В "Газпроме" обещали, что именно 15 января 2002 будет определена схема продажи медиа-активов. Но председатель совета директоров "Газпром-медиа" Александр Дыбаль сообщил, что объявление о продаже и стоимости активов откладывается на неопределенный срок. Как известно, среди непрофильных активов газового концерна - известные СМИ: телекомпании НТВ и ТНТ, радиостанция "Эхо Москвы", которую пытаются выкупить сами журналисты радиостанции.
По данным газеты «Ведомости», в 2019 году «Эхо Москвы» по-прежнему входит в «Газпром-медиа», холдинг владеет 66% акций ЗАО «Эхо Москвы», остальное у миноритариев – Венедиктова, Юрия Федутинова, Владимира Гусинского, Игоря Малашенко и еще у нескольких бывших сотрудников «Медиа-моста». Соответственно, большинство голосов в совете директоров компании принадлежит представителям «Газпром-медиа». А по сведениям «Делового Петербурга», с 1998 года и по сегодняшний день Венедиктов владеет 18% акций ЗАО "Эхо Москвы".
О том, как обстояли дела на "Эхе" 17 лет назад, корреспонденту Газеты Миле Кузиной рассказал главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов.
- Мне известно, что вы отправляли письмо всем членам совета директоров "Газпрома" с просьбой продать акции "Эха Москвы" самим журналистам. Оно возымело какое-то действие?
- Мы получили несколько ответов, очевидно, от совета директоров "большого" "Газпрома" (не "Газпром-медиа"), которые считают, что наше письмо, попытаюсь вспомнить формулировку... "это логично", что, что журналисты "Эха Москвы" готовы выкупить акции своей радиостанции. С учетом того, что министр печати Лесин говорил о ТВ-6, это та же логика: журналисты сами владеют средством массовой информации, а дальше уже выкарабкиваются, как могут. Мы получили ответ действительно не от всех. Есть письма, есть устные ответы, в целом же члены совета директоров "Газпрома" не видят препятствий в продаже нам акций, если, конечно, не будет принято иное решение.
- Кто именно согласился с вашим предложением?
- Не могу ответить, потому что остальные адресаты, может быть, тоже кому-то что-то сообщали, но не мне. Отзыв на это письмо был в целом позитивный. Скажем так, не было ни одного негативного письма, ни одного отказа.
- Вы связывались по этому поводу с Борисом Иорданом или Александром Дыбалем?
- Нет, мы не связывались ни с г-ном Миллером, ни с г-ном Иорданом, ни с г-ном Дыбалем. Были объявлены сроки - середина, вторая половина января, когда "Газпром" примет решение. Мы понимаем, что им нужно время на оценку и на предложение, которое они будут формулировать перед продажей акций, в том числе и "Эха Москвы". Поэтому мы, с одной стороны, ждем их решения, а с другой стороны, не ждем их решения, потому что понимаем: если "Газпром" примет иное решение, например, оставить акции у себя или продать их назначенному властью олигарху, то команде "Эха Москвы" надо будет куда-то уходить.
Но мы предприняли некоторые меры, мы участвуем в конкурсе на еще одну частоту, радио "Арсенал". Мы делаем еще несколько шагов для того, чтобы журналисты "Эха Москвы", те, кто не захотят работать с новыми акционерами, смогли бы профессионально себя реализовать.
- Какие это шаги?
- Пока не скажу.
- Ваши конкуренты, претенденты на эту частоту, как-то проявляли себя?
- Довольно странно проявляло себя "Русское радио", но они, наверное, не знают законов. Дело в том, что "Эхо Москвы" - это закрытое акционерное общество. Значит, право преимущественной покупки имеют акционеры. Значит, сначала нас, акционеров. спросят, хотим ли мы купить акции за такую цену, и, если мы откажемся и напишем формальные отказные письма, тогда другие товарищи могут принять участие в этом торге. Ну а если мы решим купить акции за предложенную цену, то не акционеры не могут принимать в этом участие. Поэтому заявления господ с "Русского радио" очень странные. Думаю, что они просто делают пиар "Русскому радио-2", ну Бог им в помощь.
- Кроме них, никто не выступал с подобными предложениями?
- У нас очень много предложений от инвесторов, которые готовы профинансировать покупку нами этого пакета под залог акции. Речь идет как о российских компаниях, совершенно неожиданных, так и об иностранных компаниях.
- Если не сложно, уточните, пожалуйста, о ком идет речь?
