политика, экономика, компромат

   16+ | 

Редакция

 | 

Ссылки

 | 

Карта сайта


Разделы сайта

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дайджест

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Персоналии

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

База данных

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Терроризм

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Политика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Экономика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Общество

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Macc-медиа

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Криминал

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Религия

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Культура

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Спорт

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Право

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

ВИДЕО на FLB.RU

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Web-Обзор


Регионы

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Центральный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Западный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Южный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Кавказский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Приволжский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Уральский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Сибирский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дальневосточный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Зарубежье

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

СНГ


Читательский TOП

»  

МВД разоблачило хвастовство депутата Поклонской


» 

В Сети появился сайт открытого конкурса управленцев «Лидеры России»


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 09.10.2017


» 

Кто сломал карьеру Данису Зарипову


» 

Хлебный рынок Москвы накануне скандала


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 10.10.2017


» 

Солнцевская ОПГ


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 11.10.2017




  

Общество »


Неподцензурное русское искусство

FLB: Цензурные размышления обозревателя FLB Григория Нехорошева о «невидимой руке» издательского и художественного рынка. «Художественный рынок – это рэкет», - сказал много лет назад американский художник Борис Лурье.

Версия для печати
Сохранить статью



История повторяется. Иногда, даже не в виде фарса, как мы знаем из известного афоризма, а просто – повторяется.

В советские времена было такое слово – «тамиздат». Назывались так изданные за рубежом произведения, которые по идеологическим причинам невозможно было опубликовать в СССР. В конце 80-х, начале 90-х почти все произведения «тамиздата» были опубликованы и в нашей стране. Но оказалось, что посильнее идеологических, бывают запреты эстетические. Даже в самые отъявленные бесцензурные ельцинские времена мне так и не удалось издать в России книгу моего приятеля из Нью-Йорка Владимира Козловского «Неподцензурная русская частушка». Издатели от души смеялись над изощренной скабрезностью безымянных советских циников, но публиковать боялись. Хотя и признавали: раскупят моментально. Но неприятности могут быть слишком серьёзными.

В нынешние времена об издании у нас книжки Козловского даже и мечтать не приходится. Как и об издании, например, сборника стихов современного поэта Евгения Лесина, который работает как раз в жанре близком к «неподцензурной русской частушке». Лесин, конечно, публикует их в Фейсбуке, но это уже называется - «самиздат».

И вновь книжки с неудобными, а по мнению кого-то вредными русскими текстами, публикуются в «тамиздате». Стихи того же Евгения Лесина можно прочесть в свежем номере альманаха «Новая кожа», выходящего в Нью-Йорке при «финансовом содействии» «Фонда Бориса Лурье». В американском альманахе стихи и проза ещё многих авторов из России и Украины: Светы Литвак, Псоя Короленко, Вилли Мельникова, Александра Гальпера, Игоря Сатановского, Аркадия Семенова.

Многие из этих писателей не могут найти издателя на родине. И даже не потому, что пишут иногда нецензурно, - они часто пишут эстетически сложно. Но вместо советской идеологической цензуры у нас сейчас расцвела цензура «невидимой руки рынка»: если твои книжки не принесут издателю сверхприбыли, - никто тебя не издаст. Или не выставит, - если речь идёт о художнике.

«Художественный рынок – это рэкет», - сказал много лет назад американский художник Борис Лурье, на деньги от наследства которого издается нерегулярно в Нью-Йорке альманах «Новая кожа».

Лурье родился в 1924 в Ленинграде в состоятельной еврейской семье торговца брильянтами. Почти сразу после его рождения семье удалось переехать в Ригу. После оккупации Латвии нацистами вся семья оказалась к концлагере. Его бабку, мать и сестру там убили. Сам Борис Лурье и его отец выжили, советские солдаты освободили их из Бухенвальда в 1945-м, через год они оказался в Нью-Йорке. Там Борис Лурье начал рисовать. Сюжеты первых, ещё реалистических картин, были жестокими: воспоминания о концлагере. Но американским галереям это было не интересно. После Второй мировой войны Америка наслаждалась радостями резкого экономического подъёма. В моду входила роскошь. Разбогатевшие люди заинтересовались и искусством. Но таким, которое может украсить квартиру, дом, или улицу ярким пятном теплых, жизнерадостных мазков или силуэтов. Бешенной популярностью пользовался абстрактный импрессионизм Джефри Поллака и его последователей, а совсем скоро настанут годы триумфа поп-арта Энди Уорхола c его бесконечными радужными портретами Мэрелин Манро и банок супа «Кэнбелл».

