Криминал 11.01.22 12:48

Спросите у «банкрота» Кругленко

Новые цифры и факты об уголовном деле мэра Орла Юрия Парахина

Спросите у «банкрота» Кругленко

Два года назад, в январе 2020 года журналисты газеты «Орловская среда», вместе с «Агентством федеральных расследований FLB.ru» работавшие над проектом «Россия: вор должен сидеть в тюрьме!» получили информацию о том, что на территории деревни Кондырева Орловского района Орловской области начала полноценное функционирование необычная для сельской местности дорога с отличным асфальтовым покрытием, отсыпанными обочинами и современным экономичным, но ярким светодиодным освещением. Жители СНТ «Зелёный шум» обратились и к депутату Орловского областного Совета народных депутатов Виталию Рыбакову, относительно того, почему такая замечательная дорога проходит на солидном отдалении от их СНТ в чистом поле и ведёт к какому-то коттеджу дворцового типа.


Февраль 2020 года. Юрий Парахин и его дорога. Фото из первой публикации о «дороге в рай»

Более месяца ушло на тщательное расследование со сбором необходимых доказательств, выездом на место, фотосъёмкой с земли и воздуха. Разыскивались и анализировались все доступные на тот момент документы и материалы, опрашивались граждане, имевшие отношение к строительству объекта и свидетели. Результатом стала публикация «Орловской среды» под названием «Кто застолбил дорогу в рай». Выяснилось, что дорога по улице Мира и улице Никольской ведёт к единственному дому – особняку, в котором проживает глава Орловского района, а ныне мэр Орла Юрий Николаевич Парахин. И именно Парахин, будучи главой района приложил руку к использованию бюджетных средств для строительства этой дороги вместо того, чтобы направить их в соответствии с заключённым контрактом на ремонт и обустройство дорожной сети совсем в других местах…

Это событие стало отправной точкой для десятков журналистских публикаций, полицейских проверок, телевизионных сюжетов, официальных и неофициальных заявлений по данной проблеме. За это время Юрий Парахин (это при подозрении в совершении тяжкого преступления) был выдвинут губернатором на должность мэра Орла, а потом «легализован» техническим большинством «Единой России» в горсовете. Он становился подозреваемым, а затем обвиняемым, в отношении него возбуждались уголовные дела, впоследствии переквалифицированные на более тяжкие статьи, он стабильно занимал последние места в рейтинге мэров областных столиц. Проверка налоговиков в отношении контролируемых им фирм выявила неуплату налогов в десятки миллионов рублей, подрядчики обвиняют его фактически в вымогательстве денег. И при этом Парахин продолжает работать мэром, публично оценивая действия правоохранительных органов в отношении него как «постоянные выпады».

На предновогодний вопрос Abireg.ru: «Какое главное событие произошло в вашей личной жизни в 2021 году?» мэр Орла Юрий Парахин ответил уклончиво: «Независимо от постоянных выпадов в мой адрес, я работаю и планирую работать на благо Орла. Но самое главное: мои близкие здоровы, они рядом со мной. Мне больше ничего не надо. А так в целом ничего особенного».

Обвинение в совершении преступления по тяжкой статье, предусматривающей санкцию до 10 лет лишения свободы для Парахина – «ничего особенного». Это полностью вписывается в озвученный им тезис: «Если на чиновника не заведено уголовное дело, значит, он плохо работает».

Но по мнению покровителей - выдвинувшего его на пост мэра губернатора Клычкова и секретаря регионального отделения ВПП «Единая Россия» Леонида Музалевского, организовавшего избрание Парахина членом президиума регионального политсовета партии «Единая Россия» (в связи с возбуждением уголовного дела членство приостановлено), мэр работает хорошо и «планирует работать на благо Орла»…

Мы напоминаем: расследование» относительно того «кто застолбил дорогу в рай» проводилось два года назад.

Два года назад редакция газеты «Орловская среда» сразу после публикации расследования о дороге Парахина направила запрос в прокуратуру. Официальный ответ о проведении проверки с обтекаемыми формулировками был получен, а затем последовали десятки ответов от полиции и следователей, прокуратуры (в основном это были сообщения об отмене полицейских постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела). Все они есть в нашем архиве.

А ещё у нас в архиве имеется крайне интересный документ, датированный весной 2020 года. Этот документ не был получен редакцией «Орловской среды», но начинается со следующих слов: «В связи с поступившим 07.02.2020 от главного редактора газеты «Орловская среда» запросом прокуратурой области проведена проверка законности использования бюджетных средств должностными лицами администрации Орловского района при строительстве автомобильной дороги в д. Кондырева Орловского района».

