Генеральный директор РКС Геннадий Райкуновподтвердил, что ему известно об обвинениях, предъявленных сотрудникам РКС, но суть их комментировать отказался. Директор департамента СМИ и информационной политики Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Буренков заявил, что до окончания расследования в корпорации воздержится от комментариев».
«После отстранения Урличича в 2012 году его бывший заместитель Чимирис на протяжении нескольких месяцев был исполняющим обязанности гендиректора РКС. Кузенков занимался вопросами производства бортового оборудования для спутников. Оба они фигурирут вделе «Синертека» и других компаний, участвовавших в выполнении работ по ФЦП ГЛОНАСС, - сообщает в понедельник Лента.Ру.
В материалах следствия говорится, что, согласно отчетности «Синертека», в этой фирме трудились сотни человек. Но комиссия Роскосмоса выяснила, что «Синертек» 96 процентов работ выполнял при помощи сотрудников из РКС. В отчете Роскосмоса, в частности, описана схема начисления средств за настройку бортового оборудования, закупаемого во Франции для использования в спутниках «Глонасс». Проверяющие пообщались с экспертами, которых привлекали к данной работе, и пришли к выводу, что они в большей степени имитировали деятельность.
«Расследование дела "Синертека" и других компаний, участвовавших в выполнении работ по ФЦП ГЛОНАСС, было инициировано прежним руководителем РоскосмосаВладимиром Поповкиным, - Amic.Ru.
Позднее в деле появился еще один обвиняемый по ч. 4 ст. 159 УК РФ — сын Владимира Полишкарова Игорь Полишкаров, на тот момент супруг Елены Остапенко, дочери нынешнего руководителя Роскосмоса (она также работала в компании "Синертек"). В прошлом году Полишкаров-младший уехал из России и до сих пор не вернулся — следствие объявило его в международный розыск».
«Расследование тем временем идет своим чередом, и, по словам близкого к следствию источника, сейчас уже сформирован круг обвиняемых, близкий к окончательному. В него попали заместители Юрия Урличича, но не сам Урличич, хотя именно его руководство Роскосмоса в 2012 году называло создателем схем по освоению денег из ФЦП ГЛОНАСС и бенефициаром компаний, через которые проходили бюджетные деньги, - пишут в сегодняшнем номере «Известия».
По словам близкого к следствию источника, против самого Урличича у следствия нет улик — он не подписывал потенциально компрометирующих бумаг. Теперь Урличич может быть привлечен только в том случае, если против него дадут показания его бывшие подчиненные.
Если бывшие подчиненные не дадут на Юрия Урчилича показаний, то он «не при делах» - доказательств на него у следствия нет
Как утверждает близкий к следствию источник, Олег Остапенкопредпринимал усилия, чтобы не дать хода делу, фигурантом которого был его зять (уже не является — согласно сделанному ранее заявлению пресс-службы Роскосмоса, Елена Остапенко более в браке не состоит). Сам глава Роскосмоса версию о своем стремлении закрыть дело «Синертека» опровергает.
— Естественно, когда я стал руководителем [Федерального космического агентства в октябре 2013 года], я запросил информацию по всем делам, которые расследуются в ракетно-космической промышленности. И дело РКС с «Синертеком» интересовало меня постольку, поскольку там есть критическое влияние на ГЛОНАСС. Я не могу безразлично наблюдать, как в РКС не выполняются контракты по спецприборам для ГЛОНАСС, как заваливаются другие темы, а чуть я только что сделаю — меня обвиняют в попытке давления, — объясняет изданию Остапенко.
По мнению главы Роскосмоса, как попытка давления могла быть истолкована одна из его бесед с Райкуновым:
— Я единственное что спросил у Геннадия Геннадиевича, когда пришел в этот кабинет: «А какой ущерб был нанесен компании по делу «Синертека»?» Он ответил: «А никакого». На что я и говорю: «А что ж вы тогда молчите?» И это весь разговор, который у нас на эту тему был с Райкуновым.
