Чем дальше продвигается расследование уголовного дела, возбуждённого в отношении мэра Орла Юрия Парахина по статье «Халатность» и второго дела - по факту ремонта дороги к его дому как по улице Мира, так и по неразграниченному земельному участку, тем больше выявляется различных обстоятельств, которые скорее всего станут основой для ещё одного уголовного дела. (См. «Криминальный домик в деревне»). Читатели, регулярно знакомящиеся с материалами совместного проекта «Агентства федеральных расследований FLB.ru» и газеты «Орловская среда» «Россия: вор должен сидеть в тюрьме!» прекрасно помнят, что у дороги, построенной к дому мэра Орла в рамках муниципального контракта, есть ещё продолжение. И не какая-то там безымянная дорожка, а целая улица с 28 октября 2018 года носящая гордое название Никольская. На ней и стоит единственный дом №1, оформленный на бывшую тёщу Юрия Парахина, в котором, тем не менее, сам он и зарегистрирован. Вот эта улица, длиной около 817 метров с отличным асфальтовым покрытием, бордюрами, световыми опорами и светодиодными светильниками, по которой мэр ежедневно добирается до дома, начинает вызвать всё больше и больше вопросов. И главный из них: а не было ли строительство данной дороги банальным откатом или скрытой взяткой? Уж слишком много нестыковок проявилось за время прокурорских, полицейских проверок и журналистских расследований. И чем дальше, тем менее правдоподобной становится версия, которую сотрудники ОЭБ и ПК ОМВД России по Орловскому району прилежно записывали со слов заинтересованных лиц – самого мэра Орла и его тёщи, гражданки Литвак и её сына, действовавшего по доверенности, директора ООО «Регион Агро Трейд» Игоря Мельникова. Эта фирма не без поддержки Парахина, работавшего в то время заместителем председателя правительства Орловской области – руководителем финансово – экономического блока, получила землю и увеличило ее цену в десятки раз. Такое же «доверие» вызывают и воспоминания руководителей ООО СтройАвтострада» и ООО «ДорСтройОбъединение», которые строили эту дорогу. А как складно всё это выглядело вначале…
ВОЛШЕБНЫЙ АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК
В нашем материале от 8 июня мы рассказывали о том, как по воле Юрия Парахина, в то время главы Орловского района и В.А. Селютина, занимавшего должность начальника управления строительства, транспорта и ЖКХ администрации Орловского района, вопреки условиям контракта, был отремонтирован и оплачен ремонт участка дороги, которая вела к дому мэра. Особое внимание следует обратить на то, что эта дорога проходила и вне деревни Кондырева, где по контракту должны были вестись работы. Впоследствии Юрий Парахин в расчёте на наивность правоохранительных органов, которой он часто пользовался, стал говорить, что в документацию вкралась «техническая ошибка». Но 14 081 741, 72 рубля было заплачено именно за ту дорогу, которая шла к нему домой.
Всего же фирма ООО «СтройАвтострада» в тот период получила за подписью Парахина контрактов на 42 524 976 руб. 61 коп. Как говорил один герой одной моей публикации, отсидевший несколько лет в тюрьме и сейчас живущий в Швейцарии, «хорошие контракты безоткатными не бывают». Мы ничего не можем утверждать, но обращаем внимание уважаемых читателей, сотрудников прокуратуры и следователей на один маленький нюанс, который может перевернуть все рассуждения о сроках строительства Никольской улицы, поставке материалов для укладки асфальта и, собственно времени производства работ.
Читаем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (их было несколько, но смысл и содержание почти не отличаются). Это цитата из документа от 28 июня 2020 года, подписанного капитаном Кондрашиным П.И.: «Со слов руководителя ООО «Регион Агро Трейд» Мельникова Игоря Анатольевича ООО владеет землями, ранее принадлежавшим ООО «Березки». (о незаконном придании этим землям сельхозназначения статуса земель населённых пунктов см. нашу предыдущую публикацию). На этих земельных участках был организован коттеджный посёлок «Мечта», д. Кондырева Орловского района. Дорога, находящаяся в п. «Мечта» д. Кондырева, Орловского района была не отремонтирована, а полностью построена за счёт средств ООО «Регион Агро Трейд»… Строительство дороги было начато в 2018 г. и окончено в 2019 г. Данная дорога была построена в качестве рекламного хода для привлечения новых покупателей участков ИЖС. На проведение и плату всех работ, у ООО «Регион Агро Трейд» имеются соответствующие документы».