Фрагменты справки о проведении проверки прокуратурой Орловской области весной 2020 года.

А заканчивается справка следующим сюжетом: «На основании п.2 ч.2 ст. 37, ст.ст. 150, 151 УПК РФ заместителем прокурора области мотивированное постановление с материалами проверки направлено в отношении главы Орловского района Парахина Ю.Н. и бывшего начальника управления строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства администрации Орловского района Селюнина В.А. руководителю СУ СК России по Орловской области для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 285 УК РФ, ч. 1 ст. 285.1 УК РФ».

В своё время мне удалось ознакомиться с этим постановлением. Оно практически полностью совпадает с приводимым нами фрагментом справки прокуратуры, разве что несколько расширено.

А какова судьба постановления? За несколько дней до перевода с поста руководителя СУ СК России по Орловской области Анатолия Щурова на аналогичную должность в Дагестан мы беседовали с ним о наиболее резонансных уголовных делах, расследуемых в регионе. В ходе беседы я задал ему вопрос о судьбе упомянутого мотивированного прокурорского постановления, который он предпочел обойти стороной. Настаивать я не стал, но позже выяснил, что было оформлено ответное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Вопрос был закрыт, причины принятого решения нам известны, но они, похоже, не лежат в плоскости действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Сегодня мы хотим обратить внимание на избранные места из имеющихся в нашем распоряжении материалов, датированных, напоминаю, весной 2020 года…

После описания обстоятельств заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог между главой Орловского района Юрием Парахиным и генеральным директором ООО «СтройАвтоСтрада» Романом Кругленко на ремонт автомобильных дорог общего пользования по ул. Свободы и ул. Бугристая в д. Кондырева, следует следующий вывод из материалов проверки: «Вопреки условиям указанного контракта работы по ремонту ул. Свободы, ул. Бугристая в д. Кондырева, выполнены не были, вместо этого произведен ремонт ул. Мира в д. Кондырева, который принят и впоследствии оплачен заказчиком. При этом ул. Мира соединяется с ул. Никольской, ведущей к единственному жилому дому Стасенко Т.Л., являющейся родственницей Парахина Ю.Н. Иного подъездного пути к указанному домовладению не имеется».

Обратите внимание! Прокуратура ещё два года назад показывала неразрывную связь ремонта дороги по ул. Мира со строительством дороги по ул. Никольской, на которой находится единственный дом – особняк, в котором живёт мэр Орла.

Чуть ниже внимание ещё раз акцентируется на этой новой дороге, причём с указанием исполнителей: «Также установлено, что в октябре 2018 года, по истечении двух месяцев после ремонта ул. Мира в д. Кондырева, в рамках гражданско-правового, заключенного ООО «РегионАгроТрейд», за счёт собственных средств общества [договора], осуществляется строительство автомобильной дороги по ул. Никольской подрядчиками, ранее являющимися исполнителями указанного муниципального контракта – ООО «СтройАвтострада» и ООО «ДорСтройОбъединение».

Вы думаете, что по наивности сотрудники прокуратуры связали воедино ремонт улицы Мира и строительство дороги по ул. Никольской к дому мэра? В бессмертном романе Александра Дюма, есть сюжет, в котором он рассказывает о приглашении Портоса на обед к прокурору его женой госпожой Кокнар: «Портос не понял этой шутки, принял её за наивность и посмеялся над нею внутренне. Госпожа Кокнар знала, что наивный прокурор – большая редкость, улыбнулась и покраснела».

Мы подтверждаем: наивный прокурор – это большая редкость. А следственным органам оставалось всего лишь связать получение ООО «СтройАвтострада» в 2018 и 2019 годах контрактов на 62 миллиона рублей в Орловском районе, с ремонтом дороги от дома тестя мэра до перехода в новую дорогу до дома тёщи мэра в котором он проживает, а также со строительством силами тех же подрядчиков за небольшую цену дороги «с нуля» непосредственно к мэрскому особняку.

Но они этого не сделали, и 17 декабря 2021 г. на встрече прокурора Орловской области с представителями СМИ, глава надзорного ведомства был несколько удивлен вопросом главного редактора газеты «Орловская среда» о том, на каком основании строительство дороги по ул. Никольская выпало из поля зрения правоохранителей. Владислав Малкин – человек совсем не наивный, и его обещание разобраться в этом вопросе может означать то, что расследование будет проведено надлежащим образом.

