«Следственный комитет России объявил о завершении расследования дела об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. На скамье подсудимых окажутся пять человек - предполагаемые организаторы, пособники и непосредственный исполнитель убийства. Во время первого процесса в 2009 году в военном суде присяжные оправдали троих из них. Теперь следствие сменило тактику: если дело утвердит Генпрокуратура, его направят в «гражданский» суд, а первым будут судить главного свидетеля Дмитрия Павлюченкова, который уже признал себя виновным. Расчет строится на том, что в случае признания его вины, остальные фигуранты дела также могут получить обвинительный приговор, - пишут 16 октября «Известия».
По данным «Известий», расследование дела Анны Политковской было завершено еще неделю назад. Обвинения были предъявлены предполагаемым организаторам убийства - бывшему оперативнику столичного УБОП Сергею Хаджикурбанову, криминальному авторитету Лом-Али Гайтукаеву, а также трем племянникам последнего, братьям Ибрагиму, Джабраилу и Рустаму Махмудовым. Чуть раньше обвинения были предъявлены и бывшему руководителю секретного подразделения столичного ГУВД Дмитрию Павлюченову. Он заключил сделку со следствием, поэтому его дело было выделено в отдельное производство и первым отправится в суд.
Хаджикурбанов и два брата Махмудовы уже были участниками первого судебного процесса по делу об убийстве Политковской, который проходил в 2008-2009 годах в Московском окружном военном суде. Тогда коллегия присяжных их полностью оправдала. Рустам Махмудов в то время находился в бегах, Лом-Али Гайтукаев формально не имел никакого отношения к этому делу, а Павлюченков на том процессе выступал в качестве потерпевшего.
После оправдания всех обвиняемых в 2009 году, семья Политковской и их адвокаты единодушно поддержали решение присяжных и высказали немало претензий в адрес следствия, которое, по их мнению, отправило в суд дело «сырым». К тому же, их в первую очередь интересовало, кто заказал Политковскую. Следствие ответить на этот вопрос так и не смогло.
Теперь, по версии следствия, картина убийства журналистки выглядела так: Гайтукаев был организатором преступления и в 2006 году он создал организованную группу, в которую вошли его племянники, а также Хаджикурбанов и Дмитрий Павлюченков. Первый якобы осуществлял контролировал всех участников группы, а второй - собирал информацию о передвижениях Политковской. 7 октября 2006 года братья Махмудовы устроили засаду неподалеку от дома журналистки на улице Лесной. Увидев, как Политковская паркуется около дома, Ибрагим Махмудов сообщил об этом своему брату Джабраилу, а тот в свою очередь Рустаму, который вошел в подъезд дома, где она проживала. Когда журналистка вошла в лифт, Рустам Махмудов расстрелял ее из пистолета.
Что касается заказчиков убийства Политковской, то, как рассказал следствию Павлюченков, ими якобы были опальный бизнесмен Борис Березовский и бывший лидер чеченских боевиков Ахмед Закаев. Однако, семья Политковской считает, что Следственный комитет не раскрыл дело.
- Пока заказчик убийства не установлен, мы не можем считать дело раскрытым, - заявила "Известиям" адвокат семьи журналистки Анна Ставицкая.
Следствие учло итоги первого провального процесса и теперь изменило тактику. Первым в суд будет направлено дело Павлюченкова, который полностью признал свою вину, заключил сделку со следствием и в обмен на показания против других фигурантов дела, теперь рассчитывает на более мягкое наказание. Судить его будут обычным судом, без участия присяжных. Расчет у следствия простой: согласно обвинению, Павлюченков входил в организованную группу, поэтому если он будет признан виновным, то осудить других обвиняемых на этом основании будет проще.
- В последнее время этот прием стал излюбленным у следователей, - заявил "Известиям" адвокат Дмитрий Аграновский. - Один из фигурантов дела полностью признает вину, заключает "сделку", получает меньший срок, а затем его показания являются основным козырем обвинения на процессе остальных обвиняемых.
По его словам, такую схему СКР применило в "Болотном деле", где он представляет интересы одного из обвиняемых.
Адвокат предполагаемого киллера Рустама Махмудова Дарья Тренина также заявила "Известиям", что подобную тактику СКР использует часто.
- Стороне обвинения так проще работать, тем более закон это позволяет делать, - пояснила адвокат, отметив, что пока не может даже предположить как показания Павлюченкова скажутся на исходе основного процесса.
В отличие от первого процесса, суд над остальными фигурантами дела Политковской будет проходить в «гражданском» Мосгорсуде, где имеется большой опыт ведения процессов с участием судов присяжных. Согласно статистике, народные заседатели выносят здесь оправдательный приговор по каждому пятому делу.
Все обвиняемые уже заявили, что они будут просить суд присяжных. Например, в недавнем интервью «Известиям» Хаджикурбанов заявил, что только в этом случае он видит шанс доказать свою невиновность.
Все судьи Мосгорсуда вели процессы по резонансным делам, поэтому «отписать» дело Политковской могут любому из них.
Известный адвокат Дмитрий Аграновский поясняет, что в адвокатском сложилась неоднозначная репутация о судах присяжных Мосгорсуда.
- Мои коллеги проводили исследования и отмечали неприятную тенденцию - попытки подбора "нужных" присяжных для достижения обвинительного вердикта, - заявил Аграновский. - Про военные суды, кстати, такой информации у них не было.
По его мнению, признательные показания Павлюченкова вряд ли окажут какое-то влияние на присяжных.
- Вообще так и должно быть. Павлюченков раньше менял свои показания, но, к сожалению, профессиональные судьи это не учитывают, - пояснил адвокат. - С присяжными такой номер не пройдет. Они обязательно это учтут при вынесении решения.
