Уникальное специализированное учреждение культуры - Библиотека-Культурный центр им. Антуана де Сент-Экзюпери в беде. Уникальное оно тем, что здесь соединялась романтика неба и космоса с историческими исследованиями, проводились международные конференции и устанавливались памятники героям. Здесь царила «роскошь человеческого общения»!
Создан этот центр был в Москве 11 лет назад по ходатайству лётчиков-испытателей и космонавтов. И с тех пор здесь сеяли добро, став своеобразным культурным приютом для деятелей науки и образования, медицины и журналистики, ветеранов и молодёжи. Сегодня же Культурный центр им. Антуана де Сент-Экзюпери фактически ликвидирован.
В марте прошлого года «чиновники от культуры» наконец, избавились от руководителя и основателя Центра, в прошлом лётчика-испытателя, ветерана боевых действий, историка авиации, члена Союза журналистов России Мстислава Листова. Шли к этому в течение последних пяти лет иезуитским способом: пять лет пытаясь его устранить, переутверждали в должности руководителя лишь на год. И это при том, что именно за эти годы центр Экзюпери в Москве обрёл европейскую известность, удостоившись немалых дипломов и наград. Жизнь в Центре била ключом, привлекая своей просветительской и воспитательской деятельностью всё новых посетителей. Особенно, молодёжь.
Для переформатирования или ликвидации Центра воспользовались ремонтом, который начали в октябре 2019 года, и который вскоре остановили без перспективы его скорого завершения. (Благодаря друзьям, в экстренном порядке удалось эвакуировать более 110 ящиков с ценными оборудованием, оформлением и историческими материалами).
"МАЧЕХИ" МОСКОВСКИХ БИБЛИОТЕК
Кто же дирижировал захватом Библиотеки-Культурного центра им. Антуана де Сент-Экзюпери? Москва должна знать и своих антигероев! Полагают, что это: Татьяна Филипповна Царенко – некогда заведующая московской библиотечной системой (ЦБС) №7 на Таганке, а также её дочь Мариана Владиславовна Левитова. Кстати, семья этих «библиотечных комиссаров» прославилась ещё 8 лет назад после публикации под названием «Банда библиотекарей».
Кстати, в середине 80-х в газете "Советская культура" опубликовали статью «Цена и оценка», в которой рассказывалось о том, как по материалам ОБХСС Краснопресненского РУВД было возбуждено дело и затем была осуждена по всей строгости закона некая Царенко Татьяна Филипповна, сотрудница библиотеки Московского планетария за торговлю уникальными гравюрами XVIII века, украденными из библиотеки. (См. текст этой статью ниже).
Подрастала и «достойная матери дочь» (до 35 лет промышлявшую продажей авто в интернете. Вместе они фактически ликвидировали Детскую библиотеку №86, им. Н. Островского, находившуюся по адресу Новоспасский пер., д. 5, стр. 1 переоформив её в «библиотеку префекта». (Под библиотеку оставили только один этаж, списав в утиль более 50 тысяч книг, что составило 70% книжного фонда, находившегося в хорошем состоянии. Помещения освободили под юридический и психологический центры).
Говорят что, заботливая мама внедрила в «библиотеку префекта» свою дочь, затем поставив её вместо себя, а позже при «оптимитизации московской культуры» с помощью коллег из Управления культуры ЦАО Москвы помогла ей стать генеральным директором ЦБС ЦАО московского Департамента культуры. Более того, Татьяна Царенко была удостоена звания «Почётный работник культуры»(!). Сейчас она - в подчинении своей дочери и руководит Центральной библиотекой им. В. Ключевского на Таганке…
Дочь не отстаёт от матери и ныне рулит библиосферой Центрального округа столицы. Так что в плеяде «почётных» работников культуры, если её не остановят, появится и её имя.
- На действия чиновников подано два судебных иска, - говорит создатель Центра Мстислав Листов. - Уже прошли пять судебных слушаний… Правда, пока судебный процесс притормозил коронавирус. К сожалению, наши надежды на объективную прокурорскую проверку пока не оправдались. Из Прокуратуры Москвы заявление без всякой проверки (переслали в столичное правительство, а далее (нетрудно догадаться) через Департамент культуры он попал в руки пресловутой Марианы Левитовой. А та уже предоставила свою «информацию» в Управление госслужбы и кадров правительства Москвы (зам.нач. Анискиной Л.В). Именно так сегодня работает чиновничья машина.
Разумеется, оттуда пришёл ответ, в котором нас убеждают: о чём вы? Да всё там хорошо, а к г-же Царенко ныне «Почётному работнику культуры», вообще со стороны руководства ЦБС ЦАО претензий нет» . Что им культура, что им лётчики и космонавты, что им молодёжь и ветераны?
В общем, получается, в Департаменте культуры столицы напрочь игнорируют рекомендации «Трианонского диалога» президентов России и Франции, открытый ими 28 мая 2017 года в Версале для всестороннего улучшения отношений с Францией. Кстати, тогда первым среди авторов своих любимых книг президент России назвал Антуана де Сент-Экзюпери и его «Маленького принца» (до него, кстати, о том же писал и Ю. Гагарин).
