«После этого дальнейшие разговоры о Союзном государстве стали казаться просто бессмысленными. Москва ответила, что видит разницу между понятиями "Лукашенко" и "белорусский народ".
"От тех, кто в окопах гнил"
Ещё Александр Лукашенко отозвал белорусского посла в Москве - таким был ответ на полное прекращение поставок газа из России. Однако спустя несколько часов выяснилось, что посол лишь "вызван для консультаций", а Лукашенко заявил о готовности покупать газ "на условиях Путина", то есть по 50 долларов за 1 тыс. кубометров газа - именно столько требовал с белорусов "Газпром". Но на капитуляцию заявление Лукашенко походило мало - он разразился гневной тирадой в адрес Путина. "Хочет Путин, чтобы мы платили эти деньги, - будем собирать от лекарств чернобыльцев, от тех, кто в окопах гнил, неужели мы не соберем эти 200 миллионов долларов? Соберем, и снимем эту проблему, тогда перестанут нами манипулировать и перестанут нас шантажировать", - заявил Лукашенко на совещании с членами правительства. При этом Путин, со слов Лукашенко, предстал не просто шантажистом, но и террористом. "Сейчас стало модно бороться с терроризмом, но ведь это акт терроризма на самом высоком уровне, когда в 20-градусный мороз народ лишают природного газа", - вдохновенно продолжил белорусский лидер. В подтверждение этих слов сразу после выступления Лукашенко около 400 человек собрались у стен российского посольства в Минске. В руках пикетирующих были транспаранты с надписями "Наши отношения отравлены газом" и "Это удар в спину белорусскому народу".
Лукашенко лишили "президентских фондов"
Между тем, судя по внешнему виду, многих пикетчиков привезли прямо с предприятий и вручили наспех написанные плакаты. Скорость реакции кажется тем более странной, если учесть, что сами белорусы узнали о газовой блокаде только утром, - вечером в среду белорусским СМИ было запрещено сообщать о том, что "Газпром" перекрыл трубу, а народ во главе с президентом праздновал достижения сборной республики по биатлону. К тому же, как уверяют высокопоставленные источники Газеты в администрации президента, Лукашенко "забыл", что конечные потребители газа в Белоруссии и так уже платили за него не 29 долларов - по этой цене поставлял газ в республику "Газпром", - а гораздо больше. Разница, уверяет источник, шла в фонды президента Лукашенко. По оценкам главы "Газпрома" Алексея Миллера, потребителям газ обходился почти в те же 50 долларов. Разница только в том, что теперь Лукашенко не сможет вольно распоряжаться деньгами, которые зарабатывал на своих же потребителях. Впрочем, белорусские власти тут же нашли способы компенсации. ОАО "Белтрансгаз" повысило тариф на транзит газа через Белоруссию в Европу с 50 центов до 1, 02 доллара за тысячу кубометров на 100 километров, за счет чего выгадывает около 100 миллионов долларов. Кроме того, Россия еще в январе предложила предоставить Белоруссии кредит, который поможет компенсировать разницу между новой и старой ценой газа. Министр финансов Белоруссии Николай Корбут заявил о готовности приехать в Москву для переговоров о получении кредита в 200 миллионов долларов.
"Курс на обострение отношений"
Лукашенко не преминул повернуть ситуацию в свою пользу и еще одним способом - пригрозить инвентаризацией всех союзных договоренностей: "Мы должны руководству России четко положить на стол наши претензии". По словам Лукашенко, "отношения с Россией надолго будут отравлены газом". Между тем заявления Лукашенко не произвели на российскую сторону должного впечатления. Анонимный представитель российского внешнеполитического ведомства заявил вечером, что слова белорусского президента "свидетельствуют о том, что он, пренебрегая интересами белорусского народа, берет курс на обострение отношений с Россией, но белорусы - мудрый народ и не дадут ввести себя в заблуждение". Подобного Москва себе до сих пор не позволяла. По мнению главы Совета по внешней и оборонной политике Сергея Караганова, Россия может и отказаться от постоянной ставки на белорусского лидера. "Если Лукашенко не может пойти на рыночные реформы под экономическим и политическим прикрытием России, значит, на это пойдет кто-то другой. Идея о том, что Лукашенко безальтернативен, это идея которую он сам навязывает", - сказал Караганов Газете.
***
Хроника белорусской газовой войны
Апрель 2002 года: Россия и Белоруссия подписывают соглашение, по которому "Газпром" должен был поставлять в Белоруссию газ по внутрироссийской цене, а Белоруссия - обеспечить создание газотранспортного СП на базе "Белтрансгаза", где Россия получает до 50% акций, 1 января 2004 года: "Газпром" прекратил поставки газа в Белоруссию; компания не сошлась в цене пакета акций "Белтрансгаза" с белорусской стороной. Белорусские власти оценивали "Белтрансгаз" в 2 миллиарда долларов, а "Газпром" - лишь в 600 миллионов. Газом республику обеспечивали АО "Транснафта" и НГК "Итера". 23 января 2004 года: "Газпром" заявил о полном прекращении поставок газа из России в Белоруссию. 24 января 2004 года: после телефонного разговора Владимира Путина и Александра Лукашенко глава "Белтрансгаза" Петр Петух сообщил "Газпрому" о подписанном с "Итерой" и "Транснафтой" соглашении о дополнительной поставке 950 миллионов кубометров газа. 12 февраля 2004 года: "Транснафта" и "Белтрансгаз" подписали соглашение о поставке еще дополнительно 350 миллионов кубометров газа. 16 февраля 2004 года: Белоруссия отказалась подписывать транзитный договор на поставку газа через ее территорию без контракта с "Газпромом" о поставке газа на 2004 год».
Литвинов Андрей, Макеев Николай, «Газета», 20.02.2004