Развод супругов – это, как правило, не самое весёлое и праздничное мероприятие, особенно если этот развод является следствием тех противоречий, разницы во взглядах и в отношении к жизни (в том числе совместной), которые во время этой самой жизни и возникли. Причин для такого добровольного действия одного или двух супругов может быть великое множество. Потеря взаимопонимания, измена, угасание любви, - всё это, как правило, является трагичным событием.
С юридической точки зрения развод – это добровольное действие супругов, причём совсем необязательно, чтобы желание было исключительно обоюдным. Суд может развести двух некогда желавших быть вместе людей даже в том случае, когда один из них не изъявляет такого желания.
Поскольку процедура развода является по своему характеру очень чувствительной и может иметь множество тонких нюансов, которые не подлежат публичному озвучиванию и тем более обсуждению в средствах массовой информации, подобному процессу очень просто придать закрытый характер, чем некоторые люди, в том числе и чиновники разного рода активно пользуются.
Сегодня мы рассказываем не о реальных разводах и настоящих человеческих трагедиях, а о совершенно ином типе развода – разводе фиктивном, который сам по себе не является юридическим понятием, не зафиксирован ни в уголовном, ни в гражданском кодексе, но может иметь правовые последствия вплоть до длительного лишения свободы…
ИСКУССТВО ПРЯТАТЬСЯ ЗА ТЁЩИНОЙ ЮБКОЙ…
Что такое фиктивный развод и для чего его используют некоторые нечистые на руку граждане? Как правило, это мнимое, инсценированное расставание супругов, совершаемое, как правило, с корыстными целями. Цели могут быть разными, но чаще всего бытовыми, такими как расширение жилплощади, получение государственных субсидий и пр. Такой фиктивный развод, хоть и обман государства, но сущая мелочь по сравнению с теми сложными комбинациями, которые задействуют коррумпированные чиновники, чтобы скрыть свою недвижимость, незадекларированные доходы, ценное имущество и пр.
На самом деле, фиктивный развод не является законным и супруги даже могут нести уголовную ответственность, если в их действиях будет доказан преступный умысел. Почему? По сути дела, это обман. Граждане расстаются друг с другом отнюдь не потому, что они устали друг от друга, хотят завести новые отношения. На деле они не расстаются вообще и преследуют при этом чётко определённые цели. Кстати, отсутствие новых отношений (формальный брак) у некогда разведённых супругов может являться квалифицирующим, хотя и косвенным признаком фиктивного развода.
Кто в этом случае является субъектом обмана? Это в первую очередь государство, которое расторгает их брак, а также те органы и структуры, которые становятся жертвами обмана фиктивных супругов. Это могут быть финансовые организации, налоговая служба, различные административные структуры, в которых работает один из супругов, заполняющий справку о доходах, расходах имуществе и обязательствах имущественного характера. Из этой справки при разводе автоматически исключаются оформляемые на бывшую жену или тёщу объекты недвижимости, доли в различных фирмах, счета в финансовых организациях… И чиновник, который фиктивно развёлся и перевёл свое имущество на жену, тёщу, тестя, других родственников предстаёт настолько скромным, чистым и честным гражданином, что никакие контролирующие органы вплоть до прокуратуры не могут предъявить ему никаких претензий.
Реальный развод имеет несколько основополагающих признаков. Во - первых, это раздел совместно нажитого имущества (по брачному контракту, добровольному согласию или суду). Во-вторых – установление опеки над несовершеннолетними детьми, то есть определение того, с кем из супругов остаются рождённые в браке дети. В-третьих – раздельное проживание супругов. Бывают, конечно, случаи, когда жилплощадь одна и одному из разведённых просто некуда идти, но как правило проживают бывшие супруги раздельно. В – четвёртых - раздельно ведётся хозяйство. В-пятых – у бывших супругов раздельный бюджет.