О Никольской мы ещё поговорим, а пока вернёмся к публикуемому нами документу. Как вам, уважаемые читатели, такая фраза: «Согласно полученным объяснениям Парахина Ю.Н. и Селютина В.А., участки автомобильной дороги, подлежащие ремонту, представителям подрядчика ООО «СтройАвтоСтрада» показывали именно они. Таким образом, указание ремонтировать именно ул. Мира вопреки целям указанного контракта было принято указанными должностными лицами»?

Объяснения были взяты у Парахина и Селютина неожиданно, они даже не успели договориться о согласованной позиции. Это потом последовали версии о якобы непричастности Парахина, а также о «технической ошибке» (чиновники будто бы перепутали названия улиц). 

СКОЛЬКО СТОИТ ПОСТРОИТЬ ЛИЧНУЮ УЛИЦУ?

Давайте поговорим о цифрах. В соответствии с муниципальным контрактом первая часть асфальтированной и освещенной дороги между домами, принадлежащими тёще Юрия Парахина (ул. Никольская, д. 1) и тестю Юрия Парахина (ул. Свободы д.8 с фасадом, выходящим на ул. Мира в районе д. 4) проходит по улице Мира. Её длина 1285 метров. Чтобы не обвинять мэра Орла совсем уж во всех грехах, отметим, что от ворот дома тестя до поворота на «мэрскую» ул. Никольскую всего 870 метров из 1285. Более трёхсот метров были отремонтированы «для людей», хотя точно так же не для тех, которым предназначалось по контракту.

Схема дороги между домом, оформленным на тёщу мэра Орла, в котором проживает мэр, и вторым домом тёщи и тестя, где они реально и живут

По контракту ремонт этих 1285 метров стоил 14 081 741рублей и 72 копейки. Это не считая устройства уличного освещения. Ремонт одного метра дороги к дому мэра по ул. Мира обошёлся бюджету примерно в 10 960 рублей. За общую сумму в 14 миллионов Юрию Парахину предстоит ответить в суде.

А сколько стоит не отремонтированная дорога, а построенная с нуля, такая как идёт от точки в чистом поле, где заканчивается «улица Мира» до единственного особняка по ул. Никольская д. 1?

Она проведена в сельской местности. В расследовании «Орловской среды» двухлетней давности приведён такой сюжет. «На декабрьской сессии облсовета руководитель департамента сельского хозяйства Сергей Борзенков, докладывавший о реализации госпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области» в 2019 году, сообщил о значительном снижении объёмов строительства дорог в сельской местности: в программу 2019 года вошли шесть объектов в пяти районах области протяженностью всего 15 километров… На сессии также озвучили среднюю стоимость километра дорог: 32,5 миллиона рублей. Депутат Руслан Перелыгин выразил недоумение по этому поводу. Но руководитель профильного департамента Борзенков его успокоил: новые дороги именно столько и стоят».

Поверим руководителю департамента сельского хозяйства и мы, и возьмём его цифры за основу. Метр дороги в сельской местности в Орловской области в те годы стоил примерно 32 000 рублей.

Продолжим занимательную арифметику с криминальным уклоном. Если верить кадастровой карте, длина улицы Никольская от пересечения с ул. Мира до дома №1 - 900 метров. Путём несложных подсчетов выясняем, что стоимость этой дороги (а руководство ее формального владельца ООО «РегионАгроТрейд» в лице генерального директора Мельникова И.А. неоднократно поясняло полиции, что дорога строилась с нуля) должна составлять 28 800 000 рублей.

Любопытная вещь: в нашем распоряжении есть несколько ответов разных сотрудников Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Отдела внутренних дел по Орловскому району относительно дороги по ул. Никольская. Полицейские тоже любят цифры, но почему-то упорно отказываются разглашать их. Возможно, коммерческие интересы или чья-то коммерческая тайна мешают. Единственное, что можно почерпнуть из их постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела – это то, что со слов Олега Леонидовича Литвака – давнего делового партнёра Юрия Парахина, его мать Светлана Литвак «за счёт собственных средств» установила бордюры и организовала обсыпку дороги щебёнкой, что стоило около 400 тысяч рублей. Работы производили некие «рабочие по найму».