Борис Лурье тоже резко изменил художественную форму своих работ: он тоже стал делать коллажи, абстрактные зарисовки и объекты. Но от темы своей он не смог и не захотел уйти – воспоминания о концлагере не вписывались в расцветающий американский гламур. Борис Лурье хотел напомнить обществу о социальной роли искусства. После ужасов нацизма и на пороге холодной войны он хотел делать искусство с активной гуманитарной нотой, искусство социальной борьбы. Он сделал в 1959 году «Железнодорожный коллаж» из глянцевой фотографии снимающей трусики красотки из модного мужского журнала и документальной фотографии нагруженной трупами железнодорожной платформы из нацистского концлагеря, а в 1962-м совместил на своем полотне свастику со звездой Давида. Он обклеивал чемоданы вырезками красоток из глянцевых журналов и пририсовывал сбоку ярко-желтую звезду Давида. Он хотел сказать: потребительское отношение к женскому телу неизбежно, хотя и незаметно, приводит к фашизму.

Общество прощало узнику концлагеря такие радикальные художественные жесты. Но он стал изгоем в художественном мире Америки. Как и два других художника из созданной им группы «Нет! Искусство» Сэм Гудмэн и Стенлей Фишер. Художественные критики категорически умалчивали о «Но! Арт», а если приходилось говорить о Лурье, называли его безумцем и люмпеном. Выставлялись художники группы «Но! Арт» в основном в Европе. Но сейчас коллажи Бориса Лурье уже можно увидеть в главных музеях Америки.

Но хотя Борис Лурье презирал современный ему художественный мир и сторонился его, за эстетическими исканиями своих современников следил вполне тщательно. Художественный критик Лиза Пол Стрейтфилд написала об одной из первых его больших посмертных выставок в 2011 году: «По иронии судьбы, именно его глубокая погруженность в художественные течения тех лет – абстрактный импрессионизм, поп-арт, минимализм, феминистское искусство и постмодернизм, - делает его живопись абсолютно современной».

Я впервые услышал о творчестве Бориса Лурье лет пятнадцать назад от знаменитого московского художника-акциониста Александра Бренера. Думаю, что когда в 1997 году Бренер пришел в музей в Амстердаме с баллончиком зеленой нитрокраски, чтобы нарисовать на супрематической картине Казимира Малевича «Белый крест» знак американского доллара, он вполне сознательно работал в манере «Нет! Искусство». Идея акции Бренера была вызывающе лаконичной: Малевич ненавидел конформистское, услужливое, коммерческое искусство. Но случился парадокс – самые бунтарские его работы, знаменитые квадраты и кресты – которые радикально отвергали коммерческое измерение искусства, хотя бы потому, что на них ничего не изображается, - стали стоить миллионы долларов. Бренер хотел символически очистить искусство Малевича от прилипших к нему денег.

Борис Лурье умер в январе 2008 года. Он был «бойцом против лицемерной интеллигенции, мунипуляторской капиталистической культуры, консюмеризма и других Молохов» - приводит в некрологе газета «Нью-Йорк Таймз» слова известного немецкого художника Дитмара Кирвеса, историка движения «Нет! Искусство».

Вполне замечательно, что в двух последних альманахах «Новая кожа», изданных «Фондом Бориса Лурье», опубликованы материалы из архива скончавшегося в 2009 году в Нью-Йорке Вагрича Бахчаняна, радикального советского художника, мастера великолепных политических коллажей и знаменитых афоризмов. «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью», - лет сорок назад сформулировал Бахчанян. Он же оформил обложку книжки «Неподцензурная русская частушка» - на ней хорошо известный серп, совмещен не с молотом, как полагается, а с балалайкой. Может быть мы когда-нибудь сможем рассматривать коллажи Бахчаняна в Третьяковке. Как рассматривают теперь коллажи Лурье в Национальной галерее искусств в Вашингтоне и Нью-Йоркском Музее современного искусства.