Что документы есть – это замечательно! Мы даже знаем, какие именно есть документы. Но по какой-то причине Игорь Анатольевич Мельников не рассказывал капитану Кондрашину о том, когда конкретно (с точной датой) началось строительство дороги к дому мэра Орла по будущей ул. Никольская. А капитан Кондрашин и не спрашивал. Как не поверить состоятельному бизнесмену, земля которого стала участком тёщи главы района? А впрочем, что тут такого «В 2018 году» - ответ совершенно правильный. Первый полёт в космос, к примеру, был совершён в ХХ веке. И пусть кто-то это оспорит!
Как следует из справки прокуратуры Орловской области, имеющейся в распоряжении FLB.ru (она была подготовлена по итогам прошлогодней проверки), «Автомобильная дорога, ведущая к домовладению Стасенко Т.Л. (это дом в котором проживает мэр Орла Юрий Парахин) расположена на земельном участке с кадастровым № 57:10;0010201:7199, который находится в собственности ООО «Регион Агро Трейд». Строительство автомобильной дороги осуществлено также за счёт средств ООО «Регион Агро Трейд». Фактов использования средств муниципальных бюджетов не установлено».
Просто замечательный вывод! На чём он основан? На трёх упомянутых в материале проверки документах.
«1.10 2018 г. ООО «Регион Агро Трейд» с ООО «СтройАвтострада» заключён договор на поставку асфальтобетонной смеси марки 1 тип Б на общую сумму 1 379 400 рублей.
01.10.2018 г. ООО «Регион Агро Трейд» с ООО «ДорСтройОбъединение» заключён договор на возмездное оказание услуг по асфальтированию дорожно-строительной техникой. Стоимость договора составила 2 184 620 руб.
14.05.2019 г. ООО «Регион Агро Трейд» и ИП Литвак С.А. заключён договор подряда №1 на оказание услуг по обустройству обочины из щебня на сумму 375 532 руб.»
Если судить по предоставленным ООО «Регион Агро Трейд» документам, то строительство дороги к дому мэра Орла никак не могло начаться раньше 1 октября 2018 года. Судите сами: договоры на поставку асфальта и на асфальтирование заключены в этот день. Нужно ещё пригнать технику, привезти асфальт и, наконец, подготовить дорожное полотно к укладке (вспомним, что Игорь Мельников, директор ООО «Регион Агро Трейд» сообщил правоохранительным органам, что дорога была полностью построена за счёт средств этого ООО, а не отремонтирована. Поскольку современная дорога – это многослойное, как пирог, сооружение, то в самом низу, в основании, лежит грунт. Поверх него насыпан песок, затем идёт слой щебёнки. Наружный слой – «одежда» дороги – это асфальт. Подготовка основания дороги требует времени и сил. Интересно, когда было подготовлено это самое основание и почему при расчёте стоимости дороги указывается только асфальт, работа по его укладке и последующая отсыпка обочин? Остальные операции были бесплатными? И когда их производили? Вот на эти вопросы мы и хотели бы получить ответы.
Но вернёмся в 2018 год. 28 августа 2018 года Парахин и Селютин подписали акты о приёмке выполненных работ по ремонту дорожного покрытия в Неполодском сельском поселении. Юрий Парахин подписал и справку о стоимости выполненных по контракту работ на сорок два с половиной миллиона.
А не случилось ли так, что в рамках этого контракта без всякого оформления были выполнены и какие-то другие работы? Например, строительство дорожного полотна с укладкой асфальта на будущей Никольской улице, от дома мэра в сторону уже отремонтированной вопреки условиям контракта дороги в чистом поле? «Как это может быть? – спросите вы, – ведь полиция и даже прокуратура подтвердили, что дорога строилась в октябре?»
Скриншот спутниковой съёмки от 29 августа 2018 года. Асфальт от дома мэра Орла положен уже на сотни метров. Договоры на поставку материала и производство работ заключат только через 33 дня…
Именно этот участок дороги у дома Юрия Парахина был построен к 29 августа 2018 года. Фото 2021 г.
Давайте мы с вами обратимся к современным технологиям. Вот кадр спутниковой съёмки данного района, сделанный на следующий день после приёмки работ на улице Мира и на «неразграниченном земельном участке», то есть 29 августа 2018 года. Смотрите внимательно! Вот дом мэра Орла, вот перекрёсток, до которого отремонтировали дорогу по контракту. А вот уложенный асфальт на участке от дома Парахина к продолжению улицы Мира. Это тот самый асфальт, который должен был быть приобретён не ранее чем через 33 дня!
Нет, конечно Юрий Николаевич Парахин и Игорь Анатольевич Мельников нам всё объяснят. Расскажут, что это такая же «техническая ошибка» и на самом деле просто улицу перепутали. Или сообщат, что это лично глава района вместе со своей бывшей тёщей и гражданкой Литвак укладывали асфальт кустарным способом. Мало ли найдётся отговорок?
