20 лет назад, в эти ноябрьские дни 2003 года, уголовные элементы из «Юкоса» теряли свои позиции не только в бизнесе, но купленное «общественное положение». Накануне компания Юкос публично открестилась от Михаила Ходорковского, заявив, что «проблемы Ходорковского – это проблемы акционера, а не компании». А Леонид Невзлин получил «чёрную метку» из РГГУ, пост ректора которого летом 2003 года, ему, по сути, купил «Юкос» по схеме – «кресло ректора в обмен на 100 миллионов».
«Я САМ УХОДИТЬ НЕ ХОЧУ…»
Получив «чёрную метку», персонаж, заляпавший всё руководство Юкоса в крови и резво сбежавший в Израиль в «творческий отпуск», потому что «всё понял», стал изображать из себя «бунтующего интеллигента». Специальному корреспонденту газеты «Коммерсант» Наталье Геворкян, беглый олигарх, войдя в роль, театрально рассказал, что «ему был звонок» и, взывая к «демократическим принципам», поведал, что он, то есть Невзлин сродни «судьбам демократии», а его репутацию «всячески пытаются загадить».
«Я абсолютно ответственно подхожу к этой ситуации. При том, что Миша (Михаил Ходорковский - Ъ) в тюрьме и мою репутацию всячески пытаются загадить. Но именно в этой ситуации я уходить не хочу. И не дай бог, чтобы Миша подумал, что я испугался и отошёл. Это буквально вопрос моей репутации. Пусть убирают, но я сам уходить не хочу. Я знаю, что там работают абсолютно свободные внутренне люди. Хотя скоро вообще никаких проблем не будет. После политзаключенного Ходорковского планка поднята так, что дальше можно иметь сколько угодно политзаключенных» - негодовал Невзлин, «чистоту репутации» которого можно, пожалуй, сравнить лишь с «прозрачностью» Юкоса, укравшего у государства миллиарды долларов налогов, и обманувшего кучу акционеров.
«ПРОШУ МЕНЯ УВОЛИТЬ…»
Впрочем, смысл создавшейся ситуации до Невзлина, хотя и с трудом, но всё же дошёл. Уже 17 ноября 2003 года он сообщил о своей отставке.
«Я обращаюсь в Учёный совет РГГУ и в Минобразования и прошу меня уволить с должности ректора РГГУ в связи с переходом на другую работу», - заявил Невзлин в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Невзлин также отметил, что серьёзно думает о том, чтобы остаться пока в Израиле. «После того, что началось по отношению ко мне в университете, мои шансы на спокойную жизнь в России сильно уменьшились. Теперь для меня очевидно, что власти я не нужен, а значит, преследовать меня будут продолжать и дальше», - сказал он, обнаружив удобный предлог для невозвращения в страну. При этом, за «страдальца» взялись всерьёз взялись только в 2004 году, объявив в розыск по обвинению в тяжких преступлениях.
«НЕБЛАГОДАРНЫЙ» УНИВЕРСИТЕТ
Уже в конце декабря 2003 года РГГУ обрёл нового ректора, а в январе 2004 года коллектив образовательного учреждения задумался о том, как окончательно дистанцироваться от опеки ушлых дельцов из Юкоса, погрязших в уголовных скандалах. Пресса, разумеется, умудрилась попрекнуть «неблагодарный» университет деньгами. Некоторым и вовсе показалось, что «отказ от денег «вернёт университет от передовых технологий обратно к лучине». Время показало, что «к лучине» возврата не случилось, а университет в отсутствие беглого заказчика убийств функционирует и развивается нормально.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ СЛЕДСТВИЯ
«Невзлин по поручению Ходорковского должен был обеспечить нейтрализацию противодействия конкурентов по бизнесу, а так же возможных претензий со стороны контролирующих и иных органов власти, голосование членов cоветов директоров и акционеров акционерных обществ, задействованных в сделках. Этой части плана действий Невзлина Ходорковский дал условное определение: «Обеспечить политическую составляющую». Эта цитата из обвинительного заключения по «второму делу» Ходорковского, озвученная в суде, показала, что Учёный совет РГГУ, выгнав Невзлина с поста ректора и избавив себя от контроля Юкоса, поступил разумно. В ином бы случае, всем РГГУ пришлось бы, по разнарядке, ходить строем с портретами налоговых преступников и серийных заказчиков покушений и убийств». - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день из офшорной тени вышел Стивен Кертис. Юкос прикрывался иностранцами. Стивен Кертис - офшорный мастер Менатепа, создал сеть фиктивных компаний на Гибралтаре, Кипре и остров Мэн. Prigovor.ru напоминает, что было 14 ноября 2003 года»)