Часто фиктивный развод супруги пытаются всеми силами выдать за развод реальный. Для этого они живут в разных квартирах или домах, практически не общаются друг с другом, чтобы не вызвать подозрений, иногда даже создают видимость конфликтных ситуаций. Но в большинстве своём даже самые дальновидные граждане не особенно и скрываются, - ведь уголовной ответственности за фиктивной развод нет, даже суд не может признать развод фиктивным, поскольку такого юридического понятия просто не существует.
Определить, является ли развод фиктивным, или супруги проживают совместно и ведут общее хозяйство, довольно легко. Данные телефонного биллинга о местонахождении супругов, к примеру, дают представление о том, находятся ли они рядом в течение длительного времени, а полный комплекс оперативно-розыскных мероприятий может дать практически стопроцентный результат. Что дальше?
Действующее законодательство при определённых условиях вполне может рассматривать фиктивный развод как составную часть мошенничества (ст. 159 УК РФ). Для этого следствию при расследовании уголовного дела нужно доказать преступный умысел разводящихся, раскрыть мошенническую схему, дать оценку роли каждого из её участников, мужа, жены, тёщи, тестя и пр., а в случае успеха подготовить обвинительное заключение, которое в зависимости от масштаба содеянного может привести участников и пособников мошенничества в суд, который определит им меру наказания – вплоть до десяти лет лишения свободы.
СУГУБО ВЫМЫШЛЕННЫЙ ПРИМЕР
Возьмём пример, в котором любые, даже малейшие совпадения с конкретными событиями или личностями отсутствуют. Существует региональный чиновник весьма высокого уровня, скажем заместитель председателя правительства. Ему от имени губернатора даются поручения – курировать те или иные объекты или сделки, например, приватизацию какого-нибудь крупного агрохолдинга, строительство крупного объекта медицинской инфраструктуры, водоочистных сооружений и пр. И как на грех на всех этих позициях то параллельно, то последовательно начинаются хищения в особо крупных размерах, исчисляемых несколькими сотнями миллионов рублей. Возбуждаются уголовные дела, некоторые из них даже доводятся до суда. Кто-то из подрядчиков пускается в бега, другие отбывают наказание или находятся под следствием.
Но вот какая занятная происходит вещь: любой мало-мальски понимающий в том, какие полномочия есть у зампреда правительства, прекрасно знает, что своровать что-то крупное на курируемом им объекте без его одобрения и личного участия практически невозможно. Куратор вроде бы и должен отвечать перед своим начальником – губернатором, причём не только за то, что работа по строительству медицинского объекта не выполнена, но и за то, что выплаченные подрядчику деньги похищены. Но не отвечает. И перед правоохранительными органами – тоже. Потому что нет такого юридического понятия «куратор», как нет понятия фиктивного развода, потому что указания даются на словах, а затем в устной форме определяются взаимовыгодные условия, при которых «куратору», не имеющему формальных полномочий и ни за что не отвечающему от подрядчиков и иных бенефициаров достаются весьма крупные суммы, причём очень часто наличными (так труднее отследить передачу незаконного вознаграждения).
Дальше встаёт вопрос: а что делать с деньгами? Любые крупные траты чиновника можно довольно просто отследить. И тут приходит на помощь такая замечательная лазейка как фиктивный развод со всеми вытекающими последствиями. Сумма, которую требуется «легализовать» примерно 100 000 000 рублей. В зарубежные страны из глубинки сбегали с деньгами лишь единицы, так что нужно вкладываться здесь. Миллионов пятьдесят, к примеру, можно потратить на строительство хорошего дома на большом лесном участке и желательно без соседей.
