В понедельник 11 марта судья Замоскворецкого суда Наталья Чепрасова начала рассмотрение дела № 01-0083/2019 жителя Воронежа Игоря Подпорина, повредившего знаменитую картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
ЗАПРЕЩЕННОЕ ПОЛОТНО И ЕГО ЖЕРТВЫ
Напомним, вечером 25 мая 2018 года перед самым закрытием Третьяковской галереи 37-летний Подпорин зашел в пустой зал Ильи Репина и нанес по застекленному полотну несколько ударов металлической стойкой ограждения. В результате холст был порван в трех местах и повреждена авторская рама.
В ходе допроса задержанный объяснил свои действия «несогласием с репинской трактовкой образа царя Ивана Грозного». По версии следствия, Подпорин перед этим в буфете выпил сто граммов водки. «Собрался было уже уходить, - пояснил он следователям, - и вдруг накрыло че-то». Психиатрическая экспертиза признала его вменяемым.
Воронежцу предъявлено обвинение по второй части статьи 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение особо ценных объектов культурного наследия»), по которой ему грозит до шести лет заключения. Сейчас он содержится под стражей – его арест продлен до 14 августа. Ущерб картине составил не менее 20 миллионов рублей.
СПРАВКА. Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (или как ее чаще всего называют «Иван Грозный убивает своего сына») была написана Ильей Репиным в 1883-85 годах и с самого начала была воспринята отрицательно и православной церковью, и царским двором – в ней усмотрели «оскорбление чувств верующих» и «подрыв монархических устоев России». Власти Москвы даже ее запретили – по высочайшему указу полотно нельзя было «допускать до выставок и дозволять распространения ее на публике». Купивший ее на передвижной выставке у самого Репина меценат и создатель Третьяковской галереи Павел Третьяков повесил ее в своем доме и показывал только близким друзьям. Правда, вскоре запрет был снят, и картина стала выставляться в основной экспозиции.
Тем не менее, страсти вокруг нее бушевали всегда. Первое нападение было совершено 29-летним иконописцем-старообрядцем Абрамом Балашовым в январе 1913 года. Он изрезал полотно ножом и был признан психически больным. Узнав о случившемся, хранитель Третьяковки Георгий Хруслов покончил с собой, бросившись под поезд. Что любопытно, в реставрации картины тогда участвовал сам Илья Репин – он целиком переписал голову Грозного.
И вот теперь в 21 веке у Балашова нашелся «несогласный с репинской трактовкой образа царя» последователь. По крайней мере пока именно такая вырисовывается… картина.
ПОКУСИЛСЯ НА ДОСТОЯНИЕ РОССИИ
Замоскворецкий суд. 14.00.
В зал заседаний набилось столько народа – и журналистов, и, судя по всему, родственников подсудимого, что свободные места были только рядом с ним – за решеткой.
Подпорин весь процесс просидел молча, низко опустив голову. Только на вопросы судьи о роде занятий и об отношении к происходящему еле слышно ответил, что у него «образование высшее», «работает инженером».
И. Подпорин
Прокурор огласил суть обвинения: подсудимому инкриминируется порча признанного шедевра мирового значения, одного из самых знаменитых и востребованных зрителем произведений русского искусства, взятого под охрану государством.
«25 мая 2018 года, - прозвучала выдержка из обвинительного заключения, - в период времени с 20 часов 55 по 21 час, находясь в зале №30 Государственной Третьяковской галереи, умышленно повредил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» стоимостью не менее одного миллиарда сорока четырех миллионов трехсот трех тысяч рублей (согласно Заключению №060919304 от 10.01.2019 года Всероссийского художественного научно-реставрационного Центра им. академика Грабаря)».
По словам прокурора, Подпорин стойкой ограждения нанес три удара по защитному стеклу, а также по полотну картины, «насквозь в трех местах порвал холст». «В результате ударов на участках прорывов холст сильно деформирован, осыпалась краска. Сильно пострадала авторская художественная рама – по нижнему краю сбита лепнина, утрачена позолота и фрагменты дерева».
Таким образом, считает обвинение, Подпорин своими действиями причинил ущерб Третьяковской галерее на сумму 20 миллионов рублей.
«Подсудимый, вину признаете в полном объеме?» - спросила судья.
«Нет. Признаю частично, - также не поднимая головы, полушепотом выдавил из себя Подпорин.
На вопрос, хочет ли он высказать свое отношение к предъявленному обвинению, ответил отрицательно. Его адвокат Анна Лубягина пояснила позицию защиты: «Мы выскажемся в прениях».
«РЕПИН НАПИСАЛ НЕПРАВДУ!»
Первым был допрошен представитель Третьяковской галереи – главный юрист Евгений Мешалкин. Он подтвердил, что картина не была защищена специальным антивандальным стеклом - ее защищало «обычное» четырехмиллиметровое стекло. При этом зона картины была огорожена металлическими столбиками, весом не менее 4-5 кг каждый, при помощи одного из которых и был совершен акт вандализма.
