Собрать мусор, вызвать перевозчика одной кнопкой и получить за это дивиденды – такая идея сейчас реализуется в Москве с помощью сервиса Sborbox. Его разработчики уверены, что с помощью такого сервиса люди могут избавляться от мусора, соблюдая ценности экологии и получая скидки от бизнеса, представленного в их районе, а сборщики, как правило, это дворники, могут получать до 20 тысяч рублей ежемесячно.
Пока правительство и ведомства разрабатывают свои решения проблемы утилизации мусора в России, творческие люди в нашей стране не дремлют и предлагают инициативы «снизу». Тем более что в России пока не было ни одной известной программы по решению мусорной проблемы, инициированной людьми.
И вот одна такая идея появилась ещё в конце 2018 года. Впервые СМИ о ней рассказали в декабре, а уже сейчас многие москвичи устанавливают приложение на свои смартфоны.
Авторы идеи – предприниматели Андрей Сычев и Михаил Морозов – партнёры, знакомые около десяти лет и когда-то вместе работавшие на спортивном медиапортале Sportbox.ru (входит в холдинг «Матч!»). Название нового сервиса авторы и взяли из своего профессионального прошлого.
Андрей Сычев стал сотрудником оператора по перевозке ТБО «Город99» и придумал концепцию сервиса. Затем к нему присоединился коллега – Михаил Морозов.
Концепция сервиса Sborbox такова: создается сеть специалистов по сбору нескольких видов отходов (пока организаторы специализируются на бумаге, пластиковых бутылках, алюминии, металлоломе). Сборщики – это посредники между населением и компаниями, заинтересованными во вторсырье. Как правило – это дворники, которым сервис и обещает дополнительный доход до 20 тысяч рублей в месяц. Человек, желающий участвовать в проекте, оставляет пакет с вторсырьем на лестничной клетке и в приложении указывает, где его забрать. Сборщик, получив сообщение, забирает пакет, сортирует мусор и тоже отмечает это в приложении.
Затем за пакетом приезжает перевозчик, который покупает вторсырье, — сделка происходит онлайн, а Sborbox получает агентское вознаграждение. Далее перевозчик продает мусор заготовителю, который перерабатывает его сам или продает перерабатывающим заводам.
Главное в процессе – регулярность. И со стороны жителей, и со стороны сборщиков, и со стороны перевозчиков.
Проект уже набирает огромное количество сторонников. Достаточно сказать, во-первых, что еще в ноябре 2018-го компания «Эквити Алгоритм», которой владеет бывший заместитель главы ВГТРК Дмитрий Медников, в ноябре приобрела 66% «Вейстгрупп». Последняя и начала в конце прошлого года разрабатывать агрегатор заявок для сбора и обработки мусора.
Во-вторых, как говорят сами разработчики, сейчас у сервиса уже более 200 партнеров-сборщиков. Отметим, что пилотным стал в проекте московский район Перово. Часть из партнеров-сборщиков получают на дополнительную работу разрешение от управляющей компании, обслуживающей тот или иной дом.
В-третьих, сервис доступен около 100 тысяч человек, но уже сейчас 95–97% пользователей – а это несколько тысяч человек, которые скачивают приложение, остаются его клиентами. Об этом рассказал Медников журналу РБК.
Благодаря проекту, только в феврале 2019 года с помощью Sborbox было собрано 30 т вторсырья, говорит Морозов.
Каждую неделю на страничке агрегатора в Facebook можно увидеть отчет о количестве собранного мусора. В частности, за неделю с 13 по 19 мая пользователи #sborbox сдали на переработку 8,2 тонн вторсырья, а за неделю с 20 по 26 мая пользователи #sborbox отправили в переработку 7,6 тонн.
Следующий участник цепочки — перевозчик. Сейчас со Sborbox сотрудничают несколько частных перевозчиков и одна транспортная компания, которую создатели не называют. Ее грузовики покупают вторсырье у сборщиков и перепродают его переработчикам. В приложении можно узнать, где находится ближайший пункт приема того или иного вида вторсырья.
Авторы проекта отмечают, что сервис работает бесплатно, но рассматривает несколько моделей монетизации. Одна из идей — взимание комиссии с участников цепочки оборота вторсырья, прежде всего с перевозчиков. «Мы собираемся масштабировать бизнес и подключать больше домохозяйств, в идеале — всех», — делится планами сооснователь Sborbox Михаил Морозов.
И хотя некоторые эксперты считают, что такая бизнес-модель не очень эффективна, но при решении некоторых спорных и конфликтных моментов, а также при поддержке со стороны государства, такая идея, как нам кажется, может работать и очень эффективно. По крайней мере известно, что сервис кроме московского Перово уже запускают в Челябинске и Тверской области.