Примерно такой уединённый дом на лесном участке может построить любой коррумпированный чиновник
Наличные деньги имеются, необходимо только придумать историю об их происхождении, показать, что они не твои. Конечно, если человеку лет двадцать, даже двадцать пять и он не работал на коррупционноёмкой должности в течение пяти лет, правоохранительные органы могут поверить ему, если он заявит, что это деньги родителей. В ином случае передача многомиллионных сумм должна предусматривает оформление, что чревато разоблачением. Поэтому чиновником придумывается цепочка: деньги якобы передаются от его родителей родителям жены, а ими уже неустановленным частным лицам, которые и строят дом. Красивая схема? Не очень, но если ты во властной обойме, то сойдёт. Преступная? Возможно, но это ещё надо доказать. А доказывать такие вещи, особенно по прошествии пяти-шести лет дело ох какое хлопотное. И не каждое следственное управление за это возьмётся…
Но если мы берём гипотетическую схему: полученные преступным путём деньги легализуются с помощью жены, тестя и тёщи, то и трое последних являются участниками, а сама схема становится мошенничеством в особо крупном размере, совершённым группой лиц по предварительному сговору. А это, напомним, до десяти лет лишения свободы. И любимой тёщи также касается…
Доказывается фиктивный развод не очень сложно. Достаточно изучить жизнь разводившихся граждан, чтобы понять, живут ли они под одной крышей, если имеют возможность жить отдельно, ведут ли общее хозяйство, разделили ли они имущество, решили ли вопрос с опекой над детьми, или продолжают проживать в одном месте, к примеру, построенном на похищенные деньги доме, счастливой большой семьёй. И, самое главное, следствие должно выяснить, достигнута ли цель фиктивного развода – сокрытие доходов, уход от налогов, реализация преступным путём полученных средств и пр.
Имущество и доходы чиновников высокого ранга находятся под особым контролем государства, поэтому в определённый момент, когда, к примеру в отношении них возбуждается уголовное дело, они разводятся и подключают к владению имеющимся и вновь создающимся имуществом своих бывших жён, бывших тёщ и иных близких им людей, с которыми их пути по жизни формально разошлись. А то, что они после закрытия уголовного дела снова живут под одной крышей, так это уже из серии «милые бранятся – только тешатся».
Вот только государству, которое стало жертвой такого обмана, не до того, чтобы тешить себя иллюзиями относительно того, что похищенные сто или двести миллионов вернутся, а создатели и участники преступной схемы будут привлечены к уголовной ответственности. Отметим, что вероятность разоблачения комбинации с фиктивным разводом и легализацией средств стремится к нулю, если гипотетический чиновник, о котором мы говорим, хотя и лицо сугубо вымышленное, но является действующим должностным лицом высокого ранга, имеющим покровителей не только регионального, но и федерального масштаба.
ОБ АРГУМЕНТАХ, ФАКТАХ И ТАЙНЕ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
Владислав Старков, главный редактор газеты «Аргументы и факты» с 1980 по 2002 годы, любил говорить, обращаясь к своим подчинённым: «Что аргументы, ты мне факты подавай!» Вот и мы в заключительной части нашей статьи о фиктивных разводах и их возможных последствиях будем говорить лишь сухим языком фактов.
Факт 1. У Юрия Николаевича Парахина, нынешнего мэра Орла, в 2012 году, когда он трудился заместителем председателя правительства Орловской области, руководителем блока финансово – экономического развития, была супруга и несовершеннолетняя дочь. Это следует из информации, официально опубликованной на сайте областной администрации.
Факт 2. Во время работы в областной администрации Парахин, по словам экс-губернатора Вадима Потомского, имел отношение к скандальной продаже АПК «Орловская Нива» и хищениям на станции обезжелезивания.
Факт 3. В то же время Юрий Парахин курировал строительство многопрофильного медицинского центра, именуемого в народе «Титаником». Именно в период его «кураторства» там было похищено порядка 300 миллионов рублей. Сегодня прокуратура Орловской области озвучивает цифру в 230 миллионов.
Факт 4. В 2016 году, уже после того, как в отношении Ю.Н. Парахина было возбуждено уголовное дело, которое потом было прекращено в судебном порядке, а сам Парахин стал главой Орловского района, супруги у него уже не было. Эти сведения можно почерпнуть на сайте администрации Орловского района.
Факт 5. С 2016 г. по 2019 г. (включительно) Юрий Николаевич Парахин заработал в общей сложности 4 970 834 рубля с копейками. Из них половину (2 485 552 рубля) он заработал за 2019 год.
