Общество 17.12.18 14:57

ПУПЕЦ случился с Украиной

FLB: Создание Поместной украинской православной единой церкви, сокращённо ПУПЕЦ, состоялось. Поршенко отпраздновал это знаковой оговоркой, а народ гуляньями под песню про колдовство.

ПУПЕЦ случился с Украиной

Внимание всего православного мира в эти выходные было приковано к Киеву. Там проходило мероприятие, целью которого было создание украинской национальной церкви. Наднациональная структура, которой сегодня является каноническая Украинская православная церковь – предельно не устраивает существующую власть.

И дело здесь даже не в том, что Украинская православная церковь носит в своём названии прибавку «Московского патриархата». Любой, кому не лень найти в сети Уставы Русской православной церкви, и Украинской православной церкви, может легко убедиться, что каноническая православная церковь на Украине подчиняется Москве чисто формально, так же, как Канада английской королеве.

Однако, митрополит Киевский Онуфрий, епископат канонической церкви Украины, её духовенство и миряне упорно не желают шагать в ногу, а точнее, плясать под дудку Петра Порошенко.

И вот, после долгих стараний Пётр Алексеевич провёл-таки в Киеве объединительный собор. И пускай все антироссийские СМИ трубят победные реляции, при ближайшем рассмотрении, действо, проходившее в храме Софии Киевской, представляло из себя, по меткому выражению ослика Иа, «жалкое зрелище».

Я тебя слепила из того, что было

Чтобы понять проблему Петра Алексеевича Порошенко в деле создания своей карманной церкви, надо сделать небольшой экскурс в прошлое, в Евангельские времена.

После Своего Воскресения, Христос оставил на земле общину, состоявшую из учеников и последователей. Духовное попечение о ней было возложено апостолов. Дарована эта благодать была в результате сошествия Святого Духа на ближайших учеников Спасителя на десятый день после Вознесения Христова. В виде пламенных языков Господь сошёл на собравшихся в «горнице Сионской» и наделил их многочисленными Дарами, среди которых было право «вязать и решить грехи» и совершать Евхаристию, то есть претворять хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. Это и есть «благодать священства» в православии.

Со временем апостолы начали уходить из жизни. Кто-то принимал мученическую смерть, кого-то подтачивали болезни и годы. Тогда в юной церкви появился институт епископства. Апостолы, через рукоположение (по-гречески, хиротония), передавали теперь уже своим ученикам священническую благодать, благодать Святого Духа. Тогда же появилось правило, что дальнейшие поколения епископов должны рукополагаться по непреложному правилу: «епископа да рукополагает два, или три епископа».

У каждого иерарха из традиционных христианских церквей есть прямое апостольское преемство посредством многих поколений епископов восходящее к самим Ученикам Христа. Апостольское преемство есть не только у православных, оно есть и у католиков, и у армян-григориан, у коптов и эфиопов и у многих других древних церквей.

Однако, если церковь за какие-то несовместимые с епископским достоинством деяния извергает человека из сана, или запрещает такому священнодействовать, то передача благодати Святого Духа от лица становится невозможной.

И вот на руках у Петра Алексеевича оказалось две квазицерковные структуры, предельно ему лояльные, но совершенно нелегитимные, не то, что в православном, даже в христианском мире. Ими были Украинская православная автокефальная церковь (УПАЦ) и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Первая структура была наиболее примечательной. Эта структура возникла на гребне революции, как одно из брожений той мятежной поры. Будучи абсолютно самосвятским явлением, то есть таким, где епископское достоинство передаётся не по наследию от апостолов, а декларируется, как полученное от лица общины, эта структура не дожила даже до Второй Мировой войны. Однако, в конце восьмидесятых годов прошлого века она была реанимирована одним запрещённым епископом Русской церкви, и последним оставшимся «епископом» старой, ещё петлюровской УПАЦ, довольно оголтелым нацистом Степаном Скрыпником, 1898 года рождения.

Эти два «иерарха» и дали начало современной УПАЦ.


Украинская церковь «киевского патриархата» появилась совсем просто. На момент смерти патриарха Московского Пимена митрополитом Киевским был Филарет (Денисенко). Пока не выбран новый предстоятель, обязанности патриарха временно занимает кто-то из епископов. Им, как правило, становится, или самый авторитетный владыка, или тот, кто занимает наиболее важную кафедру. Называется ВРИО патриарха «местоблюстителем патриаршего престола». Киев — мать городов русских, а также древнейшая кафедра в нашей церкви. Потому Филарета и назначили метоблюстительствовать.