В эти дни во Франции открываются две уникальные выставки в Лионе и Тулузе, посвящённые автору «Маленького принца» под патронажем президента Франции Эммануэля Макрона. А в Москве, несмотря на неоднократные обращения общественности, героев страны и наследников Сент-Экзюпери, фактически ликвидируют учреждение культуры имени великого писателя-лётчика, - говорит Мстислав Листов.
Видимо, Департаменту культуры Москвы важнее превращать учреждения культуры в доходные дома с целью получения внебюджетных доходов? Кстати, новая и.о. руководителя «Библиотеки №7 им. Сент-Экзюпери» Ковальчук О.М. (вторая за год) уже с азартом докладывает на совещаниях: установлены отношения с так называемым «Международным союзом дворян», куда будут приглашать из Франции эмигрантов…
А московском Департаменте культуры все действия по ликвидации традиций и опыта центра им. Экзюпери курирует начальник начальник Управления по развитию культурных центров Михаил Кочерга. Он бывший прокурорский работник из Ставрополя.
11 ЛЕТ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Справка: Библиотека-Культурный центр им. Антуана де Сент-Экзюпери 11 лет проводила культурно-просветительную и патриотическую работу с молодым поколением на лучших примерах отечественных лётчиков и космонавтов. Это организация вечеров и памятных встреч, посвящённых творчеству Сент-Экзюпери, знаменательным датам истории отечественной и мировой авиации и космонавтики, необыкновенному сотрудничеству русских и французских воздухоплавателей, авиаторов и космонавтов…
О работе Библиотеки-Культурного центра им. А. де Сент-Экзюпери оставлены сотни положительных и восторженных отзывов людей, деятелей авиакосмической сферы, образования, науки и культуры. Сложились особые отношения сотрудничества с посольствами Франции в Москве и России в Париже, с французскими коллегами в Лионе, на родине Сент-Экзюпери, с мэрией г. Сан-Рафаэль в Провансе. Осуществлялась просветительская, культурная работа с регионами России, от Москвы до Якутии, а также с Белоруссией, Донецкой республикой, Италией, Грецией.
По инициативе и под патронажем руководителя Библиотеки-Культурного центра им. Антуана де Сент-Экзюпери - в рамках проекта «Аллея Российской славы» – был создан бронзовый бюст Сент-Экзюпери для передачи в дар Франции. Торжественное открытие памятника легендарному писателю-лётчику в Сан-Рафаэле состоялось 31 мая 2019 года под гимны России и Франции…
11 лет делалось всё для комфортного и содержательного общения ветеранов авиации, лётчиков и космонавтов, молодёжи и детей, которые завтра могут стать новыми Гагариными и Королёвыми.
15-летняя Альбан, дочь племянника великого писателя, после посещения с родителями Библиотеки-Культурного центра в Москве в 2013 году, решила стать лётчицей, и уже летает! Об этом сообщил её отец, полковник Эрве де Сент-Экзюпери.
Сегодня отечественная авиационная и космическая отрасли переживают сложный период, чему причиной во многом - проблема с кадрами. Крайне важно привлекать молодое поколение в авиакосмическую сферу деятельности. Но московской «культурмафии» это безразлично. У неё свои уже известные нам локальные задачи…Анатолий Яковлев
Из архива FLB:
ЦЕНА И ОЦЕНКА
«14 сентября прошлого года инспектор ОБХСС Краснопресненского РУВД В. Богданов проводил с сотрудниками рейд по «выявлению лиц, занимающихся спекуляцией у комиссионного магазина №32 на Садово-Кудринской». И показалась им подозрительной троица, особо поначалу ничем не выделявшаяся из толпы молодых людей, слоняющихся у входа в магазин. Двое парней: один - явно большой модник, другой - в строгой морском форме. Рядом девица, только что подошедшая к ним... Она-то и заинтересовала сотрудников милиции. Воровато оглядевшись, достала край большого полиэтиленового пакета из сумки, и тут же запихнула его обратно.
Поговорив немного, все трое пошли и ресторан «Пекин». Заняв столик, посидели, заказали обед. Там девица уже полностью вытащила из сумки пакет, а из пакета - «листы бумаги с изображениями». Издали было похоже на какие-то рисунки. Моряк вскоре ушёл ресторана. Минут через двадцать поднялась из-за стола и парочка. У выхода их задержали.
Выяснить, кто есть кто, не составило большого труда. Она - Шипова Елена Леонидовна, работник Московского планетария на договорных началах. Он - Трифонов Михаил Алексеевич, столичный инженер. В пакете - уникальные гравюры начала XVIII зона. 24 штуки!
- Откуда?
- Всё, что нажито непосильным трудом, - начала было монолог, который не раз и не два слышали в этих стенах, растерявшаяся Шипова.
- Это ясно. Но откуда?
