Ликвидация фонда «Пятое время года» по представлению Минюста РФ вскрыла странную вещь – исчезновение 100 миллионов рублей, пожертвованных на «избирательную кампанию» ранее судимого Алексея Навального. И если на юридические аспекты решения Мещанского районного суда Москвы о закрытии фонда, возглавляемого соратником Навального Леонидом Волковым, защита фонда смогла озвучить хоть какие-то возражения, то финансовую сторону этого дела они даже не оспаривали. На Ruposters.ru в материале «Фонд, который лопнул: куда Навальный дел 100 миллионов пожертвований» юрист и член Общественной палаты России Илья Ремесло обнародовал документы Минюста, которые проясняют, кем и сколько было реально собрано и потрачено денег на кампанию Навального и почему официальным отчетам Волкова о тратах пожертвований нельзя доверять.
Илья Ремесло кратко напоминает суть некоторых нарушений, выявленных Минюстом. Среди прочих - расходование Фондом денег на неуставную деятельность, что прямо запрещено пунктом 1 статьи 24 ФЗ «О НКО». Согласно уставу Фонда, его основной вид деятельности – поддержка СМИ. Вместо этого Фонд занимался финансированием политической кампании Навального. На это и указал Минюст. «Финансирование в неуставных целях не было разовым случаем, а носило системный характер и измерялось десятками миллионов рублей» - подчеркивает Илья Ремесло, изучивший материалы дела. Кроме того, «на суде и после него юристы Навального и сам Волков отрицали, что им перечисляли пожертвования биткоинами» - отмечает автор. Зачем отрицали – не совсем ясно, поскольку достаточно посмотреть отчёт самого Волкова о собранных деньгах, выложенный на его личном сайте, где на долю биткоинов приходится 20% всех пожертвований. Получилось, что общественности Волков и Навальный сообщили одно, а в суде – другое. И в том и другом случае просматривается попытка ввести в заблуждение или суд, или общественность, подсовывая некорректный отчёт. Впрочем, по мнению автора, «тут всего два варианта: или юристы Навального и Волков соврали про биткоины, или Леонид Волков действительно деньги никуда не пересылал, а решил оставить себе».
См. красочный отчёт Леонида Волкова, согласно которому в биткоинах он получил 42 млн 465 тысяч рублей:
Как напоминает Илья Ремесло, «схема сбора и трат пожертвований на кампанию Навального (со слов Волкова) выглядит так:
Шаг 1. Деньги поступают на счета Волкова;
Шаг 2. Они перечисляются на счета Фонда, подконтрольному Волкову;
Шаг 3. Оттуда они тратятся непосредственно на кампанию (аренда помещений штабов, зарплата работникам и т.п.)
Схема построена так, чтоб Алексей Навальный юридически не имел касательства к этим средствам. Скандалы с финансированием деятельности «борца с коррупцией» Навального за последние годы возникали неоднократно. Разумеется, Алексей Навальный пытался играть «в прозрачность», публиковал даже некие отчеты с красивыми картинками, списки отнюдь не бедных спонсоров, давно проживающих за пределами России, но получалось у него это не очень убедительно. Вот и на этот раз, в ходе судебного процесса вскрылись серьёзные финансовые нестыковки и «подставные жертвователи». Последние, не имея подтверждений по источникам серьёзных доходов, «залили» в фонд Навального от своего имени весьма крупные суммы. Более того, они оказались… сотрудниками ФБК, где Навальный, де-факто, публичное лицо организации.
«В материалах проверки Минюста есть раздел, посвященный финансово-хозяйственной деятельности Фонда. Минюст запросил у банков операции, которые производились Фондом, - приход и расход. Подчеркну: результаты проверки в этой части юристы Навального не оспаривали» - указывает автор. Из документов видны и цифры, и лица.
Выяснилось:
- с начала деятельности по 31 октября 2017 года на счета Фонда поступило 96 миллионов рублей;
- из этих 96 миллионов всего 47 миллионов пожертвовал лично Волков, на счета которого и собирались пожертвования на кампанию Навального;
- еще 4 миллиона поступило из другого счета Фонда в банке "Открытие";
- другие 4 миллиона пожертвовал глава ФБК Рубанов;
- и самое интересное: ещё 33 миллиона поступило от неких Шаведдинова Руслана Табризовича и Чехович Анны Михайловны.
Кто эти обеспеченные граждане, которые могут позволить себе пожертвовать полмиллиона долларов (даже больше по нынешнему курсу) на кампанию Навального? Вы удивитесь, но это сотрудники самого Навального.
Шаведдинов – пресс-секретарь кампании Навального и ведущий передачи «Кактус», Чехович – рядовая сотрудница московского штаба. Никакими иными значимыми источниками дохода они не располагают. Даже у директора ФБК Рубанова официальная зарплата не позволяет пожертвовать на кампанию 4 миллиона - это его доход за несколько лет работы. Шаведдинова и Чехович тем более сложно назвать обеспеченными людьми - их зарплаты едва ли более 70-80 тысяч рублей» - полагает Илья Ремесло. Собственно агентство FLB всегда ставило под сомнение факт существования армии жертвователей на нужды Навального (см.
«Кошелёк Навального-1» и «Кошелёк Навального-2» )
Все эти странности - сущие мелочи по сравнению с главным – «общей суммой 96 миллионов, которая, как мы выяснили, поступила на счет Фонда. Сравним эту сумму с официальным отчётом Волкова за тот же период. Согласно отчету Волкова, по состоянию на 31 октября они получили пожертвований на сумму 204 миллиона рублей. А на Фонд «Пятое время года», как мы видели выше, Волков к этому времени послал всего 47 миллионов. Где же потерялись остальные 100 с лишним миллионов? Дополнительная перепроверка финансовых показателей, через банковские документы показывает ровно ту же картину. Израсходовано было примерно столько же, сколько получено на счет, – 96 миллионов рублей.
Кроме того, согласно публичному отчету Волкова, было израсходовано более 195 миллионов, а согласно данным о расходах с банковского счета – всего 96. Недочёт на 100 миллионов. Не сходятся и данные о налогах: по сведениям из банка, они заплатили 7 миллионов рублей налогов и страховых взносов, а по отчету Волкова – почти 15 миллионов. «Какие могут быть объяснения этому расхождению? Ну, кроме самого простого, - что деньги на кампанию были просто растащены?» - задается вопросом автор, полагая, что в сложившейся ситуации просматривается статьи 159 УК РФ «Мошенничество». Хотя, по мнению Ильи Ремесло, Леонид Волков мог бы обнародовать вместо картинок-графиков, полную выписку со своих банковских счетов с расшифровкой и иные документы, объясняющие загадку исчезновения 100 миллионов рублей.
Кстати, 100 миллионов – это, видимо, любимая сумма Алексея Навального. Вспомните, что во время предвыборной кампании «Союза правых сил» из его фирмы «Аллект» исчезли неведомыми путями так же 100 миллионов рублей.