Нередко бывает так, что собор, избирающий патриарха, останавливается в своём выборе именно на том епископе, кто выполняет эти обязанности. Но местоблюститель не гарантированно должен стать предстоятелем церкви. Филарет был в шаге от своей заветной мечты — московского патриаршего стола, однако, собор решил иначе, и выбрал патриархом митрополита Алексия (Ридигера). Филарет уехал в Киев и через несколько лет создал украинскую церковь «киевского патриархата», которую сам же и возглавил.

Всё бы ничего, но его «иерархию» не признала ни одна из поместных православных церквей, а верующие, духовенство и абсолютное большинство епископата остались верны Москве.

В итоге, Украинская православная церковь Московского патриархата получила предельно возможную автономию, а к Филарету начали стекаться откровенно дискредитировавшие себя псевдоцерковные элементы.

Съезд меньшевиков

Колода на руках Порошенко была совсем уж низкого сорта, но Пётр Алексеевич как-то уговорил Константинопольского патриарха Варфоломея признать и УПАЦ и УПЦ КП легитимными, и на основе этих двух структур начал ваять «едыну помэстну».

В мировом православии шаг Константинополя по признанию раскольников и самосвятов очень многие просто не поняли. Спектр реакций был от резко негативных до сдержанно-вразумительных. Но Порошенко накануне выборов хотел создать свою карманную структуру, которая проклинала бы Россию и восхваляла бы его любимого.

Вот такие независимые люди и собрались на порошенковское сборище.

По слухам из православной среды столицы Украины на это мероприятие прибыло четыре епископа относившихся к канонической церкви, Порошенко заявил, что таких было десять, но по подтверждённой информации их было всего двое – Винницкий митрополит Симеон (Шостацкий) и митрополит Переслав-Хмельницкий Александр (Драбинко).


Всего же на этот «собор» прибыло 64 «епископа», столько же было «священников», и столько же «мирян». Чтобы понять масштаб мероприятия, следует знать, что даже если два епископа из УПЦ МП перешло в «единую поместную» церковь, то количество архиереев, что в ней осталось, это 95 человек. Против 64, которых Порошенко удалось наскрести из трёх разных иерархий. Так что «объединительным» это собрание назвать нельзя никоим образом.

Чому спилкуваэтесь нэ на ридной мове?

Достоверно известно, что проходил собор не на украинском, и даже не на греческом, а на английском языке. «Смотрящий» от Варфоломея, митрополит Галльский Эммануил Адамакис не размовляет по-украински. Это важный индикатор, кто был главным действующим лицом на этом действе. Ведь, если речь идёт о «независимой» украинской церкви, какое дело какому-то греку, до того, о чём договариваются местные епископы. Казалось бы, сиди и слушай синхронный перевод в наушнике. Однако греки дважды вставали и покидали зал собрания. И дважды их возвращали.


Вероятно, такой ход дела был предсказуем, а потому, чтобы вопли, угрозы и проклятия «братьев во Христе» не стали бы достоянием общественности, всех присутствующих заставили сдать телефоны, а на само мероприятие не допустили прессу. Никакую. Даже самую ручную.

Например, пропагандистское «Громадьске ТВ», выложило в сеть 8 часов записи своего прямого эфира под заголовком «Як обирали голову помисной украинской церкви». В течении всего почти этого времени корреспондент этого канала шатался по софийской площади и брал довольно корявые комментарии от тех бюджетников, которых порошенковский режим понапривозил из районных городков со всей Украины. Многие говорили о патриотизме, но никто не говорил о Христе. Да, и сам заголовок этого эфира говорит о многом.

Парафяне без Христа

Патриотичным, но ничего не знающим о христианстве украинским журналистам невдомёк, что «голова церкви» один, и это Христос. А патриархи, митрополиты, или архиепископы, стоящие у кормила поместных церквей, традиционно называются «предстоятелями». Это название появилось от того, что во время службы кто-то один из духовенства всегда стоит прямо перед престолом в алтаре, о остальные стоят по бокам. Кто где стоит, зависит от сана, от должности, даже от священнического стажа. В одной ситуации человек будет предстоять престолу, в другой, стоять сбоку от него. Но тот, кто осуществляет земное руководство церковью, он всегда, на любой службе, занимает главное место священнодействия. Потому то его и называют «предстоятель».