- Сложно, потому что это коммерческие предложения, тем паче "Газпром" еще не решил. Но в любом случае я могу обещать, в том числе читателям Газеты, что наши кредиторы будут объявлены публично. То же самое и про все деньги, которые мы возьмем под залог акций, - сумма будет названа до одной копейки.
- На какую сумму вы примерно рассчитываете? Есть какой-то предел?
- Ну, предел конечно есть. Вы знаете: когда вы продавец - всегда кажется, что цена занижена, когда вы покупатель - кажется, что цена завышена. Безусловно, мы ведем переговоры с несколькими корпорациями, которые проводят свою оценку, но пока не знаем, как оценит "Газпром". Может быть, он оценит меньше, и мы меньше денег потратим. В разумных пределах, в ценах, называемых ранее, мы такие деньги соберем.
- Руководство МНВК просит передать право на вещание журналистам ТВ-6. Как вы оцениваете этот факт?
- Это очень позитивный факт. Там есть много проблем как юридических, так и финансовых. У журналистов нет личных средств, чтобы финансировать телекомпанию, радио стоит все-таки подешевле. Я могу вам сказать, и вы первые, кто об этом узнает, что "Эхо Москвы" закончило этот год не только с прибылью. Прибыль была больше, чем в прошлом году, на 15%. Радио - более дешевый продукт. Телевидение, конечно, на карманные деньги не сделаешь. Это один вопрос. Другой вопрос - лицензионная комиссия. Но в принципе направление абсолютно правильное. И журналисты, которые идут по этому пути, и Министерство печати, которое для меня совершенно неожиданно поддержало их - все это правильный и нормальный путь. При этом замечу, что никто никого не кидает, никто не требует ни от кого отречься или отказаться. Это абсолютно нормальный путь, и есть некоторые примеры западных газет, журналов, корпораций, когда поначалу именно журналистский коллектив был владельцем телекомпании, радио, газеты. Вот есть знаменитая французская газета Le Monde, она образована с помощью читателей, которые покупали акции, но это было на втором этапе, а сначала акциями владел журналистский коллектив.
- А каково ваше настроение вообще? Каких событий вы ждете в ближайшие дни?
- Если говорить о моем настроении, я безумно устал от всего этого. Меня, конечно, удручает поведение крупных российских корпораций: "ЛУКОЙЛа", Высшего арбитражного суда, которые просто гробят Россию. Потому что ни один нормальный иностранный инвестор не будет вкладывать деньги в Россию, зная, что Высший арбитражный суд, который разбирает именно хозяйственные споры, политически управляем. Ради чего, спрашивается, ну вот ради чего? Или "ЛУКОЙЛ", у которого много партнеров. И эти партнеры теперь наверняка будут устраивать так называемые "чипы безопасности".
Это очень печально и от этого безумно устаешь. Я не оптимист. На начало года было четыре государственных канала или полугосударственных и два частных - НТВ и ТВ-6. НТВ взято под контроль через государственную корпорацию "Газпром", а ТВ-6 ликвидировано. Иными словами, частных федеральных каналов (ну конечно, можно сказать о том, что REN TV или СТС - федеральные каналы, но мы же понимаем, что это - лукавство на сегодняшний день, т.е. конечно, они могут стать федеральными), но реально федеральных государственных каналов стало шесть, а частных - ноль, зеро! И, конечно, это удручает. Вот это выстраивание под единого владельца единого информационного потока очень печально. Хотя, с другой стороны, надо признать, что уничтожение конкурентов типа НТВ и ТВ-6 повышает нашу долю на рынке. И я должен как бизнесмен приветствовать уничтожение всех каналов, кроме одного - государственного. Тогда у нас рейтинг будет заоблачный. Но это печальная шутка.
«Газета», 16.01.2002
Справка FLB:
Первыми учредителями «Эха Москвы» как средства массовой информации являлись Московский городской совет народных депутатов, Ассоциация «Радио», журнал «Огонек» и факультет журналистики МГУ.
В 1992 году радиостанция была преобразована в ЗАО. В конце 1993-го «Мост-Банк», принадлежавший Владимиру Гусинскому, в обмен на 51 % акций предложил «Эхо Москвы» кредитную линию. В 2000 году «Газпром» предъявил иск ко всем структурам Гусинского и к нему лично, требуя возмещения кредита в 5 млрд руб. Тогда же Генпрокуратура обвинила Гусинского в мошенничестве, он был арестован и помещён в Бутырскую тюрьму. В итоге Гусинский продал акции радиостанции.