Факт 6. До 2019 года у Ю.Н Парахина ни в собственности, ни в пользовании домов и земельных участков не было, а была лишь квартира площадью в 113 квадратных метров и совместная с женой и дочерью (потом только с дочерью) квартира площадью в 114 квадратных метров и гараж.
Факт 7. В 2019 году у Ю.Н. Парахина появился в собственности жилой дом площадью в 311 квадратных метров и участок в 23 сотки, а также находящийся в пользовании жилой дом, площадью в 346 квадратных метров и земельный участок площадью в 50 соток.
Факт 8. По собственным словам Парахина он зарегистрирован и постоянно проживает в доме №*** по ул. Никольская д. Кондырева Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области. Это тот самый дом площадью в 346 квадратных метров на участке в 50 соток. В полицейском постановлении об очередном отказе в возбуждении уголовного дела от 7 ноября 2020 года, подписанном капитаном полиции П.И. Кондрашиным, говорится: «Со слов опрашиваемого главы Администрации Орловского района Орловской области Парахина Юрия Николаевича, он проживает в доме своей бывшей тёщи Стасенко Т.Л. по адресу: Орловская область, Орловский район, Неполодское с/п д. Кондырева, ул. Никольская, д.*** по договору аренды с 2019 года. Благоустройством дома, коммуникаций и прилегающей территории занималась Стасенко Т.Л. из своих собственных средств». (Документ имеется в распоряжении FLB.ru).
Супруга Юрия Парахина (актуальный статус её нам неизвестен) с дочерью на церемонии вступления Папрахина в должность мэра
Факт 9. Несовершеннолетняя дочь Ю.Н. Парахина с 2019 г. также имеет в пользовании тот же самый дом на ул. Никольская д.***
Факт 10. Тёща (актуальный статус неизвестен) Юрия Николаевича Парахина госпожа Стасенко, также проживает в данном доме со своей семьёй. Вот подтверждающий это фрагмент из постановления участкового уполномоченного ОМВД РФ по Орловскому району лейтенанта полиции Тимохина П.В., подписанного 18 сентября 2020 года: «Из объяснений Стасенко Т.Л. установлено, что она с конца 2018 года проживает по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Кондырева, ул. Никольская д.*** со своей семьёй. Данный участок приобретался Стасенко Т.Л. в 2015 году по договору купли-продажи от 16.06.2015 г. у физического лица. 29.09.2015 г. Стасенко Т.Л. получила разрешение на строительство жилого дома, после чего начала строительство дома. Для строительства дома нанимались частные лица по договору подряда. 12.09.2016 г. было получено свидетельство о праве собственности, после чего в доме начались отделочные работы. В конце 2018 г. Стасенко Т.Л. переехала на постоянное место жительства по данному адресу». (Документ имеется в распоряжении FLB.ru)
Факт 11. Супруга Ю.Н. Парахина в 2012 году заработала в общей сложности 120 000 рублей.
Факт 12 (пока последний) Супруга Ю.Н. Парахина с дочерью были приглашены на церемонию вступления его в должность мэра Орла. На фото они среди депутатов и почётных гостей за бывшим сити-менеджером Орла Александром Муромским.
P.S. «Имеющий уши слышать, да слышит»,- так говорилось в одной евангельской притче. Имеющий глаза, да видит, умеющий читать, пусть читает, а думать – думает. И тогда всё, что изложено выше, будет всем абсолютно понятно…
В 2016 году Вадим Соловьёв, глава юридической службы КПРФ предложил законопроект о внесении в справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера доходов и имущества бывших супругов. В 2017 году с подобной инициативой выступила Наталья Поклонская, также депутат Госдумы. В 2018 году начальник управления Росфинмониторинга по противодействию отмыванию доходов Виталий Андреев на конференции в Высшей школе экономики рассказал, что для слежки за чиновниками Росфинмониторинг предлагает создать систему декларирования доходов и расходов при расторжении брака.
Скорее всего, в новом составе Госдума вернётся к обсуждению и принятию законопроекта, препятствующего чиновникам уходить от уголовной ответственности и скрывать имущество и денежные средства, приобретённые преступным путём с помощью фиктивных разводов.