А вот сколько стоили материалы для укладки асфальта и собственно сами работы по строительству дороги к дому мэра полицейские сообщить отказывались. Но в нашем распоряжении оказались те самые данные из материалов проверки, которые тщательно скрывались.

Итак, приводим хронологию событий и необходимые цифры:

1 октября 2018 г. ООО «Регион Агро Трейд» заключило с ООО «СтройАвтострада» договор на поставку асфальтобетонной смеси марки 1 тип Б на общую сумму 1. 379 400 руб.

В тот же день ООО «Регион Агро Трейд» заключило с ООО ДорСтройОбъединение» договор на возмездное оказание услуг по асфальтированию дорожно-строительной техникой. Стоимость договора составила 2 184 620 руб.

14 мая 2019 г. ООО «Регион Агро Трейд» заключило договор подряда с ИП Литвак С.А. на оказание услуг по обустройству обочины из щебня на сумму 375 532 руб. Итоговая стоимость дороги с обочиной – 3 939 552 руб. Дорога состоит на балансе ООО «Регион Агро Трейд».

Кем строилась дорога мы уже выяснили – это подрядчик, который ремонтировал дорогу по ул. Мира. И вот сейчас главный вопрос: каким образом получилось, что при обычной для региона стоимости порядка 28 800 000 рублей, 900 метров дороги по ул. Никольская, которой не пользуется никто кроме мэра Орла и его близких (она ведёт лишь к его дому) стоили 3 939 552 руб. Кому ООО «СтройАвтострада» и ООО «ДорСтройОбъединение» (у них был один учредитель Роман Кругленко) сделали подарок как минимум в 25 миллионов рублей? Господину Мельникову, гендиректору собственника земли и балансодержателя дороги, или всё же господину Парахину?

От Игоря Мельникова никак не могло зависеть заключение муниципальных контрактов на ремонт дорог в Орловском районе. Юрий Парахин, напротив, осуществлял организационно-распределительные функции и лично подписывал как контракты, так и документы о выплате денег за их исполнение. «Дешёвая» дорога по ул. Никольской ведёт к дому, в котором зарегистрирован и проживает с семьёй Юрий Парахин, а не Игорь Мельников. Не явилась ли разница почти 25 миллионов скрытой формой взятки за получение контрактов на ремонт дорог в Орловском районе на 62 миллиона рублей?

И ещё один важнейший момент. Стоимость дороги в 3 939 552 рубля полицией определена по предъявленным договорам на приобретение асфальтобетонной смеси, на оказание услуг по асфальтированию дорожно-строительной техникой и на оказание услуг по обустройству обочины из щебня. А действительно ли были выплачены эти без малого 4 миллиона? Где факты выполнения по процентовке, где банковские платежи за выполнение работ? Проверять нужно именно фактическую оплату. И может выясниться, что улица Никольская реально обошлась в ещё меньшую сумму, что могло быть достигнуто за счёт «экономии материалов» и снижения качества работ на других объектах в Орловском районе, на которые получило контракт ООО «СтройАвтострада».

Объяснения Игоря Мельникова о том, что построенная почти 4 года назад дорога по ул. Никольской – это рекламный ход для будущих жителей коттеджного посёлка являются обычной отговоркой. За это время ни одного дома у дороги не построено, а участки в радиусе полукилометра от дома мэра оформлены на его деловых партнёров и знакомых и составляют своего рода «зону отчуждения».

Бенефициар тут виден невооруженным глазом – человек, который один практически ежедневно ездит по данной дороге на работу и домой. И этот человек – обвиняемый в тяжком преступлении гражданин Парахин Юрий Николаевич, работающий и далее планирующий работать мэром Орла!

А ГОСПОДИН КРУГЛЕНКО КАК БЫ НИ ПРИ ЧЁМ?

Лицо и фигуру Романа Анатольевича Кругленко орловчане видели в телевизионных сюжетах всего два-три раза, когда в 2017 году он рассказывал о трудностях строительства дорог на Орловщине и получения заработанных денег. В 2018 году генеральным директором и учредителем ООО «СтройАвтострада» был именно Роман Круленко. Учредителем ООО «ДорСтройОбъединение» с 2015 года также был Роман Анатольевич.

Кругленко – это именно тот человек, который заключал с Юрием Парахиным контракты, который вёл ремонт дороги на улице Мира от дома тестя мэра и строил дорогу по ул. Никольская к дому мэрской тёщи. Именно к нему должны быть обращены все вопросы относительно того, сколько в реальности стоила дорога по ул. Никольская (около 4 миллионов рублей в соответствии с договорами, меньше, или больше?). А может быть её просто построили из материалов сэкономленных на ремонте других объектов? 62 миллиона рублей для строителя дорог – это широкое поле для злоупотреблений.

