FLB: В ранних показаниях свидетелей защиты, которые упорно не являются в суд, нашлась «главная сенсация» в деле об убийстве известной журналистки
"“Бывший московский оперативник Дмитрий Павлюченков, который выступает в качестве главного свидетеля обвинения по делу об убийстве журналистки Анны Политковской, мог заказать убийство из-за невыплаченного долга, - пишут 9 апреля “Аргументы и факты” .
Ранние показания некоторых из свидетелей защиты, которые так и не явились в суд, кардинально меняют роль бывшего столичного оперативника Дмитрия Павлюченкова в этом преступлении. На следствии они дали показания, что милиционер готовил убийство журналистки.
Бизнесмены Сергей Гостюнин и Дмитрий Сложеникин якобы дали показания, что Павлюченков говорил о заказе на убийство «журналистки, писательницы». По их словам, он предложил бизнесменам свою помощь в назначении их друзей на высокие должности и взял за этого $120 тысяч, однако помогать не стал и деньги не вернул. Позже он якобы рассказал мужчинам, что получил заказ на устранение некой«писательницы, журналистки», которая живет в Москве около гостиницы «Минск», и вознаграждение не только покроет его долг, но и даст бизнесменам возможность заработать».
Дело Политковской раскрыто именно благодаря показаниям Павлюченкова, однако в суде всплыли показания, что именно он мог быть основным организатором убийсттва
“Настоящей сенсацией могли стать показания двух свидетелей — бизнесменов Сергея Гостюнина и Дмитрия Сложеникина, - пишут в среду «Известия».
На предварительном следствии они рассказывали о том, что Павлюченков говорил о заказе на убийство «журналистки, писательницы». Согласно их показаниям, в 2003–2004 годах Павлюченков предложил Сложеникину свою помощь в назначении сотрудника ФСБПавла Рягузована должность начальника подразделения подмосковного Волоколамска, запросив за это $20 тыс. Тогда же Павлюченков предложил другому приятелю бизнесмена, Игорю Петропавлову, решить вопрос с назначением на высокий пост в «Газпроме» за $100 тыс. Бизнесмены поверили ему и передали $120 тыс. Вскоре стало понятно, что никаких назначений не будет, после чего они стали требовать от Павлюченкова возврата денег. Он пообещал сделать это позже.
В июне 2006 года, как рассказали свидетели, они пришли на встречу с Павлом Рягузовым в столичное кафе «Сверчок». К ним там присоединился Павлюченков. Когда Рягузов ушел, они вновь напомнили оперативнику о долгах. По их словам, Павлюченков рассказал им, что получил заказ на устранение одной «писательницы, журналистки», которая живет в Москве около гостиницы «Минск», на Тверской улице (Анна Политковская жила неподалеку — на улице Лесной). Милиционер якобы пояснил, что если они найдут людей, которые согласятся исполнить этот заказ, то вознаграждение не только покроет весь его долг, но и даст им возможность хорошо заработать. Бизнесмены отказались от этого предложения.
В марте 2007 года один из свидетелей встретился в кафе «Хмель» около станции метро «Южная» с водителем Павлюченкова Максимом Червоней Оглы, который рассказал, что шеф поручил ему убить некоего Хаджика. Бизнесмен вызвал в кафе Сергея Хаджикурбанова, которому и пересказал планы Павлюченкова. В ответ оперативник признался Червоне Оглы в том, что он и есть Хаджик.
Несколько дней назад на заседании Мосгорсуда Максим Червоня Оглы подтвердил показания свидетелей, заявив, что Павлюченков действительно встречался при нем в кафе с двумя бизнесменами, которым был должен денег, и предложил им за вознаграждение убить журналистку.
Адвокат Хаджикурбанова Алексей Михальчик подтвердил изданию наличие в деле таких показаний.
— На предварительном следствии некоторые свидетели действительно давали показания о том, что Павлюченков самостоятельно искал исполнителей убийства журналистки, — рассказал Алексей Михальчик.
Защитник Павлюченкова отвергает все подозрения в его адрес.
— Я официально заявляю, что следствие по делу было проведено качественно и тщательно, исследовались и проверялись абсолютно все версии убийства Анны Политковской, в том числе и эта, однако ни одна из них не нашла своего подтверждения, — заявил изданию адвокат Карен Нерсисян. — Версию о причастности Павлюченкова к поиску киллеров запустили другие обвиняемые, чтобы отвести от себя подозрения.
