«Крупномасштабные оперативно-стратегические учения НАТО "Стронг ризолв-2002"(твердое решение), начавшиеся в Польше и Норвегии 1 марта, продлятся еще две недели. Столь масштабных учений у границ России еще не было: в них участвуют 40 тысяч военнослужащих, около 8 тысяч единиц бронетехники, 500 боевых самолетов и вертолетов, 150 кораблей и вспомогательных судов ВМС НАТО. С помощью этих сил и средств планируется отрепетировать отражение агрессии и дальнейший разгром мифической страны Вудландии, основные военные объекты которой, по странной прихоти натовских сценаристов, находятся в Калининградской, Псковской и Новгородской областях, а также в западных регионах Белоруссии. Кроме членов Североатлантического альянса в рамках программы "Партнерство ради мира" в учениях принимают участие Австрия, Болгария, Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Швеция, Украина и Узбекистан.
МЫ ГОТОВЫ к отражению атаки
"Сам факт проведения стратегических учений НАТО "Стронг ризолв-2002" является свидетельством подготовки войск и сил альянса к ведению боевых действий одновременно в двух военных конфликтах большой интенсивности непосредственно у границ России и Белоруссии", - заявил начальник Генштаба ВС РФ Анатолий Квашнин.
По его словам, "учения альянса на территории Норвегии и Польши в очередной раз подтверждают наши сомнения в отношении роли НАТО как блоковой военной организации в обеспечении европейской безопасности".
Учения демонстрируют неизменность взглядов НАТО в оценке вероятного противника со времен "холодной войны" - это Россия, Белоруссия и другие государства СНГ. Достаточно сравнить группировку войск, задействованных в учениях, с той, что принимает участие в антитеррористической операции в Афганистане, чтобы понять, что первая в несколько раз мощнее второй.
"С учетом развития военно-политической обстановки в жизненно важных для России и ее союзников регионах мира перед вооруженными силами наряду с решением задач по противодействию международному терроризму и выполнению миротворческих функций в XXI веке основным приоритетом остается способность отразить агрессию извне", - заявил в этой связи Анатолий Квашнин.
Хоббиты на страже НАТО
Главная цель оперативно-стратегических учений НАТО в Польше и Норвегии - проверка способности объединенных сил альянса решать задачи одновременно в рамках двух кризисных ситуаций, разворачивающихся на севере, северо-востоке и в центре Европы.
Учения объединены единым замыслом и предусматривают сценарий, видимо, навеянный командованию альянса популярным в последние месяцы кинофильмом "Властелин Колец".
В некоей стране Триландии, прежде входившей в состав многонационального государства (названного почему-то русским словом - Граница), но получившей независимость по мандату ООН (раздел произошел по этническому принципу), обнаружены значительные запасы нефти в прибрежном шельфе. С их открытием бывшая метрополия Вудландия реанимировала свои территориальные притязания на эти экономически важные районы "новой демократической страны", недавно ставшей членом НАТО. Под предлогом защиты прав национальных меньшинств метрополия собирается захватить эти территории и "скорректировать" госграницу.
По сценарию учений, начавшееся вторжение заставляет страну, ставшую жертвой агрессии, обратиться за помощью в ООН и к генеральному секретарю НАТО. В ответ СБ ООН принимает резолюцию, в которой квалифицирует позицию "метрополии" как угрозу международному миру и требует от страны отвести войска в районы обычной дислокации. Одновременно в НАТО принимается решение о вводе сил альянса в южные районы своего партнера, однако еще до их полного развертывания "метрополия" вторгается в северо-западные районы страны. "Захватчики" опираются на поддержку своих соотечественников, проживавших в Триландии и теперь притесняющих население коренной национальности. В этой ситуации войскам НАТО не остается ничего другого, как поддержать атакованную Триландию, а заодно помочь угнетенному народу Вудландии избавиться от тирании. Хеппи-энд, разумеется, неизбежен. Ко всему сказанному необходимо добавить, что маневры, проводящиеся в непосредственной близости от государственной границы России, предусматривают отработку захвата и уничтожения объектов "вероятного агрессора", под которыми подразумеваются вполне реальные точки на картах Северо-Западного региона и Калининградской области России, а также западных районов Белоруссии. Для этих целей планируется задействовать сухопутную дивизию, военно-морскую группировку и военную авиацию наземного базирования.