Адвокат Хаджикурбанова Алексей Михальчик также признался, что в Мосгорсуде ему будет трудее доказать невиновность своего подзащитного.
- Нас явно ждет острое противостояние с судьей, хотя и надеюсь на полное оправдание Хаджикурбанова, - пояснил защитник.
По словам адвоката, само уголовное дело существенно "похудело" по сравнению с прошлым процессом. В частности за счет того, что на этот раз следователи убрали из материалов документы, касавшиеся отработки других версий происшедшего, которые занимали 15 томов».
Неделю назад в публикации “Не выполнил условий сделки” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «дети Анны Политковской — Вера и Илья — выступили с заявлением о необходимости расторжения сделки со следствием.
«Сегодня нами было подано ходатайство в Следственный комитет и в Генеральную прокуратуру о необходимости расторжения сделки со следствием, которую заключил Дмитрий Павлюченков, обвиняемый в убийстве нашей мамы. Ознакомившись с материалами его уголовного дела, мы пришли к убеждению, что он не выполнил взятые на себя обязательства и должен оказаться на одной скамье подсудимых со всеми другими. И это должен быть один открытый процесс под контролем общественности и СМИ.
Не ставя под сомнение показания Павлюченкова о причастности к убийству других членов преступной группы, поскольку они подтверждаются собранными по делу доказательствами, мы тем не менее уверены в том, что Павлюченков, в надежде избежать сурового приговора, попытался существенно принизить свою роль в преступлении, а также — предложить следствию «политически мотивированную», но ничем не подтвержденную версию о заказчике убийства. Подполковник МВД Павлюченков — не напуганный соучастник, а один из непосредственных организаторов убийства, использовавший свои служебные полномочия и возможности для расправы над нашей мамой. Поэтому мы требуем расторжения сделки со следствием, объединения уголовных дел в одно производство и, повторяем, — открытого и гласного судебного процесса, по результатам которого, если вина обвиняемых будет доказана, все они — и Павлюченков в том числе — должны понести наказание, соразмерное совершенному ими, без какого бы то ни было снисхождения”. Вера Политковская, Илья Политковский
Необходимые пояснения от редакции
8 октября Вера и Илья Политковские вместе со своими адвокатами — Каринной Москаленко, Анной Ставицкой и Романом Карпинским — подписали протокол ознакомления с материалами первого из уголовных дел, возбужденных в отношении убийц обозревателя «Новой газеты». Это дело касается лишь одного человека — бывшего подполковника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, который пошел на сделку со следствием, и теперь его должны судить особым порядком — то есть не вдаваясь в подробности и в закрытом режиме. Именно этому и пытаются воспротивиться Илья и Вера.
Реакция Следственного комитета последовала незамедлительно: как сообщил официальный представитель ведомства Владимир Маркин, следствие не видит оснований для расторжения сделки. И 9 октября Павлюченков начнет читать свое дело, на что, по словам адвоката Карена Нерсесяна, также полагающего, что его клиент выполнил все взятые на себя обязательства, потребуется дней десять. Таким образом, можно предположить, что к концу октября материалы будут переданы в суд.
Однако не все так просто. Да, как заметил Владимир Маркин, Павлюченков начал давать показания по другому уголовному делу, но к уже заключенной досудебной сделке формально это не имеет никакого отношения. В документе, подписанном замом генерального прокурора Виктором Гринем, речь идет исключительно об убийстве Анны Политковской, и «бонус» по делу Полу Хлебникова, который предложил правоохранительным органам Павлюченков, должен быть оформлен в отдельное соглашение. Ко всему прочему принимать решение по ходатайству Веры и Ильи Политковских будет не Следственный комитет, а Генеральная прокуратура, которая, однако, тоже далеко не последняя инстанция. Ничто не мешает потерпевшим поставить вопрос о расторжении сделки непосредственно в суде, а потом оспаривать его решение в кассационной и надзорной инстанциях.
Хотя, действительно, согласно законодательству, мнение потерпевших о том, насколько исполнено досудебное соглашение со следствием, может не учитываться, поскольку носит рекомендательный характер. Подобную нелепость, существенно ограничивающую права людей, потерявших своих близких, затвердил и Конституционный суд. Так что в этом правовом контексте судьба ходатайства Веры и Ильи Политковских, казалось бы, предрешена. Но стоит все же дождаться не заявлений пресс-служб, а процессуальных документов: ведь это уголовное дело — более чем принципиальное для российских властей.
Если сделку все-таки расторгнут, то дело Павлюченкова будет соединено с «большим делом», обвиняемыми по которому проходят Рустам, Джабраил и Ибрагим Махмудовы, Сергей Хаджикурбанов и Лом-Али Гайтукаев. Сроки следствия по этому делу практически вышли. Как стало известно «Новой», уже на этой неделе потерпевшим и их адвокатам могут быть переданы для ознакомления более 30 его томов. Не позже 30 октября должны начать «читку» и обвиняемые. Столь жесткие сроки связаны с тем, что 30 ноября 2012 года истекает предельно допустимый срок заключения под стражу предполагаемого киллера — Рустама Махмудова. Сам же «большой процесс» начнется в Мосгорсуде не ранее января будущего года и, по всей видимости, с участием коллегии присяжных», - пишет “Новая газета” в № 115 от 10 октября 2012 г.
О деталях технологии слежки за Анной Политковской смотрите , - пишет здесь
Читайте также на эту тему: «В деле Политковской распределили роли», «Участник убийства ушел домой», «Посредник привел к Березовскому», «В деле Политковской «не осталось сомнений», «Хаджикурбанов подал голос», «Органы» не разобрали по-чеченски», «Дело Политковской» теряет обвиняемых», «Галерист «от Березовского» «заказал» Политковскую».
|