- Нашла. Заходила в гости к подруге в библиотеку планетария и там, в куче макулатуры, нашла. Я не знала, что продавать нельзя…
- И это ясно. Какую сумму вы хотели получить за них у гражданина Трифонова?
- 360 рублей, - быстро вставил гражданин Трифонов, - но откуда мне было знать…
- Понятно. Никто ничего не знал. А как фамилия вашей подруги?
- Царенко. Татьяна Филипповна Царенко.
Их отпустили. Но насчёт макулатуры, конечно, не поверили. Не было похоже, что гравюры валялись в куче мусора. Так и возникло уголовное дело, в ходе которого выяснилось… Впрочем лучше начать с момента, который и перевернул жизнь подруг.
...Девушки - Лена Шипова и Таня Царенко — пили кофе. Беседой их развлекал художник Владимир Освер, приходивший в библиотеку работать с фолиантами. Точнее с гравюрами, которых в каждой старинной книге изрядное количество.
- Кому они нужны эти книги, - с досадой отвечала Таня на восторги Освера, - кроме вас, конечно. На моей памяти вы единственный человек, который ими интересуется.
- Да что вы, Таня, - отвечал Освер, - им же цены нет.
- Почему же нет, - парировала Таня,- есть цена. По каталогу каждая из этих 2000 старых книг стоит максимум 30 рублей. Разве это деньги?
- Вы что смеётесь надо мной, - удивлённо посмотрел на неё Освер, - да любое из этих зданий «тянет» на тысячу, а то и больше!
Не ручаюсь за дословность диалога. Но суть его была именно такой. Художник и не предполагал, бурю каких чувств вызвал, какие струны затронул в душах подруг.
Решили проверить прав ли он. Варварски вырвали несколько гравюр. Шипова отнесла их в букинистический магазин «Антиквар». Результаты, как говорят в таких случаях, превзошли все ожидания. Гравюры оказались ценными и редкими. Освер знал своё дело.
Но права была и Царенко, когда говорила, что в планетарии книгами никто не интересуется. Привезли их в библиотеку ещё в 1947 году. С тех пор фолианты, тексты которых напечатаны в семнадцатом-восемнадцатом столетиях, пылились на полках. Словом, все эти две тысячи томов были преданы полному забвению. Инвентаризаций не проводили, а если бы и провели? Тогда наготове была такая версия: вырезал гравюры сам владелец фолианта... триста лет назад! «Игра», как казалось подружкам, шла беспроигрышная. И они увлекались ею всё больше н больше.
Букинистические магазины их уже не удовлетворяли. Искали более доходный рынок сбыта. Наконец, знакомая, тоже сотрудник планетария, Инна Кириллова, нередко помогавшая сдавать гравюры в магазины, рассказала, что познакомилась с «понимающим» в искусстве человеком по имени Юра. Возможно, он и есть тот, кто им нужен. Оказалось — действительно тот. Попросили его найти покупателя. Он нашёл быстро — инженера Трифонова, интересующегося старинкой живописью. Конец историк вы уже знаете.
Она, эта история, всех в планетария ошеломила. Не удивлялись, пожалуй, лишь приглашённые специалисты, проведшие искусствоведческую экспертизу, которая выявила отсутствие в имеющихся старинных книгах более 300 гравюр. Не удивились ещё и следователи Краснопресненского РУВД Лидия Дмитриевна Каменных и Юлиана Владимировна Егорова. Они проверили порядок регистрации фолиантов в каталогах, поняли, что сам этот порядок (или точнее непорядок) позволял красть не только гравюры, но и книги. Да, никакого порядка просто не было. И в ходе следствия всплыли-таки наружу вообще «беспризорные» книги, нигде не значившиеся. Одну из них вернул следователю художник Освер, заявив при этом, что стоит она не менее 4 тысяч! А Осверу, как мы помним, в таких делах можно доверять.
- Оплошали мы, - сокрушался в разговоре со мной директор Московского планетария К. А. Порцевский, - конечно, давно надо было навести порядок в библиотеке. Но я никогда не думал, что эти книги могут представлять, так сказать, товарный интерес. Да и вообще о них мало кто помнил. Сейчас мы их передадим в библиотеку иностранной литературы, там они будут на месте. Но кто бы мог подумать, что Таня Царенко?.. Представьте: из очень обеспеченной семьи, «светская дама», одевалась всегда архимодно. Зарплата, как она говорила, уходила у неё лишь на губную помаду... Да и Шипова тоже отнюдь не бедный человек. Нет, чего им не хватало?
Странное откровение директора. Занятый небесными светилами, не сумел он распознать весьма сомнительный блеск «земных звёзд». Чего им не хватало… Многого – так им казалось. Если цену книжным гравюрам они узнали и удивились, то оценка, которую они давали сами себе, была высокой всегда, сколько себя помнят. Они мечтали о «красивой» жизни, для которой нужно было много денег. …
Пути эти привели их на скамью подсудимых. Суд дал их деятельности строгую, но справедливую оценку, с которой они наверняка не согласны».
А. Соколов, Москва