Сам Райкунов не смог припомнить такого разговора с Остапенко:
— Не было такого, чтобы Олег Николаевич меня спрашивал об ущербе для РКС, а я ему отвечал, что ущерба никакого нет. Остальные моменты дела «Синертека» я пока не хотел бы комментировать.
31 января в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Минтранс подрулил к ГЛОНАСС» говорилось: «в «Российских космических системах» (РКС) сменят руководителя. Вместо Геннадия Райкунова главой организации станет директор департамента программ развития Минтранса Алексей Семёнов», - передавало радио «Русская служба новостей» (РСН).
«Руководитель ОАО "Российские космические системы" (РКС) Геннадий Райкунов может вскоре покинуть свой пост, его место, возможно, займет директор департамента программ развития Министерства транспорта Алексей Семенов, сообщало агентство «Интерфакс».
По данным источника в космической отрасли, вопрос по новой кандидатуре для РКС был согласован вице-премьером Дмитрием Рогозиным, главой "Ростеха" Сергеем Чемезовым и руководителем Роскосмоса Олегом Остапенко в начале этой недели. Однако, как заявил источник издания в аппарате правительства, смена может растянуться и до марта».
“Алексей Семенов эту информацию не опровергал, но от комментариев воздержался, подчеркнув, что никаких формальных действий по его назначению пока не осуществлено. В РКС информацию оставили без комментариев, так же поступили в Роскосмосе. Помощник Рогозина Никита Анисимов сообщил, что не располагает информацией о грядущей смене руководства в РКС», - отмечало издание Полит.Ру.
“В РКС признают, что Райкунов, несмотря на перестроенную несколько раз схему закупок, больших успехов достичь не смог: срывались сроки поставок оборудования, военные предъявляли много претензий по качеству аппаратуры”, - сообщали Аргументы.Ру.
Геннадию Райкунову не удалось добиться успехов в космосе
— По большей части поставок оборудования сроки срываются, по качеству аппаратуры огромные претензии со стороны военных. По некоторым программам военные вынуждены переходить на импортные комплектующие, например это касается ретрансляторов, — говорил помощник вице-премьера Дмитрия Рогозина Никита Анисимов.
Нельзя сказать, что неблестящее состояние дел в РКС — заслуга лично Райкунова. В конце 2012 года в интервью «Известиям» являвшийся в то время руководителем Роскосмоса Владимир Поповкин заявил: «По деятельности РКС у нас очень много вопросов. В эту структуру входит Институт космического приборостроения, а это настолько проблемный для нас участок, что мы вынуждены были уйти на западный рынок и покупать там оборудование управления, ретрансляции».
Близкий к РКС источник сообщил, что Райкунову пока не предложено какой-то должности взамен и он, вполне возможно, попытается защитить свой нынешний пост.
— У Райкунова есть связи на Старой площади, хорошие отношения с руководством РАН, при желании он способен грамотно организовать защиту и какое-то время сопротивляться своему увольнению. РКС ведь акционерная компания и уволить ее руководителя — достаточно хлопотное мероприятие, — отмечал собеседник издания.
Информированный источник в Роскосмосе объяснял, что в космическом агентстве такое сопротивление нынешнего руководителя РКС предусмотрели, поэтому еще на прошлой неделе на бывшее место работы Райкунова, в королёвский ЦНИИМаш (головная научная организация Роскосмоса), была направлена комиссия Роскосмоса.
— Там есть что покопать, — уверен собеседник издания в космической агентстве. — Например, есть такая НИР «Магистраль», бюджет которой примерно 2 млрд, а результат стабильно близок к нулю на протяжении ряда лет.
Алексея Семенова работавшие в ним коллеги и партнеры характеризуют как грамотного, работоспособного и современно мыслящего чиновника. Он хорошо знаком с космической тематикой: со стороны Минтранса курировал строительство системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-Глонасс».
— Семенов участвовал в разработке идеологии внедрения технологий спутниковой системы «Гонец» в транспортный комплекс, — говорил гендиректор «Гонца» Дмитрий Баканов. — Этот специалист максимально нацелен на внедрение инновационных, в том числе космических, технологий в транспортный комплекс»».