алексеевой «являются необоснованными и научно недостоверными».
Одной из важнейших позиций, ставящей крест на выводах воронежских экспертов, является отсутствие у них обязательного для таких экспертиз оборудования и методик исследования. Вместо микроскопа с минимальным порогом увеличения в 80 крат они использовали микроскопы с порогом увеличения в 40 крат и в 16 крат, что недопустимо, поскольку не соответствует типовым методикам исследования вещественных доказательств.
А опровержению «ошибочного вывода о выполнении исследуемых подписей с использованием технического устройства» посвящено целых шесть страниц заключения Н.Ф. Бодрова, где он последовательно, один за другим, причём с конкретными иллюстративными материалами, сводит на нет доводы воронежцев.
Последней каплей явилось одно формальное, но обязательное условие. Вы знаете, уважаемые читатели, что перед арестом в некоторых странах гражданину зачитывают его права. Если какой-то пункт из этого процесса выпал, то арест можно оспорить в суде. Так вот, права и обязанности были разъяснены воронежским экспертам не в полном объёме: им не были разъяснены основания и обязанность заявить самоотвод, предусмотренные ст. 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Это было обнаружено при изучении подписки, которую дают эксперты как реквизит заключения. Древние римляне говорили: «Закон суров, но он – закон». Если «Подписка» как реквизит заключения эксперта, оформлена с нарушением требований законодательства, то она считается отсутствующей. А отсутствие в деле «Подписки» лишает заключение эксперта доказательственного значения. И как результат заключение экспертов Анохина и Алексеевой теперь не отвечает ни процессуальным, ни содержательным критериям комплексной экспертизы.
Выводы из заключения специалиста Н.Ф. Бодрова
17 ноября на своем заседании Арбитражный суд Орловской области рассмотрел вопрос о вызове воронежских экспертов Анохина А.В. и Алексеевой Г.И. в суд. Теперь они в судебном заседании будут отвечать, как и почему ими были допущены методические, методологические и иные ошибки, не позволившие сделать объективных выводов и свидетельствующие об их предубеждении, субъективности и нежелании с самого начала рассматривать те версии, которые не соответствовали их первоначальным установкам.
Р.S. И ещё один важный сюжет, который нужно обязательно отметить. Правительство Орловской области было сильно обеспокоено тем, что из его ведения вдруг может исчезнуть объект, в который было вложено полмиллиарда рублей (первоначально вообще говорили о миллиарде). Этот объект – завод ООО «Бетагран Семена». Но тут выяснился любопытный факт: этот многомиллионный объект не входил в договор купли-продажи, который был заключён с Леонидом Шуруевым. Более того, Шуруев на него и не претендовал. Его не особенно интересовали и старые постройки. Как фермеру ему прежде всего было нужно получить право аренды 2000 га земли, за что он и заплатил 23 миллиона рублей с копейками, то есть ту сумму, за которую в своё время АО «Щелково Агроохим» и купило указанный объект. Именно поэтому интерес орловского губернатора к судебному процессу и уголовному делу начал постепенно угасать. А может быть он просто ждёт новых «подарков» от «щёлковских»?..