Мы не сомневаемся, что дороги по ул. Мира и Никольская были сделаны в соответствии с самыми высокими стандартами. А как остальные объекты ООО «СтройАвтоСтрада» в Орловском районе? Делалась ли их экспертиза на предмет соответствия стандартам качества?

После того как сведения о строительства «дороги в рай» попали в информационное пространство и в прокуратуру Орловской области, Роман Анатольевич Кругленко понял, что необходимо что-то делать для того, чтобы минимизировать свои потери от возможных действий правоохранительных органов.

Первая публикация в «Орловской среде» появляется 5 февраля 2020 года, а 24 марта Роман Анатольевич выходит из учредителей ООО «СтройАвтострада». Проходит несколько месяцев и вроде бы процветающее предприятие неожиданно самоликвидируется. Затем оно получает заявление о грядущем банкротстве от ООО «ДП-1» («Дорожное предприятие №1»), причём сумма, предъявленная кредитором к уплате для ООО «СтройАвтострада», ворочавшего десятками миллионов – смешная – несколько сотен тысяч рублей. Вот выдержка из судебного решения: «Как следует из материалов дела, 01 января 2020 года между ООО «Дорожное предприятие №1» (Арендатор) и ООО «СтройАвтострада» (Субарендатор) заключён договор субаренды производственной базы №1Д/20/1-П, согласно которому Арендатор предоставил во временное владение и пользование, а Субарендатор принял производственные площади: помещение №1 (офис 1) в здании лабораторно-бытового корпуса (кадастровый номер 57:25:001014:378)».

Кругленко не заплатил за аренду 450 тысяч рублей, и в октябре 2020 года начал процесс самоликвидации «СтройАвтострады» «из-за возникшей задолженности». 15 декабря 2020 года суд признал предприятие банкротом.

Через несколько дней 29 декабря 2020 года Роман Анатольевич Кругленко передал учредительство в ООО «ДорСтройОбъединение» Анатолию Дмитриевичу Кругленко.

Роман Кругленко в своём офисе в здании предприятия, которое обанкротило его фирму

Концы в воду? Как бы не так! В декабре 2021 года журналисты канала «Спец. Корр.», проводившие своё собственное расследование «дела Парахина» обнаружили «обанкроченного» Романа Анатольевича Кругленко на руководящей работе в своём кабинете, причём в здании ООО «Дорожное предприятие №1». Напомним, это то самое ООО, которое из-за 450 тысяч рублей удачно «обанкротило» фирму «СтройАвтострада», выполнявшую в последние годы госконтракты на сотни миллионов.

Роман Кругленко, в момент, когда его посетили журналисты, выглядел растерянным и испуганным. На вопросы отвечать отказывался, хотя, похоже, ничем в этот момент занят не был, хватался за трубку телефона, пытаясь разговаривать с несуществующим собеседником, а потом, собравшись с силами, повёл себя более решительно и вытолкал корреспондента из своего кабинета.

А не ответил он на два простых вопроса: почему дорога прошла к дому мэра и не мэр ли указал ему, куда вести дорогу? Возможно, на вопросы следователей он отвечал или будет отвечать более подробно, тем более что именно он владеет всей полнотой информации и по дороге на ул. Мира, и по дороге на Никольской.

В самое ближайшее время мы с вами, уважаемые читатели, узнаем и судьбу Юрия Парахина, и обстоятельства строительства дороги по ул. Никольская, и много нового относительно самого резонансного уголовного дела прошлого года…

Ещё на эту тему

Мэр и два отеля

Гостиничный комплекс «Орёл-Отель» хотят взять и переделить. «Хлебное место» четы Сафоновых. Обходной маневр мэра Орла Юрия Парахина

Уголовное дело Юрия Парахина

FLB: Как будущий мэр Орла стал тайным хозяином «Южного рынка»

Любимый подрядчик губернатора

FLB.ru: 1,8 миллиарда в одни руки. Тайны покровителей бизнесмена Михаила Маркина, к которому пришли с обысками сотрудники орловского УФСБ

Фатальные ошибки Марии Позняк

Как орловский следователь подставила МВД на 3 млн рублей, а затем благополучно ушла на пенсию «за выслугой лет»

Мы в соцсетях

Новости партнеров