Главный юрист Третьяковки Евгений Мешалкин
По словам юриста, при желании таким столбиком можно было разворотить не только эту картину. «К счастью, смотрительницы повисли на Подпорине и помешали ему усугубить порчу. Далее на звук разбитого стекла и крики прибежали сотрудники службы безопасности».
Он уточнил, что поврежденное полотно сейчас находится в одном из реставрационных залов Третьяковки, так как «его транспортировка в нынешнем состоянии запрещена, картина должна храниться в надлежащих температурных условиях».
Допрошенные смотрительницы Третьяковки Вера Сдоренко и Марина Ушакова рассказали о произошедшем 25 мая.
По их словам, галерея уже закрывалась – из посетителей оставался только Подпорин. Они его поторопили, он было направился в сторону выхода. Вдруг резко развернулся и опять пошел в сторону зала №30, так называемого «зала Репина».
«Мы путь перегородили, - пояснила суду Вера Сдоренко, - но этот гражданин, оттолкнув меня, побежал в зал. Я побежала за ним. Через считанные секунды услышала звук разбитого стекла… Когда я забежала в зал №30, он стоял с оградительной стойкой в руках и бил картину. Дважды ударил, а на третий я уже повисла у него на руке и удар пришелся вскользь. Тут же подоспели остальные смотрители – Ушакова, Новикова».
Прокурор: «Подпорин как себя вел?»
Свидетель: «Я ему кричу: «Что вы натворили!» Он молчал. Потом сказал, что бежать не собирается. Свои действия объяснил тем, что картина его раздражает. Мол, такого события – убийства Иваном Грозным сына – не было. Потом приехала полиция».
Прокурор: «Запах алкоголя от Подпорина был?»
Свидетель: «Да, неприятный запах исходил. Алкогольный».
Ее коллега Марина Ушакова к сказанному добавила, что Подпорин около часа слонялся по галерее, а потом…
«Все произошло моментально! Когда я вбежала, увидела: Вера висит на его руке, по всему полу – стекла. Я схватила его за другую руку, а он говорит: «Не держите меня, я никуда не убегу!» Запаха алкоголя я не почувствовала. По поводу содеянного сказал: «На картине изображена неправда. Зачем она тут висит?»
Поскольку остальные свидетели не явились, прокурор попросил отложить заседание для вызова оставшихся свидетелей.
«Продолжим 28 марта в 15.00, - огласила свое решение Наталья Чепрасова. – Судебное заседание закрыто».
«КАК ЭТО ПАПА УБИЛ СВОЕГО РЕБЕНКА?»
Главный юрист Третьяковки извинился перед журналистами, сказал, что руководство не наделяло его полномочиями давать комментарии СМИ и попросил освободить его от этой миссии. Единственное, что он пояснил: гражданский иск Подпорину еще не выставлен, сумма уточняется, а по поводу желаемого наказания для него - «будет поддержана позиция прокуратуры».
Как выяснилось из общения с адвокатом Анной Лубягиной, позиция защиты довольно интересная.
«Мой подопечный, - сказала она, - не гнался за славой и мечтал «стать преступником века», как некоторые думают. Просто он твердо уверен, что в России никогда не было царей-детоубийц и соответственно Иван Грозный не убивал своего сына».
По версии Подпорина, он в тот день просто прогуливался по Третьяковке, ничего не планировал. Но когда увидел эту картину, у него случился нервный срыв.
«Как Игорь мне объяснил, он увидел много крови, безумные глаза царя… Ему стало плохо от увиденного – настолько оно его потрясло».
Такую бурную и, на первый взгляд, неадекватную реакцию Анна Лубягина объяснила… патриотизмом Подпорина.
«Вы поймите, он - человек с высшим образованием, инженер. Хорошо знает историю Российского государства, прекрасно разбирается в живописи. И он убежден, что изображенное Репиным – исторический вымысел, ничего подобного в реальности не было. Причем он крайне возмущен тем, что «такая жестокая картина» находится в свободном доступе и для детей, в том числе. Детки задаются вопросом: как это папа убил своего ребенка?»
Как патриота России, подчеркнула защитница, Подпорина беспокоит и другое: посещающие Третьяковку иностранцы могут подумать, что все российские цари такие – полусумасшедшие тираны и детоубийцы.
«Он говорит, что эта картина если и должна выставляться, то в ограниченном доступе и с возрастным цензом, чтобы психика несовершеннолетних не пострадала».
Адвокат развеяла иллюзии, что подсудимый был подшофе. По ее словам, «добрый совет» признаться, что выпил водки в буфете, ему дали сами полицейские. На самом деле Подпорин давно не употребляет алкоголя совсем, к тому же в Третьяковке спиртное не продают. «Ни в его крови, ни в моче ничего не обнаружено».
На вопрос, что имел в виду Подпорин, признавая свою вину «частично», Лубягина пояснила: он признал порчу картины.
«Но, по мнению моего подзащитного, картина Репина не обладает особой ценностью. То есть мы не согласны со второй частью статьи 243, которая ему вменяется, и будем стараться переквалифицировать обвинение на часть первую. Я считаю, что основания есть. А это - до трех лет лишения свободы».