Не стихает недовольством жителей Иркутской области правлением своего бывшего губернатора Сергея Левченко. Только мы рассказали о борьбе пенсионеров за льготы и многодетных за положенные им социальные выплаты, как местные СМИ буквально взорвала тема регионального здравоохранения.
Как пишет Бабр, «после ухода министра здравоохранения Иркутской области Олега Ярошенко от самого здравоохранения остались лишь руины. Под лозунгом "оптимизации" недоучившийся фармацевт практически уничтожил стимулирующие выплаты, которые хоть как-то позволяли медикам выживать на нищенскую зарплату. О "майских указах" президента ни Ярошенко, ни экс-губернатор Сергей Левченко, похоже, даже не слышали - или преступно ими манкировали. В итоге медсестры и врачи даже в районах, приравненных к Крайнему Северу, получают на руки сущие гроши. Ярошенко как в воду канул, а подписанные им приказы, ставящие медиков на грань бедности, продолжают работать. И наказания за это, похоже, никто не понесет...».
За время своего руководства ведомством Ярошенко умудрился уволить всех, несогласных с его политикой, поставив на их места «своих» людей, а региональную систему здравоохранения поставил на крутые коммерческие рельсы с целью получения максимальной прибыли.
Как «Иркутску сегодня» рассказала старшая медсестра хирургического отделения Казачинско-Ленской ЦРБ Ирина Храмко: «За четыре года правления Сергея Левченко его команда до такой степени «дооптимизировала» здравоохранение, что медики готовы «всей больницей встать и уйти». «Останавливает только совесть и мысль о том, что пациенты останутся без помощи, — говорит. — Хочется кричать: что натворили, господа-министры?»
Да, Ярошенко уволен, но плоды его трудов расхлебывают пока сами врачи и медперсонал. В частности, перед своим уходом Ярошенко подписал распоряжение, согласно которому медикам предлагают подписать дополнительное соглашение к трудовому договору. По сути, речь о том, что даже если у медиков будет повышен оклад, то реальная зарплата их не вырастет.
«Там написано, например, что выплата за стаж станет фиксированной и фактически снизится с нынешних 30% от зарплаты до 2300-2400 рублей, — рассказывает Ирина Храмко, которая работает не только в больнице, но и является депутатом местной думы. — Я видела внутреннее письмо Минздрава за подписью министра Ярошенко, где говорится о том, что оклад нужно поднять без повышения заработной платы. Стимулирующие выплаты среднему медперсоналу больницы вообще не выплачивали весь прошлый год. Поэтому люди отказались подписывать дополнение к договору. Но тогда их стали запугивать увольнением».
Что касается младшего медперсонала, то их выплаты за вредность господин Ярошенко вообще срезал с 15% до 4%. То же касается и операционных сестёр.
«За ночные смены раньше платили надбавку 50%, а потом решили срезать до 20%. Я недавно встретила девочку, которая у меня работать начинала, а теперь живёт в Тынде Амурской области. У них надбавка составляет 100%. Она просто не поверила, что у нас такая зарплата. Это нормально, как вы считаете? Знаете, как обидно это слушать», - рассказывает Ирина и добавляет, что при её северном стаже в 45 лет и высшую категорию она получает в лучшее время 27 тысяч рублей. И это со всеми северными надбавками. Хотя по указу президента она должна составлять в среднем 34 тысячи рублей и по отчётам иркутского Минздрава давно достигла этой отметки.
Напомнила Ирина и о выплате ко Дню медика, о которой мы рассказывали в материале «Сергей Левченко снова обманул бюджетников», когда удержали 13% НДФЛ со всей суммы зарплаты и премии. В её случае даже с этой «подачкой» зарплата не дотянула до среднего уровня.
Но и это не все проблемы. Сокращается количество персонала, а нагрузка распределяется на оставшихся.
«У меня кастелянша работает с 8:00 и до 11:30, — рассказывает Ирина Храмко. — Что она успеет сделать за это время? Прачка находится далеко от основного здания. Пока она съездит и привезет чистое бельё и отвезёт грязное, у неё рабочий день закончится. И я не могу с неё ничего спросить».
Ночью в хирургическом отделении нет ни одной санитарки, работает одна медсестра, которая должна за смену сделать перевязки как минимум 18 пациентам, а после закрытия в 15.00 поликлиники в хирургическое отделение больницы приходят и другие пациенты.
В последнее время в Казачинско-Ленский район активно заходит «Газпром», разворачивается большая стройка. Приезжают вахтовики со всей страны. Работа у них тяжёлая и травмоопасная. Нагрузка на районную больницу растёт. При этом, рассказывает «Иркутск сегодня», Казачинско-Ленский район находится в 700 километрах от Иркутска, чтобы доехать до него на машине потребуется 12 часов. Обратиться за медицинской помощью больше некуда, а мощности ЦРБ сокращаются.
Криком души можно назвать и письмо преподавателя медицинского колледжа железнодорожного транспорта Игоря Сеченова, которое было опубликовано ИА «Байкал 24».
