Общество 12.09.18 17:26

Владимир Легойда: «Для православия это будет иметь трагические последствия»

FLB: Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества
о незаконных попытках Константинополя отделить Украинскую православную церковь от Русской

Владимир Легойда: «Для православия это будет иметь трагические последствия»

Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества, Владимир Легойда, дал агентству ТАСС развёрнутое интервью о том, к чему может привести незаконное вмешательство Константинопольского патриарха Варфоломея в дела Украинской православной церковки Московского патриархата.

Напомним канву этой истории. Началась она довольно давно, ещё в самом начале девяностых. Тогда, накануне распада Союза, скончался патриарх Московский и всея Руси Пимен. На Поместном соборе, избиравшем нового предстоятеля, фаворитом себя чувствовал митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко). Однако, церковь рассудила не в его пользу, и избрала следующим патриархом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Алексия.

Филарет до 1992 года оставался каноничным епископом православной церкви, но последовательно, хотя и грубо, готовил раскол. Его девиз, и тогда, и сейчас звучал одинаково: «независимой стране, независимую церковь».

В 1992 году Филарет покидает каноническую церковь и организует так называемую «Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП)». Надо ли говорить, что возглавил эту структуру он сам.

Эта организация не была признана ни одной поместной православной церковью, что лишает её легитимности, говоря церковным языком, каноничности. Однако, это не помешало украинской государственной власти признать эту структуру и всячески её опекать. Но, поскольку власть и народ на Украине уже более четверти века находятся в разных реальностях, эта поддержка «Киевскому патриархату» ничего не дала. Православные и, прежде всего миряне и приходское духовенство, не пошли в раскольническую структуру.

Параллельно с этим был избран новый предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) с титулом митрополит Киевский. Им стал покойный ныне Владимир (Сабодан), занимавший на тот момент Ростовскую и Новочеркасскую кафедру. Митрополит Владимир скончался в 2014 году и его преемником стал нынешний митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский).

Так на Украине появились две структуры, каноническая УПЦ МП и неканоническая УПЦ КП. Власть всячески старалась возвысить «Киевский патриархат», верующие, своим участием в церковной жизни поддерживали каноническую церковь.

И вот новый виток противостояния начался в этом году. Готовящийся к выборам президент Украины Порошенко начал разыгрывать старую схему «независимой стране, независимую церковь». Он лично ездил в Стамбул и общался с патриархом Константинопольским Варфоломеем, после чего радостно заявлял, что независимой украинской церкви быть.

Однако, помимо Константинопольского «Вселенского» патриархата, поддержкой которого хвастался Петро Алексеевич, есть ещё 14 поместных православных церквей, и 11 из них чётко выражают свою позицию по «украинскому» вопросу, определяя УПЦ МП – единственной канонической структурой на Украине и неотделимой частью всей русской православной церкви.

Однако, Константинопольскому патриарху не интересны мнения других православных церквей, он гнёт свою линию. Уже 7 сентября Варфоломей назначил в Киев двух своих экзархов. Это слово переводится как «внешние властители». Это два епископа из очень спорной, с канонической точки зрения, Украинской православной церкви в Америке. Эта структура поглощена Константинопольским патриархатом и таким образом легитимизирована в церковном мире. А по факту это сборище украинских нациков, любящих «ридну нэньку» исключительно с территории США и Канады.

Стоит ли говорить, что оба «экзарха», родом из западной Украины, а «главный» из них, так вообще, воспитанник католических духовных образовательных учреждений. Надо ли сомневаться, что эти назначенцы будут решать вопрос в идеологически выверенном ключе.

При этом, радость украинской власти об автокефалии (то есть самостоятельности) церкви от Москвы, может смениться горьким разочарованием. Поскольку назначая экзархов, Константинопольский патриарх употребил оборот, «Πατριαρχεῖον ἐξωνόμασεν ὡς Ἐξάρχους αὐτοῦ ἐν Κιέβῳ», что в переводе означает «Патриарх назначает своих экзархов». То есть, по сути, Варфоломей создаёт собственную структуру на Украине и вместо «поместной церкви», возможно, Константинополем будет создана просто митрополия в составе церкви собственной. Но в любом случае, это прямое вмешательство во внутренние дела канонической Украинской православной церкви.

И вот, комментируя эти события на Украине, председатель Синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношению церкви и общества, Владимир Легойда заявляет, что «Константинопольский патриархат встал на путь нарушения канонов, которые прямо воспрещают епископам одной Поместной церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной церкви».