Об авторе: Григорий Нехорошев, заместитель главного редактора газеты «Совершенно секретно». Закончил факультет журналистики МГУ. В прошлом, главный редактор газеты «Московский корреспондент», главный редактор журнала «Лица», а с 1989-го по 1994-й годы московский корреспондент русской службы Би-би-си. Автор многочисленных журналистских расследований.

Григорий Нехорошев, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru


30.04.2014



Григорий Нехорошев, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru
FLB

В начало статьи

Рекомендуемый контент

Из досье FLB

FLB-Григорий Нехорошев 

 - заместитель главного редактора газеты «Совершенно секретно». Закончил факультет журналистики МГУ. В прошлом, главный редактор газеты «Московский корреспондент», главный редактор журнала «Лица», а с 1989-го по 1994-й годы московский корреспондент русской службы Би-би-си. Автор многочисленных журналистских расследований.
22.10.2014  В ожидании 27 ноября
13.10.2014  «Свечение Лосева» и Нобелевская премия
30.04.2014  Неподцензурное русское искусство
02.04.2014  Зачем блефует Барак Обама
12.02.2014  Продолжение Сноудена
FLB-Григорий Нехорошев , все статьи»»

Загрузка...

Выбор редактора

»  

В ВИМ-Авиа - двойное мошенничество


» 

А «Матильда» должна была быть совсем иной…


» 

Крым. В семье Аксеновых у каждого есть прибыльное дело


» 

У полковника МВД Дмитрия Захарченко новый эпизод


» 

В первый день проката фильма «Матильда» собрано 39 млн рублей и это не предел


» 

За что арестован главный конструктор системы информационного обеспечения МВД?


» 

Как оборонные подрядчики поссорились из-за обналички


» 

Организатор ареста Улюкаева стал советников в банке "Пересвет"


» 

Как строитель "Зенит Арены" утаил налогов на 1.3 миллиарда


» 

О гонорарах участников политических ток-шоу на ТВ


» 

Наш твиттер


Контекст

»

Национальный чемпионат WorldSkills Hi-Tech 2017 проходит в Екатеринбурге


Саймон Бартли, президент международного движения WorldSkills International: «WorldSkills – это не только соревнования, это целая среда: компетенции, навыки, умения, карьера и глобальное международное сотрудничество».

»

«Ночь искусств» объединила Россию


Сотни тысяч людей по всей стране не спали в эту ночь, которая объединила их с искусством и между собой. Впервые пятая, юбилейная «Ночь искусств» прошла по всей стране. О некоторых событиях ночи – на страницах FLB.ru

»

В Манеже показывают технологическое будущее России


В центральном выставочном зале «Манеж» начала работу выставка «Россия, устремлённая в будущее». Крупнейшие компании страны и российские стартапы представят своё видение - как будет меняться Россия на протяжении последующих нескольких десятилетий.

»

130 тысяч человек побывало на концерте в «Лужниках» в День единства


На стадионе «Лужники» завершился праздничный концерт, посвященный Дню народного единства. В нем приняли участие 130 тысяч человек

»

Исторический парк «Россия – Моя история» открыт в День народного единства в Нижнем Новгороде


Епископ Тихон (Шевкунов): «Большая честь и большая ответственность, что выставка «Россия – Моя история» в Нижнем Новгороде размещена в одном из самых красивых зданий в России».

»

Проект «Жить» запустил новое социальное видео о доброте в День народного единства


Игорь Матвиенко, композитор: «Смысл нашего проекта — напомнить людям, что в минуты отчаяния и пустоты нужно найти в себе силы продолжать жить дальше».


Лицензия Минпечати ЭЛ 77-2212 от 29.12.1999 г.  FLB - зарегистрированный товарный знак.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "FLB.Ru" обязательна. ©1999-2017
RSS версия