Московский гарнизонный военный суд приговорил экс-начальника московского уголовного розыска Виктора Трутнева к пяти годам условно с трёхлетним испытательным сроком и назначил штраф в 750 тысяч рублей. Сообщники Трутнева, бывшие сотрудники ФСБ, также получили условные сроки. Судья Виталий Чижик признал подсудимых виновными в покушении на мошенничество (ст.30, ч. 4 ст. 159 УК РФ). Следствие обвиняло бывших силовиков в передаче взятки в $70 тысяч.
Гособвинение просило на прениях 10 лет заключения для Трутнева и 7-8 лет для бывших чекистов. Однако подсудимые, можно сказать, отделались лёгким испугом. Бывший начальник Балашихинского межрайонного отдела УФСБ Денис Семёнов получил четыре года условно с трёхлетним испытательным сроком и штрафом в 550 тысяч рублей. Экс-оперативник отделения Алексей Винокуров приговорен к трём годам условно с годом испытательного срока и к штрафу в 200 тысяч рублей. Коллеге Винокурова Артуру Юсуфову судья назначил 4,6 лет условно с трёхлетним испытательным сроком и штраф в полмиллиона рублей. Домашние аресты суд заменил подписками о невыезде.
Суд переквалифицировал обвинение на менее тяжкое преступление, так как обвиняемые не располагали полномочиями, необходимыми для решения вопроса взяткодателя. Действия же последнего судья Виталий Чижик посчитал провокационными. Также суд учёл ряд смягчающих обстоятельств: госнаграды подсудимых, их возраст, сотрудничество со следствием и другие. Защитник Артара Юсуфова Александр Погодин назвал вердикт объективным и компромиссным, учитывающим аргументы как обвинения, так и защиты.
Расследованием занимался 51-й военный следственный отдел СКР по Москве по заявлению учредителя ООО «Трансэко» Алексея Быстрова. Гендиректор компании Юрий Корнилов проходил обвиняемым в деле о хищении 2 млрд рублей (ч. 4 ст. 159 УК РФ), которые «Транскэко» получила в 2011-2013 годах от РЖД на утилизацию отслуживших своё железнодорожных шпал из дерева. По версии следствия, Быстров искал способы прекратить уголовное преследование своего подчинённого и рассказал об этом знакомому Артуру Юсуфову, а тот через Винокурова вышел на Трутнева, который обратился к Семёнову.
Как установило следствие, стороны договорились сначала о передаче 100 тысяч евро, а потом повысили ставку ещё на 20 тысяч, так как дело якобы было заказное и находилось на особом контроле. Взятку предполагалось разбить пополам и занести неустановленным лицам в МВД и ФСБ. Юсуфов предложил Быстрову положить деньги в банковскую ячейку, чтобы избежать обмана со стороны Винокурова. После получения денег экс-силовики обещали прекратить уголовное дело Корнилова в течение двух-трёх недель. Предприниматель же подал в ФСБ заявление о вымогательстве.
Все передачи денег проводились под контролем правоохранительных органов, а валюта была перемешана с муляжом и помечена люминесцентной краской. Сначала задержали оперативника Балашихинского межрайонного отдела УФСБ Алексея Винокурова при получении $70 тысяч. Чекист пошёл на сотрудничество со следствием и под их контролем поочередно договорился о встречах с коллегой-оперативником Артуром Юсуфовым и начальником Балашихинского межрайонного отдела УФСБ Денисом Семёновым. Операции проводились с 18 июня 2017 года.
В ноябре, посредник, экс-начальник московского уголовного розыска Виктор Трутнев дал показания как свидетель, но уже 31 января 2018 года генерала-майора в отставке задержали и спустя несколько дней поместили в СИЗО. При даче показаний Денис Семёнов рассказал, что согласился содействовать Трутневу в преступлении, потому что тот был «авторитетом и отцом» для чекиста. Защита отставного генерала утверждает, что Виктор Трутнев только передал Быстрову контакты Семёнова. Следствие утверждает, что Трутнев обещал предпринимателю проконтролировать передачу взятки.
