В этот день, 19 мая 2005 года, Мещанский суд Москвы продолжал оглашать приговор Михаилу Ходорковскому, главе МФО «Менатеп» Платону Лебедеву и бывшему гендиректору АОЗТ «Волна» Андрею Крайнову по обвинению их в серии преступлений в сфере экономики.
Накануне суд огласил эпизод о хищении 44 процента акций научного института удобрений. Как выяснилось, ОПГ Ходорковского, путём обмана и махинаций, используя подконтрольные ОПГ подставные фирмы, где директорами числились подставные сотрудники «Менатепа», попыталась украсть комплекс зданий «Института удобрений и инсектофунгицидов имени Я.В.Самойлова» на Ленинском проспекте Москвы. Хищение у государства 44% акций «НИУИФ», как установил суд, было спланировано Ходорковским и Лебедевым.
(Историческая справка. Институт удобрений и инсектофунгицидов имени Я. В. Самойлова)
Сделано это было через обман конкурсной комиссии в ходе продажи акций. Подконтрольное ОПГ Ходорковского АОЗТ «Уоллтон», как было установлено, акции купило, но выполнять условия конкурса по инвестированию 114 922 млн. рублей не собиралось. В связи с грубым нарушением условий владения акциями начались судебные разбирательства. ОПГ Ходорковского проиграв арбитражный процесс, активно стала уклоняться от исполнения судебного решения по возвращению акций в руки государства.
(См. Ходорковскому огласили эпизод с хищением 44% акций НИИ удобрений)
Вопреки заявлениям защиты о том, что «суд просто утверждает обвинительное заключение», выяснилось, что суд проявляет внимание к мелочам. Во всяком случае судья указал, что квалификация преступного эпизода с акциями Института удобрений не совсем корректна. В связи с чем, суд переквалифицировал действия Михаила Ходорковского и Платона Лебедева по мошенническому завладению акциями НИУИФ со статьи 159 УК РФ (мошенничество) на статью 147 УК РФССР (мошенничество). Суд указал, что данное мошенничество было совершено в период действия УК РСФСР, который в сравнении с современным УК предусматривает менее строгое наказание.
«Исходя из положений ст. 10 УК РФ, действия подсудимых Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л. подлежат квалификации по ч. 3 ст. 147 УК РСФСР, поскольку указанный закон действовал на период совершения ими инкриминируемых деяний, а его санкция является менее строгой по отношению к санкции закона, по которому их действия квалифицированы органом предварительного расследования» - указал суд, отметив, что вину подсудимых по эпизоду о злостном неисполнении решения суда (ст. 315 УК РФ) по возврату государству акций НИУИФ, считает полностью доказанной.
«С учётом изложенного, суд действия подсудимых Ходорковского М.Б. и Лебедева П. Л. по данному эпизоду предъявленного обвинения квалифицирует по ч.3 ст. 147 УК РСФСР, поскольку они совершили мошенничество, то есть приобретение права на чужое имущество путём обмана, организованной группой, в крупном размере» - отмечалось в судебном документе. Адвокаты назвали такие корректировки «чисто техническими», которые не окажут влияния на обвинительный вердикт.
$25 МИЛЛИОНОВ «ПОГОСТИЛИ» В НИИ ВСЕГО ОДИН ДЕНЬ
«Зачем вообще нужно было проводить судебное следствие, если суд полностью перепечатал обвинительное заключение прокуратуры? – дежурно недоумевала адвокат Лебедева Елена Липцер. - Защита представляла доказательства, свидетельствующие о внесении денежных средств за акции НИУИФ, в действиях наших подзащитных нет состава преступления. Но в приговоре сегодня прозвучало, что этот 44%-ный пакет акций был получен ими безвозмездно».
Адвокат привычно умалчивала и не договаривала. Суд это наглядно продемонстрировал.
«Вина Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л. в безвозмездном и противоправном завладении акциями Института, подтверждается…» перепиской, заявлением трудового коллектива института в прокуратуру Москвы с просьбой от лица государства предъявить в Арбитраж иск, поскольку условие о внесении «инвестиций в сумме 25 млн. долларов США инвестором выполнены не были».
Ходорковский и его подельники провернули трюк. Платёж был, деньги на счёт института действительно заходили «погостить» в размере 24.875.000 долларов США.
«На следующий день они были возвращены инвестору в соответствии с письмом». О чём свидетельствуют платежное поручение о возврате средств и выписка со счёта Института удобрений.
Акции при этом, если кратко, остались под контролем у организаторов серой схемы – подсудимых Ходорковского и Лебедева.
ГОСТЬ ИЗ ХАРЬКОВА И МУТНЫЕ ГАРАНТИИ «МЕНАТЕПА»
Атмосферой адвокатского недовольства пропитался и двоюродный брат Михаила Ходорковского, адвокат из Харькова Юрий Артамонов. Ему не понравилось, что по каждому совершенному эпизоду в приговоре часто цитируется один и тот же документ – устав «Менатепа» и постоянно перечисляются фамилии сотрудников этой организации. А в эпизоде с хищением 44% акций Института удобрений, по мнению, харьковского брата-адвоката, «идёт их механическая привязка к ситуации».
Злостное уклонение от исполнения решения суда, которое входило в преступный эпизод «баронов-грабителей», харьковский юрист комментировать не стал. Но очень возмущался, что «ни разу не прозвучало, что Ходорковский и Лебедев отдавали какие-либо приказы и ставили свои подписи под документами».
В деле, вопреки подобным заявлениям, присутствовала деловая переписка, в том числе, за подписью Лебедева П.Л., в которой он гарантирует РФФИ, что финансовые обязательства АОЗТ «Уоллтон» (в случае приобретения пакета акций) по инвестиционному предложению будут выполнены.
Хитрость организаторов схемы состояла в том, что в гарантиях за подписью Лебедева не стали указывать, кто именно будет исполнять условия инвестиционного конкурса – «Менатеп» за счёт ресурсов банка, или АОЗТ «Уоллтон» за счёт своих собственных ресурсов, которых, как установило следствие, у фирмы для участия в конкурсе не было. Без этого гарантийного письма из «Менатеп» подставная фирма не прошла бы допуск к торгам. И «гарантии» сделали, как выяснилось, без всяких намерений их исполнять», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Ходорковскому огласили эпизод с хищением акций НИИ удобрений. «Ходорковский и Лебедев спланировали и подготовили хищение у государства 44% акций «НИУИФ». Цель - завладеть комплексом зданий на Ленинском проспекте. Prigovor.ru напоминает, что было 18 мая 2005 года»)