В Мосгорсуде прошел очередной процесс по делу об убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской. Происходящее в процессе и ранее, и теперь можно охарактеризовать словами адвоката Анны Ставицкой: «Пока вместо процесса происходит какой-то скандал».
Назначенное на 10 утра судебное заседание, по сложившейся в Мосгорсуде традиции, вновь было задержано почти на полчаса. Началось слушание с рапорта дамы-судебного пристава Кристины Мальцевой, известной журналистам по процессу над Юсупом Темерхановым, позже осужденным в убийстве Юрия Буданова (тогда за месяцы процесса по требованию пристава Кристины из зала были удалены более десятка журналистов и присутствующих), в котором она ходатайствовала перед судьей об исключении из коллегии присяжных одного из участников.
В связи с этим, в возникшей на процессе суете подсудимый Сергей Хаджикурбанов стал громко протестовать, из-за чего был удален из зала суда до конца заседания.
Планировалось, что гособвинение начнет представлять доказательства вины. Однако вместо этого в самом начале судебного слушания судья вызвал к своему столу адвокатов, прокуроров и представителей потерпевших вместе с присяжной N 12.
После небольшого совещания, суть которого осталась скрыта от присутствующих, было объявлено о том, что якобы присяжная N 12 позволила себе публичное высказывание оценочного характера 12 сентября о том, что: «ведь все равно посадят». Свидетелем высказывания выступила пристав Кристина Мальцева, которую суд дополнительно допросил в отсутствии присяжных заседателей.
По ее словам, присяжная N 1, выходя из зала суда, высказала мнение вслух о том, что подсудимый Хаджикурбанов почему-то молчит, на что якобы присяжная N 12 в присутствии остальных присяжных сказала: «он понял, что ему кранты и их все равно всех посадят».
Адвокат подсудимого Мурад Мусаев, потребовал суд просмотреть видеозапись, производившуюся в зале суда 12 сентября, чтобы понять – были ли произнесены эти слова и могли ли слышать их остальные присяжные. Однако гособвинитель Борис Локтионов решительно запротестовал. По его мнению, пристав не могла такого придумать, так как в этом нет никакой целесообразности, а в целях объективности он предложил вывести присяжную N 12 из процесса.
Его поддержала и второй прокурор по делу – Мария Семененко (выступавшая ранее гособвинителем по делу об убийстве Юрия Буданова, когда адвокат Мурад Мусаев был ее оппонентом – защитником подсудимого Юсупа Темерханова).
По словам Семененко, даже несмотря на то, что присяжная, по сути, высказалась в пользу гособвинения, для чистоты вердикта ее все же следует исключить из коллегии.
Судья Павел Мелехин принял решение об отводе ходатайства Мусаева об исследовании видеозаписи из зала суда от 12 сентября. Несколькими минутами позже он принял решение поддержать требования пристава и гособвинения – удалить из процесса присяжную N 12.
Сам адвокат Мурад Мусаев о происходящем в ходе заседании в Мосгорсуде высказался следующим образом:
«Председательствующий судья сообщает, что к нему с рапортом обратилась судебный пристав Кристина Мальцева - та самая девушка, которая обычно бросается на участников процесса и журналистов в здании суда, которую посетители процессов и адвокаты между собой называют «больной».
Рапорт гласит, что в минувший четверг присяжный заседатель N 12 при выходе из здания суда высказала заседателю N 1 свое мнение по уголовному делу. Это якобы слышали присяжные N 5 и N 11.
Суд приглашает присяжного N 12. Интеллигентная женщина чуть за 50, юрист-цивилист, на вопрос суда о событиях, описанных в рапорте пристава, сообщает, что ничего такого не было. Игнорируя здравый смысл и презумпцию добропорядочности присяжного заседателя, прокуроры требуют вывести заседателя N 12 из состава коллегии.
Защита и представитель потерпевших возражают. Мы, конечно, больше верим присяжному заседателю, чем печально известному судебному приставу. Просим, по крайней мере, поинтересоваться у остальных присяжных, имел ли место диалог, описанный Мальцевой. Судья отказывает нам. Просим просмотреть записи с камер наблюдения, установленных у выхода из суда. Снова отказ. Просим выяснить, на каком основании приставы следят за присяжными и подслушивают их разговоры. Бесполезно.
Короче говоря, комбинация наших оппонентов, наверняка, заранее согласованная с судом, удалась: председательствующий судья удалил присяжного N 12 из коллегии «за нарушение закона» - подвел итог Мурад Мусаев.
В целом же, заседание, если не брать в расчет скандальные моменты с удалением присяжной и подсудимого, присутствующие назвали «скучным».
Следующее заседание по делу Анны Политковской пройдет в Мосгорсуде сегодня в 12 часов.
Дмитрий Флорин, спец.корр. Агентства федеральных расследований FLB.ru
Ранее на FLB о процессе по делу Политковской: «Ублюдок без костылей бегает!», «Гамбургский петух» для братьев Махмудовых», «Восьмая пуля в деле Политковской», «Наружка» не прояснила видео «Рамстора», «Следователь не прикрыл женскую ДНК», «Семь пуль для Анны Политковской», «Три часа рвал обвинительное заключение», «Защита огласила комбинацию», «Тенденциозное отсутствие «лиц кавказской национальности», «Убийцы дошли до суда без заказчика и «посредника», «Заказчик растрела не вошел в дело», «Павлюченкова с Хаджикурбановым «раскидало» давлением», «Дмитрий Павлюченков наговорил на клинику», «Дело Хлебникова» вторглось в окружение Рушайло», «В деле Политковской всплывают «ложные воспоминания», «Березовский мертв. А дела так и не раскрыты», «Убийство Пола Хлебникова теряет свидетелей», «Дмитрий Павлюченков показал о «лазанских», «Наследил» на 11 лет строгого режима», «Цена «наружки», “Дети Политковской против Павлюченкова”, “Не выполнил условий сделки”, «Павлюченков обеспечит приговор остальным», «Убийца Политковской требует освобождения», «В деле Политковской распределили роли», «В деле Политковской «не осталось сомнений», «Хаджикурбанов подал голос», «Органы» не разобрали по-чеченски», «Дело Политковской» теряет обвиняемых», «Галерист «от Березовского» «заказал» Политковскую».
|