Помимо показаний обвиняемых и пострадавшей стороны следователи располагали видеозаписями встреч подсудимых и биллингом их телефонных соединений в мае-июне 2017 года. Кроме того, против Трутнева дал показания, как сообщает «Коммерсантъ», оперативник ФСБ Роман Надеждин ― фигурант расследования о получении руководством 7-го межрайонного управления ФСБ трёхмиллионной взятки от директора АО «Научно-исследовательский технологический институт им. П. И. Снегирева» Игоря Григорьева. Как рассказывало издание, Григорьев фиктивно трудоустраивал сотрудников в институт и мог попасть в тюрьму за мошенничество или растрату, и чекисты предложили молчание за вознаграждение.
В апреле 2018 года Московский гарнизонный военный суд признал начальника 7-го межрайонного управления ФСБ подполковника Алексея Гонтаренко, его заместителя полковника Алексея Круглова и оперативника Надеждина виновными в получении взятки группой лиц по предварительному сговору (ч. 5 ст. 290 УК РФ). Надеждин сотрудничал со следствием и получил шесть лет условно, а его руководители Круглов и Гонтаренко ― девять и шесть лет в колонии строгого режима. Трутневу обвинение так и не предъявили, зато он же всплыл в другой истории ― железнодорожной.
Как пишет «Коммерсантъ», вместо утилизации высокотоксичных шпал ООО «Трансэко» складировало их на арендуемых площадках и либо просто сжигала, либо продавала населению. Нарушение выявил Росприроднадзор, после чего расследованием занялись сотрудники ГСУ ГУ МВД по Москве.
Начальника отдела по надзору в сфере транспортного законодательства Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Дениса Евдокимова Мещанский суд Москвы приговорил к восьми годам колонии и штрафу в 350 тысяч рублей за умалчивание о незаконном хранении отходов третьего класса опасности. Компания «Трансэко» признана Арбитражным судом Пермского края банкротом в июне 2014 года, весной 2016 года завершено конкурсное производство. Расплатиться с кредиторами должник не смог.
Экс-начальник МУРа Виктор Трутнев попал под суд только в этом году. Защита просила выпустить генерал-майора под залог в 1,5 млн рублей, на что представитель военный прокуратуры предоставил данные о продаже обвиняемым имущества стоимостью 20 млн рублей и наличии заграничного жилья. На свободе, по мнению следствия, Трутнев мог бы воспользоваться своей состоянием для влияния на ход расследования или сбежать в Болгарию, куда неоднократно выезжал ранее.
Как сообщает РБК, с 10 по 20 февраля Трутнев продал три квартиры стоимостью 6-7 млн рублей каждая и Volvo XC90 2015 года выпуска. Кроме того, на конец 2017 года у Трутнева числилось 10 земельных участков, а у его супруги ― несколько объектов недвижимости в Болгарии, рассказал суду следователь Антон Ластовский. Впрочем, уже в середине марта Трутнев и другие фигуранты вышли из СИЗО под домашний арест.
Генерал-майор в отставке Виктор Трутнев начинал трудовой путь с простого оперативника и быстро дослужился до начальника УВД по ЮВАО Москвы, затем возглавлял московский уголовный розыск с 2001 по 2003 годы, потом по 2011 год занимал руководящие должности в полиции по САО и СВАО Москвы. С 2013 года работал проректором Московского городского военного университета, позже перешёл в бизнес ― был советником главы компании «Зодчий» и заместителем президента «Объединенного консультанта». По словам Трутнева, он лично вывел около 200 человек из захваченного террористами «Норд-Оста», за что получил орден Мужества, и способствовал поимке и осуждению членов Ореховской ОПГ. Видимо, уголовное дело Трутнева ― это тот случай, когда Родина помнит своих героев.