Украинский блогер Анатолий Шарий сделал два прекрасных обзора того, кто приехал «пидтрымати» собор. Из первого видео понятно, что это по сути, согнанные чуть ли не силой, крепостные режима — медработники, сотрудники ЖЭКов, и другие несчастные.


Во втором корреспондентка ходит по рядам «пидтрымников едыной церквы» и задаёт им вопрос о том, что в «евангелии от Феофана есть пророчество, что церковь объединится, то что происходит, это и есть совершение пророчества?» Любой христианин знает, что евангелия от Феофана попросту не существует, но корреспондент специально подходит к «священникам» филаретовской и петлюровской церквей, стоящим на площади у памятника Хмельницкому. И только один из них сказал, что евангелия от Феофана не существует, и это какая-то ерунда. Остальные соглашались, да, вот это оно и есть, то самое объединение.

Просто эти люди привыкли врать с амвонов своих церквей, заменяя проповедь о Христе, Распятом и Воскресшем, политическими и националистическими лозунгами. Пророчество из «евангелия от Феофана?» Да они с чёртом лысым согласятся, если он поможет в «боротьбе супротив москалей та клятой российской церкви».

Президентская «автофекалия»

О результатах торга, перед немногочисленной толпой собравшихся на площади уже поздно вечером сообщил сам виновник торжества. Петр Алексеевич, видимо хвалил «воздуха свободы» прямо из горлышка, а потому поблагодарил всех кто «сражался за автофекалию». Это слово, правда поправившись, президент чётко произносит после 14:50 по хронометражу ролика.

Пётр Алексеевич успокаивал свои нервы неспроста. Ведь на «соборе» решались два архиважных для него вопроса.


Первый, это устав порошенковской церкви. Константинополь написал свой вариант, но он не очень-то устраивает украинских самостийников.

Фанар – крайне зависимая церковная структура. Пока они были главным патриархатом великой Византийской империи, их претензии на «вселенскость» были понятны. Но те времена давным-давно прошли и сейчас на территории Турции у них даже не считанное количество приходов, а считанное количество прихожан. Немало храмов Константинопольского патриархата находится на территории Греции. Там, правда, первую скрипку играет Элладская поместная церковь. Её приходов там порядка двух третей и треть оставшихся подчиняется Фанару. О том, насколько патриарх Варфоломей карикатурная фигура, даже в глазах греков, говорит такой факт.

В начале ноября правительство Греции решило отделить церковь от государства. Это довольно болезненное событие для греческого духовенства. Прежде оно имело статус госслужащих и получало зарплату и пенсии от государства. Сейчас правительство прекратило такую практику. Когда власти страны решали этот крайне важный вопрос с церковью, оказалось, что Константинопольского патриарха попросту никто не поставил в известность об этих переговорах. Варфоломей просто ничего не знал до тех пор, пока его попросту не поставили перед фактом, о чём с Фанара раздался жалобный писк.

Содержание духовенства в Греции теперь ляжет тяжким бременем на Фанар, последним сколько-нибудь значимым источником доходов которого становится Новый Свет, где и расположена большая Часть приходов этого патриархата.

Следовательно, Украина, в которой сегодня в общей сложности имеется 18 тысяч приходов, крайне лакомый кусок для Варфаломея.

Новый устав Поместной украинской православной единой церкви, написанный на Фанаре, старались хранить в строжайшем секрете. Но кое-что из задумок хитрых греков всё-таки увидело свет Божий. В украинском деловом издании «Капитал» появилась статья, в которой по пунктам излагается та форма церковного устройства, которую Константинополь навязывает Киеву.

Именно навязывает, поскольку ни о какой автокефалии в этом документе речи не идёт.

Из денщиков в патриархи

Просочившиеся в прессу выдержки устава порошенковской церкви делают понятным и закрытый формат «собора», и демарши греческих эмиссаров, и присутствие на мероприятии самого Порошенко.

Вторым ключевым вопросом, решавшимся на соборе, был вопрос, кто будет руководителем новой структуры. По итогам жарких полемик им стал «иерарх» УПЦ КП Епифаний (Думенко). Известный киевский православный публицист Дмитрий Скворцов так прокомментировал это решение: «Ну что, торг закончился. Филармон согласился на условия Стамбула (в которых нет и намёка на подлинную автокефалию) при условии избрания предстоятелем его ручной мартышки».