А автокефалия Украинской церкви может быть реализована только предстоятелем русской православной церкви, но никак не Константинопольской, поскольку ещё в 1686 году Киевская митрополия была окончательно признана Константинопольской церковью частью Московского патриархата, о чём свидетельствуют исторические документы.

В своём интервью Владимир Легойда упоминает об этом документе и подчёркивает однозначность трактовок, согласно которым Константинопольский патриархат «свидетельствует об окончательной передаче Киевской митрополии остальной Русской православной церкви».

Так же глава Синодального отдела подчёркивает, что Константинополь не в праве «единолично решать вопрос о предоставлении автокефалии в принципе. Такая претензия не находит поддержки у других Православных церквей».

И эта позиция объяснима. Ведь если Константинопольский патриархат отделит от Русской церкви Украину, ему ничто не помешает отделить от других церквей те куски, которые он захочет отделить. И предстоятели поместных церквей это понимают и вряд ли поддержат инициативы Киева и Стамбула.

Комментируя возможные дальнейшие шаги, если патриарх Варфоломей всё-таки объявит автокефалию Украинской церкви и начнёт претворять её в жизнь, Владимир Легойда сказал, - «подобное развитие событий на Украине действительно будет драматичным или даже катастрофичным, поскольку и сейчас наши братья на Украине находятся в тяжелом положении, а в таком случае еще больше усилится давление на них и со стороны националистов, и со стороны государства. Для мирового православия, для всей православной семьи это будет иметь тяжелые, трагические последствия».

С этой позицией полностью согласны верующие канонической Украинской православной церкви. Известный православный публицист, киевлянин, Дмитрий Скворцов, комментируя FLB, какие последствия повлечёт за собой для прихожан и клириков УПЦ МП автокефалия, пришедшая от Варфоломея, особо подчеркнул, что события будут развиваться по насильственному сценарию.

«В отношении канонической Украинской церкви, - сказал в интервью FLB Дмитрий Скворцов, - как и пообещал спикер Рады Парубий, сразу же после «томоса» (или после учреждения «экзархата») будет принят закон о «Церкви, руководящий центр которой находится в стране-агрессоре». Соответственно УПЦ МП будет перерегистрирована в «РПЦ в Украине». Это лишь ускорит перебежки в квазиканоническую «Единую поместную православную украинскую церковь» (ЕППУЦ) или в «экзархат» всех тех из духовенства и клира, кто тяготился принадлежностью к «Московской церкви», но предпочитал оставаться каноническим.

Церковь, таким образом, очистится. И эта очищенная от всего наносного Церковь будет называться Русской. Пусть даже останется она (очень хочется верить, что на короткое время) без храмов. Потому что, по обещанию того же Парубия, будет принят и закон, легитимирующий «церковное» рейдерство».

По словам украинского православного публициста, сейчас захваты храмов происходят большей частью на Западе Украины, где общий уровень русофобии среди населения выше, и захватчики пользуются поддержкой избранной этим населением местной власти. В центре государства и восточнее Днепра даже у местных властей в целом остается почтение к пусть «московской», но канонической Церкви (пользующейся поддержкой населения). Однако, как только появится «не московская каноническая церковь», последние сдержки для глав райадминистраций отпадут. Они просто не смогут противостоять риторике и напору «патриотической общественности» в рясах и камуфляже.

«Начнётся религиозная война уже по всей Украине, - уверен Дмитрий Скворцов. - Да, православные – от мецената-миллиардера Новинского до самой немощной бабушки, от синодалов до пономарей заявляют: «Жизнь отдадим, но не святыни!». Увы, более реалистичен вариант «и жизнь, и святыни». Потому что захватчики храмов – а это, как правило, военизированные формирования – обладают и оружием (вплоть до гранатомётов), и собственным транспортом (поставленным волонтёрами или «отжатым» в Донбассе), и средствами связи, но, главное, мощными координационными центрами (вспомним, что часть формирований являются официальными подразделениями МВД, но и открыто сотрудничаютс СБУ)

«Так что, не война это будет, а бойня»

Вот так эта ситуация видится из Киева. Что же толкает Константинопольского патриарха на этот, вполне возможно, кровавый путь?