С нами не посоветовались
Как заявил Газете высокопоставленный представитель Генштаба ВС РФ, Россия, конечно, не против проведения каких-либо военных учений или маневров вблизи ее границ с целью поддержания и проверки боеспособности национальных вооруженных сил соседних государств или их межнациональных группировок, которые не направлены против ее интересов и не затрагивают напрямую вопросов безопасности. "Однако, - отметил источник Газеты, - возникает вопрос: своевременно ли выбран момент проведения маневров НАТО, соответствует ли их замысел позиции России и Белоруссии? Нам говорят, что учения были спланированы еще до событий 11 сентября прошлого года. Но мы именно после этих событий отменили ряд учений и маневров своих стратегических ядерных сил, дальней и морской ракетоносной авиации, Северного и Тихоокеанского флотов, а вот альянс этого делать не хочет".
России предлагают морковку
Симптоматично, что очередные встречи представителей России и НАТО прошли именно на фоне продолжающихся учений. Вчера в Москву прибыл заместитель генерального секретаря НАТО Гюнтер Альтенбург, а 2 марта из Брюсселя вернулась российская делегация, участвовавшая в заседании рабочей группы "Парламентская ассамблея НАТО - Федеральное собрание Российской Федерации".
Этот визит Газете прокомментировал председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Николаев.
"Сразу отмечу, мы за диалог с НАТО, - сказал он. - Члены российской делегации однозначно высказались за создание нового эффективного механизма равноправного сотрудничества России и НАТО (политической "двадцатки"), основанного на строгом соблюдении норм международного права, решений ООН и ОБСЕ, а также на реальной ответственности России и НАТО за совместно принимаемые решения. Нам предлагают перевести на практический уровень диалог по вопросам борьбы с терроризмом, миротворческим операциям, контролю за нераспространением оружия массового уничтожения, вопросам поиска и спасения на море, военных реформ и организации совместных учений. При этом особо отмечается, что участие России в разработке и принятии решений по этим вопросам не должно затрагивать обязательств членов блока в рамках статьи 5 Вашингтонского договора. Напомню, именно эта статья, по праву называемая ключевой, определяет, что вооруженное нападение на одну или несколько сторон, подписавших договор о создании альянса, рассматривается как нападение на блок в целом. Кроме того, Россия ни при каких условиях не должна обладать правом вето, а все принимаемые на совете НАТО спорные решения никак не учитывают мнения нашей страны. Но в чем же здесь новый уровень взаимоотношений? И о каком равноправном партнерстве может идти речь? Чем новая "двадцатка" будет отличаться от старого формата "девятнадцать плюс один", сформулированного подписанным еще в 1997 г. Основополагающим актом отношений Россия - НАТО? Да ничем. На мой взгляд, подобный формат "двадцатки" - это очередная морковка, предложенная России в надежде на то, что, потянувшись за ней, мы не обратим серьезного внимания на проблему очередного этапа расширения НАТО.
Впрочем, существует и более радикальная позиция. По мнению весьма влиятельного в США сенатора Лугара, НАТО необходимо преобразовать в организацию для борьбы с терроризмом, а зона ответственности альянса должна распространяться за пределы Европы и включать в себя - ни много ни мало - весь мир.
Сейчас трудно сказать, насколько подход Лугара разделяет политическое руководство США и стран Европы. Однако представляется достаточно очевидным, что превращение Североатлантического альянса в сугубо военную организацию для борьбы с терроризмом в различных районах мира отразится на перспективах сотрудничества России и НАТО.
* * *
НАТО готовит вторжение в Россию у самых ее границ
Личный состав - 40 тыс. чел.
Бронетехника - 8 тыс.
Боевых самолетов и вертолетов - 500
Боевых кораблей – 150»
Егоров Иван, «Газета», 05.03.2002