Но ведь есть спутниковая съёмка, сделанная и в другие даты, и по ней можно прекрасно проследить, когда строительство дороги было реально начато, а когда закончено, когда ставились опоры для освещения, когда были сделаны бордюры и когда отсыпали щебнем обочины. Все эти детали обнаружить не очень сложно. Вот тогда и выяснится, что строительство дороги по ул. Никольская было начато, скорее всего, ещё до завершения контракта с ООО «СтройАвтострада», что велось оно больше месяца без каких-либо договоров и, как нам представляется, с использованием «сэкономленных материалов».
ОБЕЩАННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРИ ГОДА ЖДУТ?
А зачем заключались договоры от 1 октября, когда часть дороги уже была построена? Ответ тут простой: материал скорее всего кончился, и нужно было «докупить» асфальтобетонную смесь. Именно поэтому легально появилась та стоимость дороги, о которой рассказывают правоохранительным органам исполнители и заказчики (на круг – 3 939 552 рубля за 817 метров). Стоимость километра таким образом оплаченной дороги – 4 821 000 рублей.
А какова реальная стоимость 817 метров «такого как на Никольской» дорожного полотна, начиная с проекта и заканчивая укладкой асфальта? Любой знающий специалист – дорожник назовёт минимальную цену – это более 12 миллионов рублей. В популярном, понятном для дилетантов виде расчёт можно посмотреть здесь.
Путём несложных вычислений можно прийти к выводу, что чуть более семи миллионов рублей было вложено в дорогу не ООО «Регион Агро Трейд», а поступило из других источников. Поскольку они никем и нигде не были указаны, можно предположить, что делалась эта часть за счёт бюджетных денег, причём бюджеты были различных уровней. По нашим предположениям, небольшая часть была заплачена из бюджета Неполодского сельского поселения, а основная – это средства областного и районного бюджетов. И если средства Неполодского сельского поселения, предположительно вложенные в дорогу к дому Парахина, ещё можно отследить, то остальное – это вполне возможно «сэкономленные» на других участках деньги от контракта на 42 лишним миллиона, реализованного ООО «СтройАвтострада».
Почему сотрудников полиции «устроили» документы и устные объяснения формальных заказчиков дороги исполнителей – пока непонятно. Нет, полицейские старались, даже год назад вызывали «для осмотра дорожного полотна» специалиста ЭКЦ УМВД России по Орловской области, о чём сообщено в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 31 мая 2020 года. Специалист, фамилия которого не называлась, дорогу осмотрел, но выводов никаких сделать не смог. Прошёл почти год. И вот новый ответ от 18 мая 2021 года с отказом, датированным 8 мая.
Фрагмент постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 8 мая 2021 г. Экспертизу дороги к дому мэра Орла не могут организовать целый год!
«В ЭКЦ УМВД России по Орловской области был направлен запрос на проведение строительно–технической экспертизы дорожного покрытия с целью установления его состава, объёма выполненных работ, а также стоимости выполненных работ.
Согласно ответа, полученного из ЭКЦ УМВД России по Орловской области, исследования, касающиеся строительства, ремонта, реконструкции объектов автомобильных дорог не относятся к задачам, решаемым в рамках строительно–технической экспертизы на базе ЭКЦ УМВД России по Орловской области».
Внимание! Капитану полиции Кондрашину П.И., оперуполномоченному ОЭБ и ПК ОМВД России по Орловскому району понадобился год (!) для того, чтобы выяснить, что оказывается автодорожные экспертизы не относятся к задачам, которые решаются экспертами УМВД. Обычный сотрудник позвонил бы в ЭКЦ и спросил: «Ребята, а вы по дорогам экспертизу делаете?» И всё. Но мы лёгких путей не ищем. Поэтому по прошествии года, ОМВД России по Орловскому району был направлен тот самый запрос в ООО «Строительно–технические экспертизы и обследования» для привлечения специалиста, с целью установления состава дорожного покрытия, объёма выполненных работ. А также стоимости выполненных работ. До настоящего времени, как указано в очередном постановлении капитана Кондрашина об отказе в возбуждении уголовного дела, ответ не получен.