В середине лета украинские СМИ сообщали, что «несколько богатейших людей Украины «сбросились», чтобы ускорить процесс создания в Украине Единой помесной православной церкви. Было собрано около 25 млн. долларов США». Предназначались эти средства патриарху Варфоломею, а доставить их в Стамбул должен был Пётр Порошенко. Однако, практичный президент Украины здраво рассудил, что престарелому патриарху 25 миллионов будет многовато и 15 из них оставил себе. В итоге Константинопольский патриарх обиделся и даже не приехал в Киев отмечать 1030-летие Крещения Руси.

По всей видимости, обиделись и скинувшиеся богатейшие люди Украины, и Пётр Алексеевич дослал-таки присвоенные денежки в Стамбул. И вот, получив гешефт по-полной, Варфоломей отрабатывает «освоенные» средства.

Есть ещё один немаловажный момент. Константинопольский патриархат – рудимент Византийской империи. Некогда на её территории находилось несколько древних патриархатов – Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский. Константинопольский был столичным. Но территория Второго Рима сокращалась как шагреневая кожа, и, в итоге, империя пала. Константинопольские патриархи получили от турецких султанов фирман, определяющий их, как чиновников новой империи – Османской. И до начала XX века Константинопольская церковь была довольно сильна на территории Турции. Однако Вторая греко-турецкая война 1919-1922 года, закончившаяся полным поражением Греции, привела к тому, что турки выселили греческое население со своей территории. Так было подорвано в первую очередь экономическое благосостояние Константинопольского патриархата.

Но греки, люди предприимчивые и они создали одну из наиболее крупных диаспор в мире. Поэтому большинство приходов Константинопольского патриархата находятся на территории США и Канады. Экономика любой церковной структуры такова: низовые организации, приходы, аккумулируют средства на содержание вышестоящих структур – епархий, ну а те выделяют средства на обеспечение деятельности верховного церковного аппарата. И властям США очень удобно манипулировать Константинополем, поскольку именно с их территорий идёт тот финансовый поток, который замыкается на патриархе Варфоломее.

В последнее время «американский след» в этой истории становится всё более явным. Так, «Царьград.тв» пишет, что «представитель Госдепа США Мэм Браунбэк посетит Украину для встречи с украинскими политиками и религиозными деятелями. Официальной целью переговоров названы «усилия по защите и продвижению религиозной свободы».

Процитируем ещё один отрывок из этого материала. «Одним из наиболее влиятельных людей в Константинопольской Патриархии является отец Алекс Карлуцос, отвечающий за связи с общественностью Греческой Православной Архиепископии Америки. Кроме того, он является духовным советником ордена Святого Андрея Первозванного, объединяющего так называемых архонтов Константинопольского Патриархата. Этот титул присваивается Константинопольским Патриархом мирянам за их заслуги.

Кроме того, отец Алекс - исполнительный советник фонда Faith: An Endowment for Orthodoxy and Hellenism, целью которого является финансирование институтов Греческой Православной Архиепископии США. Благодаря этому фонд является одним из инструментов американского влияния в Греции».

Этот греческий священник и осуществляет контроль за Константинопольским патриархатом со стороны политических и финансовых элит США, ведь он не просто знаком с её ключевыми представителями, он просто вершит историю современных греко-американских отношений в самом широком смысле этого слова. Так отец Алекс на короткой ноге с Джорджем Бушем-старшим, Джо Байденом и через близкого друга мультимиллионера Джона Катсиматидиса – с Хилари Клинтон. Именно он «сделал» премьер-министра Алексиса Ципраса из антиамериканиста в проводника интересов США.

Перечислять всех американских лоббистов греческого происхождения, завязанных на простом священнике Алексе Карлуцосе, просто бессмысленно, но его влияние простирается не только на политическую и экономическую жизнь греческой диаспоры. Его называют «человеком, стоящим за всем». он низлагает и назначает архиепископов, и об этом прямо пишет греческая пресса.

Но вполне возможно, что политика патриарха Варфоломея имеет не один только импульс в виде взятки от украинских олигархов, или влияния на него американского политического истеблишмента через отца Алекса. Возможно, здесь сработали оба фактора сразу, плюс ещё и стремление Константинопольского патриархата прибирать к рукам всё, что по его мнению, плохо лежит.

Москва, как следует из интервью Владимира Легойды, в этой ситуации заняла единственно правильную позицию – реагировать на свершившиеся факты, поскольку хоть константинопольские «экзархи» и назначены в Киев, пока их там нет. И только появление греко-украинских епископов на территории Украины должно стать поводом ответных жёстких мер со стороны русской церкви, о которых говорится в заявлении Священного Синода нашей церкви.

Комментарии

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизоваться через:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Мы в соцсетях

facebook

Новости партнеров