Дело в том, что сорокалетний Епифаний – по сути келейник, ну, что-то типа денщика, при «Киевском патриархе». И этот выбор - самый большой провал Порошенко в деле учреждения «едыной помисной».

Сам-то он хотел во главе новой структуры видеть, и более каноничного, и более управляемого, и менее зависимого от Филарета, священнослужителя. Как сообщает украинская пресса, президент и константинопольские эмиссары старались внести раскол в ряды сторонников Денисенко, которые составляли 2/3 участников собора, и провести на должность главы новой структуры Симеона Винницкого, до минувшей субботы бывшего каноническим епископом Украинской православной церкви. Однако, закалённые в боях за самостийность раскольники из «Киевского патриархата» показали Петру Алексеевичу, что «едыная помисна» - это их корова и доить её будут они.

Цирк вместо церкви

При этом условия, на которых был выбран новый «предстоятель», абсурдны до невозможности. Сам Филарет Денисенко, буквально накануне «собора», 11 декабря, заявил украинским журналистам, что я, де, «митрополитом не собираюсь быть, был патриархом, им и останусь».

Смешно, но именно так и произошло. Филарет оставил за собой титул «почётного» патриарха Киевского, а Епифаний стал Киевским же митрополитом.

Абсурдность ситуации в том, что слова – «митрополит», или «патриарх» - всего лишь титулы некоторых епископов. В сухом остатке, если отбросить в сторону эти пышные наименования, каждый епископ равен другому. При этом по церковным канонам в одном и том же городе не может быть двух епископов. Но, и Филарет носит титул «Киевский», и его бывший келейник так же носит этот титул. С точки зрения церковного права, это нонсенс, это, как если бы в стране стало два президента.

Этот маразм очевиден и Константинополю, но там готовы терпеть и не такое. Ведь их задача прибрать к рукам Украину. А задача Филарета и его келейника Епифания – получить полную независимость.

Сколько будет длиться объятия, маскирующие борьбу между Стамбулом и Киевом, неизвестно. Варфоломей с Филаретом могут бодаться до самой своей смерти и оставить это противостояние в наследство своим преемникам. А наивный Пётр Алексеевич рассчитывал на мгновенный результат там. Ему надо победно возгласить об очередной «перемоге», но её нет, как нет, и это слишком уж очевидно.

Соборная попойка

Очевидно даже насильно собранным на Софийской площади бюджетникам. Они откровенно компенсировали эту барщину они возможностью потусоваться, выпить и послушать концерт. Об этом прямо пишут действительно воцерковлённые жители Киева.

Напомним, что не так давно в Москве, в 2007 году, состоялось воссоединение Русской церкви с Русской церковью за границей. В мероприятиях так же принимал участие глава государства. Но это событие сопровождалось молебнами и богослужениями.

В Киеве же народ праздновал «церковный праздник», обильно заливая его горячительным, и приплясывая под песню Ротару «Червона рута», в которой поётся про чары, любовное зелье и магический цветок, вещи, мягко говоря, не приветствуемые христианством.


 Молитвенный инвентарь «пидтримников». Скриншот с видео Анатолия Шария.

В свете этого фиаско, киевские политологи могут строить красивые схемы, как порошенковский ПУПЕЦ станет в итоге настоящей украинской церковью. Все их выкладки могут казаться правильными и логичными. Вот, например, Вадим Карасёв, который в эфире российского телевидения явно бывает чаще, чем в церкви, в комментарии «БизнесFM» говорит: «Задача власти состоит в том, чтобы постепенно простые верующие, простые священники, а затем и иерархи переходили в новую автокефальную православную церковь на Украине. Для этого надо сделать что? Раз это российская православная церковь на Украине и в ней молитесь, значит, вы молитесь за Россию, за русский мир, за страну-агрессора. И здесь могут некомфортно себя чувствовать простые верующие, священнослужители и ряд иерархов. На данный момент у Украинской православной церкви Московского патриархата 12 тысяч приходов, а в новой — 6 тысяч приходов».

Пустые хлопоты

Однако, «эксперту» невдомёк, что именно простые верующие и есть залог дальнейшего существования Украинской церкви Московского патриархата и задворочного прозябания «едыной помисной». Эти люди свой выбор сделали уже давно, ещё в девяностые годы, поддержав каноническую структуру, а не лебезящих перед властями псевдоиерархов. Да, власти могут начать отбирать у Украинской церкви храмы и отдавать их «духовенству» из ПУПЕЦ. Но они будут стоять пустыми, а верующие будут строить свои церкви, а может быть, им придётся, как во времена гонений при Советском Союзе, собираться на богослужения по частным домам и квартирам.