Ждём ответа ещё год? Потом год ждём начала экспертизы, потом ещё год – результатов? Всё прямо как в русской поговорке…
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
В советские времена мне случилось больше десяти лет заниматься преподавательской работой в московских вузах. Опыт в деле выяснения объёма имеющихся знаний у меня накопился довольно обширный. И часто он помогал «раскрыть» того или иного студента, понять, забыл он что–то, или, наоборот, вызубрил конкретную часть учебного курса. Помогали дополнительные вопросы. А в истории с домом и дорогой Юрия Парахина таких вопросов нашлось великое множество. Кому–то может показаться, что мы из одной статьи в другую пишем об одном и том же, спрашиваем одно и то же. Нет, мы просто стремимся выяснить истину, действительное положение дел. Ту самую истину, которая скрывается за сотнями страниц запросов и ответов сотрудников ОМВД России по Орловскому району, постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и прокурорских постановлений, отменяющих отказные. Чтобы всё было предельно ясно, мы (иногда с повторами, что вполне обосновано) ставим перед сотрудниками надзорной инстанции, следователями и оперативниками конкретные вопросы.
- Какую юридическую оценку можно дать тому факту, что договоры на поставку материалов для асфальтирования дороги по будущей ул. Никольская, ведущей к дому, в котором проживает мэр Орла и на осуществление работ по укладке асфальта на этой дороге были заключены ООО «Регион Агро Трейд» 1 октября 2018 года, а сами работы по укладке асфальта (это прекрасно видно на снимке со спутника) были частично выполнены к 29 августа 2018 года?
Заявленная ООО «РегионАгроТрейд» стоимость материалов и работ по укладке асфальтового покрытия на ул. Никольская явно занижена, причём значительно. В то же время ОМВД России по Орловскому району более года не может организовать проведение строительно–технической экспертизы дорожного покрытия на ул. Никольская с целью установления его состава, объёма выполненных работ, а также стоимости выполненных работ.
- Когда будет проведена упомянутая экспертиза, которая даст однозначный ответ на вопрос: не были ли привлечены бюджетные средства для работ по ул. Никольская?
Какую ответственность должны понести должностные лица ОМВД России по Орловскому району за имеющиеся упущения в работе?
В публикации Агентства федеральных расследований FLB.ru от 8 июня 2021 г. повторно (на этот раз с иллюстрацией материалами спутниковой съёмки) поставлен вопрос о вырубке значительного количества лесных насаждений на участке, где расположен дом мэра Орла.
- По какой причине не ставится вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 260 УК РФ?
Для сравнения сошлёмся на недавний материал ИА «Орловские новости», рассказывавший о том, как житель Орловской области в июне 2021 года был осуждён Залегощинским районным судом к 1 году лишения свободы условно за одно спиленное дерево. На участке, где расположен дом, в котором проживает мэр Орла были спилены сотни деревьев и кустарников, о чём свидетельствуют материалы спутниковой съёмки.
Проверкой прокуратуры Орловской области от 27 февраля 2020 года было установлено, что границы земельного участка, на котором расположен дом, арендуемый Ю.Н. Парахиным, превышены.
- Какие меры были предприняты для того, чтобы упорядочить границы участка? Получен ли ответ из Управления Росреестра по Орловской области на запрос прокуратуры по этой теме?
- За счёт каких источников (бюджетных или нет) был заказан проект дороги с авторским надзором по ул. Никольская?
В справке прокуратуры Орловской области сообщается, что работы по монтажу линии уличного освещения по ул. Никольской были выполнены осенью 2018 года ООО «Регион Агро Трейд» (руководители Мельников И.А., учредители Мельников И.А., Потёмкин С.С., Белкина Т.Н.). По некоторым данным, освещение работало с ноября 2018 года. Но формально только 30 января 2020 года согласно п. 8 акта ПАО «МРСК Центра» было осуществлено технологическое присоединение щита учёта уличного освещения на ул. Никольской, который находится с этого времени в балансовой принадлежности Литвак С.А. Оставляя за скобками вопрос, почему освещение дороги к дому мэра Орла оплачивает частное лицо, не имеющее домовладения на дороге, принадлежащей ООО «Регион Агро Трейд», зададим другой вопрос, не менее интересный:
- не за счёт ли бюджета Неполодского сельского поселения оплачивалось освещение ул. Никольской с ноября 2018 года по 30 января 2020 года?
Фрагмент справки прокуратуры Орловской области (2020 г.) с указанием сомнительных дат и событий. Кто оплачивал освещение дороги с ноября 2018 года по 30 января 2020 года?
Зима 2018 – 2019 годов выдалась очень снежной. Тем не менее (это хорошо видно на спутниковых снимках) дорога по ул. Никольской регулярно чистилась от снега в том же режиме, что и другие улицы Неполодского сельского поселения.
- Кто оплачивал в 2018 – 2019 годах уборку снега на частной дороге по ул. Никольская?
Просим считать данную публикацию официальным обращением в прокуратуру Орловской области.