В этот день, 20 лет назад, 9 октября 2003 года, следственная группа продолжила действия по сбору доказательств преступной деятельности руководства Юкоса, проведя обыски по «убойным» и «экономическим» статьям.
СЛЕДОВАТЕЛИ В КАБИНЕТЕ ПИЧУГИНА
Генпрокуратура России провела обыск в помещениях Службы безопасности компании Юкос, сотрудник которой - Алексей Пичугин - обвинялся правоохранителями в совершении нескольких убийств и покушений «в интересах Юкоса». Следствие интересовал рабочий кабинет Пичугина. Не случайно в день обыска в кабинете Алексея Пичугина, Леонид Невзлин, сбежавший в Израиль, обратился в Министерство внутренних дел этой страны с просьбой о предоставлении ему израильского гражданства.
Как выяснилось позднее, уже в ходе расследования, а затем и в суде, преступная деятельность Пичугина велась по заказу «основного акционера» компании – Леонида Невзлина.
(См. «Кровавый прайс-лист Невзлина Л.Б.» и «Пичугин по указанию Невзлина совершил организацию убийства пяти человек, покушение на убийство 7 человек»)
Одновременно прошли выемки финансовой документации нефтяной империи. Интерес для следствия представляли материалы иностранных компаний, подконтрольных Юкосу, входящих в схему вывода и легализации денег, осевших на зарубежных банковских счетах «основных акционеров» компании.
(См. «В этот день мошенник Ходорковский прикрывался детьми»)
«В ходе следствия по уголовному делу об уклонении от уплаты налогов структурами, подконтрольными НК «Юкос», получены номера счетов в зарубежных банках, на которые переводились денежные средства», - сообщало управление информации Генпрокуратуры 9 октября 2003 года.
БОЛЬШОЙ ПЕРЕПОЛОХ В ОСИНОМ ГНЕЗДЕ
«Согласно официальному сообщению Генпрокуратуры, новые обыски по делу «о неуплате структурами Юкоса налогов и хищениях» понадобились потому, что предыдущие оказались очень удачными. А именно «при изучении части полученных тогда материалов были установлены конкретные счета в зарубежных (неофшорных) банках, куда, по версии следствия, переводились средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов».
Адвокаты по делу Юкоса это сообщение комментировать для прессы отказались. Ранее они говорили, что никаких доказательств налоговых нарушений найти невозможно, потому что их просто нет. Теперь же получается, что защитники лукавили и что следователи, что называется, «взяли след» – удивлялся «Коммерсант», задаваясь вопросом «зачем понадобилось обыскивать адвокатскую фирму, в которой работает Антон Дрель?».
Газета, в попытках ответить на этот вопрос, выдвинула несколько версий:
- «с обыском пришли именно к нему, потому что он представляет интересы не только Платона Лебедева, но и Михаила Ходорковского»; (нет)
- «следователи решили разузнать будущие тактические ходы адвокатской бригады, работающей по делам Юкоса» (нет);
- искали документацию компании Belka, связанную с Леонидом Дьяченко –бывшим зятем Бориса Ельцина (нет)…
Адвокат Антон Дрель в ходе выемки оказался в центре внимания прессы, поскольку громко порывался к месту следственных мероприятий.
«В течение нескольких часов следственная группа отказывается пропустить меня на мое рабочее место в мой офис» - артистично жаловался он журналистам. А его коллеги традиционно рассказывали «о недопустимых действиях прокуратуры».
«Получение информации через адвокатское досье категорически запрещено законом», - рассуждал мэтр адвокатуры Генри Резник. Правда, с весьма интересной оговоркой. По его словам, «обыск в кабинете адвоката может проводиться, когда есть данные, что там укрыты документы и предметы преступной деятельности», что, собственно, и происходило.
При описании очередного «коварства» следственной группы, вновь особо подчеркивался депутатский статус «основного акционера» Юкоса Владимира Дубова и поднимался вопрос о «неприкосновенности помещений». (По этому вопросу, кстати, ЕСПЧ потом пришёл к выводу, что помещение - не депутат, поэтому нарушений нет).
Шум подняли из-за того, что «офис депутата» соседствовал с адвокатской фирмой «ALM Feldmans», ставшей объектом внимания следствия. И весь переполох, с громкими заявлениями и эмоциональными всплесками в прессе был вызван не «нарушением прав адвокатов», а «теневой» деятельностью указанной юридической фирмы, которую хотели скрыть. Эта деталь потом выяснилась, семь лет спустя, в декабре 2010 года, во время суда по делу Ходорковского.
ПОДРУЧНЫЙ КРЮЧКОТВОР ИВЛЕВ
«Из обвинительного заключения следует, что с целью обеспечения легализации (отмывания) денежных средств, приобретенных в результате хищения, Ивлев П.П. (сбежал в США, судили отдельно и заочно) вовлёк в совершение преступлений подчиненных ему адвокатов «АЛМ Фельдманс» Петросян Н.М., Румянцеву Е.А., Курохтину А.В., Шаврина А.А., Шелепина и, находясь на рабочем месте по адресу: г. Москва, Сеченовский переулок, 6/1, руководил их действиями по регистрации компаний, открытию счетов, а также совершению финансовых операций под видом выполнения условий договора об оказании юридических услуг между адвокатским бюро и представителями ОАО «НК «ЮКОС». Ивлевым П.П. и членами организованной группы была обеспечена регистрация на Кипре офшорных компаний с номинальными директорами и акционерами, через которые была организована легализация денежных средств. Указанные обстоятельства подтверждаются документами, изъятыми в ходе выемки и обыска в помещении адвокатского бюро «АЛМ Фельдманс»…» - сказано в приговоре Хамовнического суда г. Москвы от 27 декабря 2010 года по делу № 1-23/10 в отношении Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л. (стр. 676)
«НЕГЛАСНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ ОФШОРОВ» ДРЕЛЬ
«Мы искали финансовые документы, необходимые нам, и мы их нашли»,— подчеркнули в Генеральной прокуратуре России. Из кабинета адвоката Антона Дреля были изъяты «сотни папок с документами и материалами, в том числе переписка по финансовым вопросам компаний, обслуживаемых юристом, а также печати этих иностранных фирм». «Из материалов следует, что адвокат Дрель нередко выступает в финансовых операциях как физическое лицо и как частный предприниматель, - заявили в Генпрокуратуре. Более того, документы свидетельствуют, что он является негласным консультантом в финансовых сделках офшорных компаний, действующих на территории России». «Все необходимые санкции на проведение обысков были получены, и обыски проходили с участием понятых. При этом изымались только те документы, которые имеют отношение к расследованию».
Самого Антона Дреля не допустили к месту следственных действий законно. Как отметили в прокуратуре, адвокат Антон Дрель приехал в Жуковку, когда обыск был в полном разгаре, и не был допущен внутрь здания, так как, согласно УПК, никто не может ни входить, ни выходить из помещений до завершения следственных действий, иначе они признаются незаконными», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Юкос отрекался от «дочек», чтобы не платить налоги. 39 млрд рублей или 1 млрд 300 млн долларов украденных у государства налогов. Криминальные практики продажи нефти под видом «скважинной жидкости». Prigovor.ru напоминает, что было 8 октября 2004 года»)