Говоря о своих студентах, он честно признается: «Сегодня, выбирая благородную профессию фельдшера и медицинской сестры, они обрекают себя и своих детей на полунищенское существование, хроническую нехватку денег и кредитную зависимость. Ни для кого не секрет, что безграмотное исполнение «майских указов президента от 2012 года» привело к значительному оттоку из медицинской отрасли специалистов младшего и среднего звена, создав существенный дефицит кадров. Да, у оставшихся медицинских работников заработная плата стала выше, у некоторых даже в полтора раза, но теперь им приходится работать на износ. Медицинских работников младшего и среднего звена стало меньше на 18-20 процентов, а болеть россияне меньше не стали… Вместо того, чтобы избавляться от нецелевых расходов и более эффективно расходовать выделяемые средства - а средства немалые! - чиновники от здравоохранения стали избавляться от своих сотрудников, чтобы за счёт сокращения одной медицинской сестры на 25-30% поднять зарплату трём оставшимся. Но, это ещё не самый худший вариант. Гораздо плачевней другая практика. Когда некоторых из них переводят в уборщики служебных помещений, естественно, снижая заработную плату, но оставляя прежними должностные обязанности медицинской сестры. Две медсестры юридически становятся уборщицами, а на сэкономленные средства третьей медсестре повышают зарплату».
Делится профессионал и выводами: «Результатом чудовищного эксперимента над здравоохранением Приангарья стали: 1) Невозможность записаться и попасть на приём к узкому специалисту иногда неделями и месяцами. О какой своевременной и качественной медицинской помощи может идти речь? 2) Скандалы и драки в очередях у кабинета врача в тех медицинских организациях, где нет электронной очереди. Неоднократно наблюдал лично. 3) Повышение смертности от заболеваний, в которых диагностика и выявление болезни на ранней стадии играют решающую роль в благоприятном исходе болезни. Ежегодно область теряет несколько тысяч жителей, и это связано не только с внутренней миграцией. 4) Осязаемое ухудшение качества медицинской помощи, особенно в малых городах и сельской местности. Растёт число врачебных ошибок, связанных как с падением качества подготовки медицинских работников, так и со значительным повышением интенсивности их труда. Стала обыденной ситуация, когда медицинский осмотр пациента превращается в медицинский опрос». По мнению Игоря Сеченова, не должны медицинские работники умирать на рабочем месте от переутомления, неимоверной психологической и физической нагрузки. Не должны пациенты, не дождавшись приёма, умирать в коридорах и туалетах поликлиник. Дети фельдшеров и медсестёр не должны жить в нищете и стесняться низких заработков своих родителей».
Ангарское издание «Вся неделя» пишет в связи с этой ситуацией в здравоохранении региона: «А где все это время был, жил «народный» губернатор Сергей Левченко? В частых загранкомандировках? На другой планете? Почему не вмешивался, не наводил порядок, не гнал в шею самодура, некомпетентного руководителя, почему не слышал голос каждого, как обещал в своей предвыборной программе четыре с лишним года назад? Что мешало власть проявить, ведь полномочия у него были немалые?.. В этой ситуации интересно и другое. Пишут, что Сергей Георгиевич опять принимает народ, опять обещает услышать каждого, помочь всем обиженным и униженным. Наверняка где-то сквозит обида на недругов, злых конкурентов, политических противников, которые развязали информационную войну против его команды и его персоны — давили, так сказать, губернатора-коммуниста. Но печальнее всех этих домыслов реальная действительность».
А реальная действительность такова, что о ней не может молчать и иркутский омбудсмен. Как пишет «Вся неделя», уполномоченного по правам человека в Иркутской области Виктора Игнатенко ни к «красным», ни к «белым», ни к «синим» не отнесёшь. Он просто за справедливость и объективность. На недавнем заседании комитета по здравоохранению и социальной политике Законодательного Собрания Иркутской области он заявил о недофинансировании медицины региона на 5 (!) миллиардов рублей. По его словам, примерно половина поступающих жалоб связана с проблемами в медицинской сфере, из них 30 процентов — жалобы на низкие зарплаты медиков. Недофинансирование питания больных в стационарах составляет 82 процента.
«Вы попробуйте полноценно питаться на 180-190 рублей в сутки. Конечно, наш народ находит выход из ситуации — родные приносят еду в больницы, но ведь это полномочия государства», — отметил омбудсмен. Указал Виктор Игнатенко и на недостаток средств на капитальные ремонты медицинских учреждений: при потребности в 2 миллиарда рублей они финансируются на 2 миллиона. Кроме этого, на зарплаты медицинским работникам недозаложено более 2,2 миллиарда рублей.
А председатель комитета ЗС области по здравоохранению и социальной защите Александр Гаськов, продолжает издание, даже удивился, ведь при принятии бюджета на 2020 год тогдашний министр Олег Ярошенко утверждал, что в здравоохранении все хорошо, проблем никаких нет.
Вероятно и история двухлетней давности, когда на областном первенстве по самбо в Ангарске 15-летний юноша получил травму позвоночника в районе шеи, а скорую ждали полчаса, в результате чего подросток так и остался инвалидом, потому что во время не была оказана помощь, останется только историей с печальным концом, за которую вряд ли ответит Ярошенко и команда экс-губернатора, а ведь это их ответственность обеспечить такого масштаба соревнования обязательным присутствием «скорой».
Недобрым словом вспоминают бывшего министра и в Байкальске. Тамошнюю больницу взяли и объединили со Слюдянской ЦРБ, которая находится в 38 километрах. Теперь, чтобы попасть к определенному специалисту, нужно преодолеть это расстояние, в том числе мамочкам и старикам. Да практически в каждом городе сегодня навскидку назовут примеры оптимизации «по-ярошенковски».