Как сообщалось ранее, раскрыть убийство Политковской удалось благодаряпоказаниям Павлюченкова, который стал сотрудничать со следствием. По версии следствия, оперативник был одним из организаторов этого убийства: получив от неизвестного до сих пор заказчика $150 тыс., он организовал слежку за журналисткой силами своих подчиненных, а также передал Махмудовым пистолет, из которого она была убита. 14 декабря 2012 года Мосгорсуд признал его виновным в организации убийства журналистки и приговорил к 11 годам строгого режима».
«В Московском городском суде подсудимые, обвиняемые в убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, отказались от дачи показаний, несмотря на то, что ранее заявляли о намерении представить суду свою версию событий», - сообщал накануне "Кавказский узел".
«В связи с отказом от дачи показаний обвиняемыми адвокаты заявили ходатайство об оглашении ранних допросовДжабраила и Ибрагима Махмудовых, а также Сергея Хаджикурбанова.
При этом адвокат Мурад Мусаев огласил некоторые документы по делу Джабраила и Ибрагима Махмудовых, в которых подсудимыми отрицается участие в убийстве Политковской».
“Со свидетелями у защиты на суде по делу об убийстве журналистки Анны Политковской по-прежнему туго. 7 апреля в очередной раз никто из свидетелей защиты не явился, - писала ранее в “Новой газете” судебный репортер Вера Челищева.
Впрочем, в этом «аквариум» и адвокаты обвиняли судью, мол, это он «формально» подошел к вызову свидетелей. Хотя судья разослал повестки всем, кого указала защита в качестве свидетелей. Но в понимании защиты, председательствующий должен доставлять свидетелей приводом. Однако судья Павел Мелехин так не считал и соответствующие ходатайства о приводе отклонял. На этих отказах защита сейчас и строит свою позицию в суде: мол, нарушение за нарушением, суд пристрастен.
- Почему свидетелей не вызываете? Что утаиваете? – театрально спрашивал председательствующего подсудимый Рустам Махмудов.
О еще одном блоке «нарушений» защита заговорила в связи с повторным отказом Мелехина допрашивать подсудимых в суде с использованием полиграфа. И хотя исследование на полиграфе относится к экспертизам и может проводиться во время следствия, но никак не во время судебного разбирательства, адвокаты – прежде всего Мурад Мусаев - все равно настаивали. Без полиграфа почему-то давать показания подсудимые не хотели. Отказы судьи выливались в шумные скандалы, перепалки защиты и с судьей, и с прокурорами. «Аквариум», как всегда переходил на личности, не отставал и адвокат Мусаев. С самого утра защита буквально «топила» суд заведомо безосновательными ходатайствами и возражениями на действия председательствующего после того, как он эти ходатайства отклонял. Присяжные все это время сидели в своей комнате, а когда вышли, то сразу же были вынуждены уйти обратно - адвокат Мусаев в нарушение закона (при присяжных процессуальные моменты обсуждать запрещено) сообщил им, что, вот судья не разрешил его подзащитным давать показания с использованием полиграфа. Однако не пояснил адвокат, почему фигуранты дела не могут дать показания как все нормальные подсудимые.
Еще одно ходатайство касалось истребования из ФСБпрослушки телефонных переговоров Лом-Али Гайтукаева за 2006 год (органы его тогда «слушали» в рамках уголовного дела о покушении на украинского бизнесмена Геннадия Корбана). Нечто нехорошее видела защита в том, что прослушку за определенный период 2006 года обвинение в суд представило, а вот за остальные месяцы – нет.
- Мы хотим понять, общался ли Гайтукаев с кем-то из убийц Анны Политковской или нет, - поясняла свою просьбу защита.
- Диалоги, который вел Гайтукаев, имеют неоценимое доказательное значение. Мы вынуждены восполнять пробелы следствия, чтобы понять, кто убил Анну Политковскую и кто причастен к этому преступлению, - говорил адвокат Сергея Хаджикурбанова Алексей Михальчик.
Прокурор Мария Семененко объясняла: в суде как раз и оглашались прослушки, имеющие отношение к делу. В оглашении прослушек за другой период 2006 года нет смысла – с делом Политковской они не связаны.
Судья ходатайство не удовлетворил и получил очередные возражения на свои «действия».
- Какие у Вас будут доказательства? – наконец спросил защитников Павел Мелехин. В ответ ему заявили еще ряд возражений, а затем огласили показания подсудимых на следствии. Правда, адвокат Мусаев подчеркнул: давать показания «аквариум» не отказывается, просто отказывается делать это«на данной стадии процесса».
До конца дня в присутствии присяжных эти показания и оглашали. Никто из подсудимых вины своей в убийстве Политковской не признавал».