https://firstlook.org/theintercept/
«Меры предосторожности Сноуден использовал впечатляющие. Он складывал подушки у входной двери, чтобы его нельзя было подслушать из коридора. Когда он вводил пароль в компьютер, он накрывал голову и ноутбук большим красным капюшоном, чтобы пароль нельзя было «засечь» с помощью скрытых камер. Все три раза, когда ему случилось покинуть свой номер, Сноуден ставил за дверью стакан воды и клал рядом кусочек бумажного носового платка, на котором был характерный узор, сделанный соевым соусом. Если кто-то войдет в номер, вода прольется на бумагу и изменит узор на ней», - это из книги «Досье Сноудена: подлинная история самого разыскиваемого в мире человека», журналиста газеты «Гардиан» Люка Хардинга, которая только что вышла в Англии.
Одна из самых захватывающих глав в этой книге рассказывает подробно о том, как бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден пытался связаться с сотрудниками «Гардиан», чтобы передать украденные им секретные файлы из компьютеров Агентства национальной безопасности США. Встреча случилась совсем не сразу, люди из «Гардиан» поначалу думали, что их домогается не вполне адекватный человек, потом они опасались провокации.
Знаменитый американский политический писатель Глен Гринвальд, в то время один из ведущих сотрудников «Гардиан», вспоминает, как Сноуден объяснял мотивы своего поступка. Он сказал, что не хочет жить в мире «в котором всё, что я скажу, всё, что я сделаю, каждый, с кем я говорил, каждое выражение любви или дружбы, будет записано на магнитофон».
Пару лет назад мне довелось писать о предшественниках Сноудена, криптоаналитиках из АНБ Уильяме Мартине и Берноне Митчелле. В 1960-м году они сбежали в Москву и впервые рассказали миру о самой секретной спецслужбе Америки и методах её работы, которые, по их мнению, подвели мир вплотную к третьей мировой войне. В ходе массированного секретного расследования обстоятельств жизни тех перебежчиков выяснилось, что взгляды их были вполне «левыми», они симпатизировали советскому социализму, о котором читали в пропагандистских англоязычных журналах из СССР.
Сноуден тоже оказался в Москве. Но он, - типаж совершенно иной. «Его политические воззрения определенно республиканские», - пишет в книге про него журналист Люк Хардинг. Он вполне себе типичный американский консерватор: твердо верит в свободу личности, обожает свой личный пистолет Вальтер П22, в Лондоне его очень раздражает избыток мусульман, и он хотел воевать в Ираке против диктатора. Ему активно не нравится Барак Обама и он поддерживает его полного антипода, либертарианца Рона Поула. Его убежденность в необходимости соблюдать американские законы иногда доходит до экстравагантности: на рабочем столе Сноудена демонстративно лежал экземпляр Конституции США.
За время работы на АНБ он понял, что система современной американской власти выстроилась так, чтобы исключить любой контроль за этой спецслужбой. И тогда Сноуден решил действовать, чтобы эту систему изменить.
Как известно, через некоторое время после его скандальных разоблачений об электронной слежке АНБ за миллионами людей во всем мире и в самой Америке, включая даже лидеров государств – союзников США, и после попыток Америки заполучить Сноудена, чтобы судить его, по указанию президента Обамы была создана специальная комиссия по реформе АНБ. Комиссия подготовила внушительного объема текст со своими предложениями.
Через семь месяцев после первых скандальных разоблачений Сноудена, 17 января, президент Барак Обама приехал в Министерство юстиции США и 42 минуты говорил про АНБ, Сноудена и проблемы неприкосновенности личной информации в мире современных технологий и современного терроризма.
Обама не намерен останавливать программы по сбору информации об электронных коммуникациях как своих, так и чужих граждан. Но доступ к этой информации будет возможен только по решению судей специального Суда по надзору за иностранной разведкой. Суд этот был создан в середине 1970-х, после скандалов о тайной слежке за американскими гражданами. Он должен давать спецслужбам ордер на секретную слежку за подозреваемыми в шпионаже. Как подчеркивают многие комментаторы, не было случая, чтобы судьи отказали в этом властям. Суд закрытый, общественность на него не допускают.
Комиссия предложила Обаме по новому организовать систему хранения базы данных телефонных переговоров и интернет-сообщений: пусть остаются они у телекоммуникационных компаний, а не на серверах АНБ. Но владельцы компаний не горят желанием этим заниматься, и Обама дал Министерству юстиции 60 дней, чтобы там придумали какую-то новую структуру для хранения электронных данных. Ну а лидерам дружественных стран Обама просто пообещал, что их больше не будут прослушивать. Посетовав на сложности в нахождении баланса между защитой граждан от терроризма и защитой их личных свобод, Обама заметил: «В одном я абсолютно уверен: обсуждение этих вопросов делает нас сильнее».
«И он это говорит в то самое время, когда ищет способы на десятки лет упрятать в тюрьму человека, без которого не было бы этих обсуждений», - гневно восклицает Глен Гринвальд в «Гардиан». Предложения Обамы по реорганизации АНБ он назвал замысловатой, но дешевой пропагандой, с помощью которой американские власти научились успокаивать своих возмущенных граждан.
Эти резкие оценки Глен Гринвальд давал уже как внештатный корреспондент «Гардиан». В начале декабря он ушел из знаменитой газеты, чтобы сделать новый журналистский проект. И вот 10 февраля стартовал этот проект под названием «The intercept». Скорее всего стоит перевести название как «Перехват», или «Препятствие».
Как полагают многие, именно в руках Глена Гринвальда находятся все украденные Сноуденом в АНБ файлы. А по оценкам представителей американских спецслужб, Сноуден украл несколько сотен тысяч документов. В обращении к читателям основатель «The intercept» обещает «систематически» публиковать эти материалы.
Начали с публикации секретной записки о роли АНБ в подготовке политических убийств с помощью беспилотников, дронов. Беспилотники наводились на цели по сигналам мобильных телефонов и других мобильных устройств. Часто гибли невинные люди.
Новый ресурс Глена Гринвальда напоминает хорошо известный всем разоблачительный ресурс «Викиликс» Джулиана Ассанджа. Но есть и очень серьёзное, даже принципиальное отличие. Ассандж для своей работы собирал деньги с мира по нитке. «The intercept» открыто финансирует знаменитый американский венчурный бизнесмен, основатель системы электронной аукционной торговли eBay, миллиардер Пьер Омидьяр. Три года назад американские власти принуждали международные платежные системы блокировать перевод денежных пожертвований для Джулиана Ассанджа. Теперь главная интрига, как и к чему они будут принуждать Пьера Омидьяра и Глена Гринвальда.
|