Сейчас по соцсетям гуляет сравнение киевского «собора» с первым Вселенским, который так же организовал глава государства – Римский император Константин Великий.

Но те, кто проводят такую параллель, забывают, что вдохновителями этой идеи были великие учителя церкви, такие как святитель Осий Кордубский, патриарх Александр Александрийский, Афанасий Великий. Здесь же за спиной Порошенко маячат петлюровцы, бандеровцы и авантюристы из кое-как скроенного из разрозненных лоскутов патриархата.

При этом удивляет позиция некоторых церковных интеллектуалов. Например, в том же материале «БизнесFM» протодиакон Андрей Кураев говорит, что «спор о легитимности - это дело пустое по той причине, что каноны писали греки на греческом языке для самих себя, поэтому они всегда смогут обосновать, что это легитимно».

Однако, уважаемый отец-протодиакон забывает, что есть каноны, не терпящие двойных трактовок. Например, о том, что нельзя назначать на занятую кафедру нового епископа. А именно это и произошло на собрании под руководством Фанара. Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий является каноническим епископом города Киева. Чтобы лишить его этой кафедры необходимо легитимное решение. Оно может исходить только от того, кто поставил владыку Онуфрия на эту кафедру. А поставил его Собор Украинской церкви Московского патриархата. Константинопольский патриархат в 2014 году признал это решение. А значит, признал легитимность и законность всех решений Украинской церкви Московского патриархата. У Фанара попросту нет инструментов ни в церковном праве, ни в канонах православной церкви, с помощью которых он мог бы низложить митрополита Онуфрия. А значит, митрополит Онуфрий занимает свою кафедру по праву, и назначение другого епископа на неё – незаконно.

Потери без приобретений

Но патриарх Варфоломей, видимо, вошёл в раж и начал действовать по принципу «сгорел сарай, гори и хата». В составе Константинопольского патриархата до недавнего времени значилась «Западно-европейская архиепископия русских церквей». Эта структура возникла из эмигрантских приходов, появившихся в Европе после революции. Не вдаваясь в подробности, скажем, что в ходе своей истории она не пошла вслед за Русской православной церковью за границей, и не захотела присоединяться к Московскому патриархату. Чтобы легитимизировать себя в православном мире эта структура примкнула к Константинополю, получив у него томос, определявший архиепископию в качестве экзархата.

И вот, Синод Константинопольского патриархата на том же заседании, на котором решил провести 15 декабря «объединительный собор» в Киеве, отозвал томос у русских церквей в Западной Европе, приравняв архиепископию к рядовой епархии в своём составе.

Реакцией архиепископии стало собрание духовенства епархии, прошедшее так же в минувшую субботу. На нём рассматривались два варианта дальнейших действий, либо вступить в Русскую православную церковь заграницей, либо в качестве особой митрополии непосредственно в Московский патриархат. По сути, оба этих решения означают одно и то же – уход из Константинополя и возвращение в лоно русского православия.

Окончательный выбор, по какому пути пойдет архиепископия, будет сделан 23 февраля на следующем собрании духовенства. Но уже сейчас ясно, что Константинополь, затеяв противостояние с Русской церковью, на данный момент больше потерял, нежели приобрёл.

Ещё на эту тему

За фальшивый рубль расстреляли как рецидивиста

FLB: Криминальных гениев во все времена губили жадность и женщины. Байки старого опера

Горбачёв на Политбюро добился отставки Полозкова

FLB: «День знаменателен ещё и тем, что М.С. фактически «одобрил» возникновение «движения» - партии Яковлева-Шеварднадзе». Что было в Кремле 3 июля 1991 года

Власти Бурятии обязали очистить Байкал

FLB: Прокуратура в судебном порядке потребовала ликвидировать несанкционированную свалку в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории озера Байкал площадью 73 тыс. кв.м

НТВ рассказало о связи Ходорковского с Навальным

FLB: Беглый олигарх выступал «финансовой прачкой». «Спонсорские потратить и ещё часть выделенного бабла прикарманить — это Лёха запросто».

Мы в соцсетях

Новости партнеров