«На прошлой неделе (в январе 2002. – FLB) произошло знаковое событие: капитализация ЮКОСа превзошла капитализацию "Газпрома". Правда, на следующий день "Газпром" восстановил свои позиции, но, вероятно, ненадолго. Несколько месяцев назад ЮКОС уже обогнал некогда самую "дорогую" из российских нефтяных компаний - "ЛУКОЙЛ". Теперь он стал первым в России.
Случай с ЮКОСом своего рода феномен, так как еще несколько лет назад инвесторы в ужасе вздрагивали при упоминании компании Михаила Ходорковского. Тогда компания не особо церемонилась с акционерами и мало заботилась о своей стоимости на рынке. Логическим финалом этой истории стал разразившийся в июне 1999 года скандал, когда ЮКОС вообще исключили из листинга фондовой биржи РТС по просьбе обиженных инвесторов.
Интерес к повышению своей рыночной стоимости ЮКОС стал проявлять в середине 2000 года. Тогда же совет директоров нефтяной компании принял устав корпоративного управления, в котором поклялся любить и уважать своих акционеров.
Если в компании много свободных средств или есть другие надежные источники финансирования, то она не особо заботится о том, сколько стоят ее акции. Во время "дикого капитализма" в России, "кинув" акционеров, можно было заработать гораздо больше, чем договариваясь с ними по-хорошему. Сегодня бизнес требует все больше вливаний. Па повестке дня стоит вопрос об использовании принятых во всем мире цивилизованных методов привлечения средств, например продажи акций. Понятно, что если акции той или иной компании стоят дешево, то получить за них значительные деньги вряд ли возможно. Однако по мере повышения их стоимости привлекательность такого способа поиска инвесторов увеличивается и для самой компании. Например, если бы ЮКОС решил привлечь год назад 1 млрд долларов, продав часть своих акций, то для этого ему пришлось бы поделиться с покупателями почти 23% акций. Если бы он решил получить такую же сумму сейчас, то смог бы выручить ее за пакет из 7, 5%. В принципе компания может искусственно завышать собственную капитализацию, продавая и покупая свои собственные акции и создавая ажиотаж на бирже. Во многих странах такие сделки запрещены или строго регламентируются. В России – нет».
Сысоев Владимир, «Газета», 22.01.2002
Заведены уголовные дела на всех крупных акционеров ЮКОСа
«Источники в правоохранительных органах сообщили, что в международный розыск объявлены акционеры ЮКОСа Леонид Невзлин, Владимир Дубов и Михаил Брудно. Это означает, что против всех крупных акционеров ЮКОСа возбуждены уголовные дела. А адвокат Невзлина говорит, что акционер ЮКОСа подпадает под амнистию как орденоносец: он был награжден орденом Дружбы народов.
Леонид Невзлин уже ознакомился с обвинениями в свой адрес. Только неофициальным путем. "Мои источники в прокуратуре и ФСБ переправили мне справки по обвинениям в мой адрес и в адрес Дубова, - сказал он Газете. - Все сляпано очень коряво. Они даже статьи УК путают - в одном случае 198-я, в другом- 199-я". Про то, что предъявят обвинения и еще одному акционеру ЮКОСа, Невзлин только слышал: "Документов по Брудно у меня нет". О том, объявлен ли он в международный розыск, Невзлин ничего не знает. "Я не в Израиле, а в Японии", - сообщил он корреспонденту Газеты. И тут же добавил: "Шучу, не в Японии. В Европах. А где - не скажу".
Невзлин сомневается, что Израиль выдаст его России: "Вне зависимости, будут ли это налоговые статьи или какие-то еще. Обвинение, сляпанное на скорую руку, тут же, через два дня объявление в международный розыск, - кто в это поверит? Во всем мире российская правоохранительная система, да и судебная тоже - давно уже себя дискредитировала и выглядит как активно заказная, политически ангажированная".
Как признался адвокат, до сих пор о том, что его клиент обвиняется в уклонении от уплаты налогов, он узнавал из сообщений СМИ: "Все это полная ерунда. Невзлин был членом Совета Федерации, ректором РГГУ и за это время уже 20 раз проверялся налоговыми органами". Даже если информация об обвинении Невзлина в уклонении от уплаты налогов в 1999 году соответствует действительности, "он подлежит освобождению от уголовной ответственности по амнистии, поскольку имеет государственные награды - в 1997 году Невзлин был награжден орденом Дружбы народов".
Напомним, что обвинение Леониду Невзлину и Владимиру Дубову было предъявлено заочно, а 15 января их объявили в международный розыск. Бывшему члену совета директоров НК "ЮКОС" и бывшему ректору РГГУ Невзлину инкриминируют уклонение от уплаты налогов на сумму 26,7 млн рублей. А бывшего зампредседателя правления "ЮКОС-Москва" и депутата Госдумы Дубова обвиняют в хищении путем мошенничества и причинении имущественного ущерба путем обмана.
В Национальном центральном бюро (НЦБ) Интерпола в РФ назвали сообщения об объявлении Леонида Невзлина и Владимира Дубова в международный розыск "недостоверными или преждевременными". "Это явная дезинформация, авторы сообщения вводят общественность в заблуждение, - заявили вчера в НЦБ. И тут же сделали скидку на бюрократические проволочки. - Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть это сообщение, потому что инициатива объявления в международный розыск принадлежит прокуратуре. В случае если такой ордер и направлен прокуратурой, то в аппарате НЦБ он еще не зарегистрирован".
***
Акционеры ЮКОСа - кто где
Накануне ареста Михаила Ходорковского самый крупный пакет акций ЮКОСа - 61,01% - контролировался гибралтарской Group Menatep Limited. Самому Ходорковскому (находится в заключении) принадлежало 9,65% акций Group Menatep. Кроме того, он же являлся единственным выгодоприобретателем специального трастового фонда группы на 50% ее акций. Таким образом, Ходорковский контролировал 35,8% ЮКОСа, однако, как выяснилось только в январе, незадолго до ареста он перестал владеть этим пакетом. Остальные акции Group Menatep распределяются следующим образом: ректор РГГУ Леонид Невзлин (проживает в Израиле) - 8% (что соответствует 4,8% ЮКОСа), гендиректор группы "МЕНАТЕП" Платон Лебедев (в заключении), депутат Владимир Дубов (вне России), президент "ЮКОС РМ" Михаил Брудно (предположительно вне России) и кандидат в сенаторы от Эвенкии Василий Шахновский (в России) - по 7% (4,2% ЮКОСа)».
Локотецкая Мария, «Газета», 22.01.2004