Любители символических параллелей отмечают, что Саудовская Аравия – крупнейший в мире производитель нефти – снизила 1 октября цену на экспорт своей нефти в Азию на $1 буквально на следующий день после сообщений о том, что из Аляски в Корею вышел танкер с 800 тыс. баррелей газового конденсата, суперлегкой нефти. Экспортировать нефть из США с 1975 года запрещено законом, исключение сделали только для штата Аляска. Нефть из Аляски пошла на мировой рынок впервые за 14 лет, до этого её продавали внутри США. Но после бурного развития технологии горизонтального бурения и гидроразрыва пластов, в США стали добывать так много сланцевой нефти, что ещё в конце прошлого года политики стали призывать к отмене запрета на экспорт. Ну а политики нескольких стран ОПЕК - Организации стран экспортеров нефти – уже почти месяц призывают Саудовскую Аравию снизить объёмы добычи нефти, чтобы удержать падающие цены. Но саудовцы вяло отвечают, что рынку ничего пока не угрожает. Хотя всем уже очевидно, что цены падают из-за перепроизводства, нефти на мировом рынке слишком много.
Комментаторы все громче говорят о жесткой борьбе за рынки сбыта нефти между странами ОПЕК и о фактическом расколе в этой прежде невероятно влиятельной организации. Но пока все нервно ждут назначенной на 27 ноября встречи министров нефти стран ОПЕК. И на фоне ожиданий, сенсацией стали слова министра нефти Кувейта Али аль-Омара: снижение добычи странами ОПЕК не обязательно приведёт к повышению цен, поскольку другие страны повышают добычу, особенно США и Россия. Поэтому Омар уверен, что цены на нефть упадут ниже $76-77 за баррель, поскольку это – средняя себестоимость барреля нефти в России и Америке. Себестоимость некоторых проектов по добыче сланцевой нефти в США гораздо выше, и они уже сейчас под угрозой остановки.
Америке и Европе также угрожает резкое торможение индустрии производства альтернативной энергии: ветряки и солнечные батареи выгодно строить, когда цена нефти - в районе $100. Первая глобальная попытка Америки перейти на «зеленую энергию» с треском провалилась в середине 80-х, когда цены на нефть резко упали. Мне довелось видеть заброшенные ржавые ветряки тех лет на равнинах США.
В России 40% валютной выручки приходит от нефти, ещё 5% от нефтепродуктов, которые тоже дешевеют в мире на глазах. В бюджете следующего года заложена цена на нефть 106 долл. Министерство финансов РФ обещает потратить за три года 1,5 триллиона рублей, почти половину Резервного фонда, для финансирования потерь бюджета от падения нефтяных цен. И если за эти три года в мире возникнут проблемы с производством сланцевой нефти, альтернативной энергии и в индустрии энергосбережения, то цена нефти вновь превысит $120 за баррель. Но инженеры и технологи развитых стран обещают, что в ближайшее время они резко снизят стоимость производства альтернативной энергии.
Я внимательно слежу за разработками американского Агентства передовых исследований в области энергетики ARPA-E. За отчетами по разработке более эффективных «квантовых» аккумуляторов для электромобилей, миниатюрных атомных батарей на основе трития, водородных источников энергии, технологий выращивания водорослей для производства биотоплива. Водоросли, кстати, считаются очень перспективным источником получении энергии – в мире много водных пространств для их культивации. От нынешнего падения цен на нефть эти исследования не пострадают, они финансируются из бюджета США. Нам остается надеяться, что топливо из водорослей будет стоить хотя бы в районе $85 за баррель.
Об авторе: Григорий Нехорошев, заместитель главного редактора газеты «Совершенно секретно». Закончил факультет журналистики МГУ. В прошлом, главный редактор газеты «Московский корреспондент», главный редактор журнала «Лица», а с 1989-го по 1994-й годы московский корреспондент русской службы Би-би-си. Автор многочисленных журналистских расследований.
Григорий Нехорошев, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru
|