“Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязала крупнейшие авиакомпании до 15 мая усовершенствовать систему продаж авиабилетов. Ведомство не устраивает то, что тарифы не снижаются за несколько дней до вылета, даже если на этот рейс нет спроса», - передает 4 апреля радио “Маяк”.
Игорь Артемьев уверен в своей правоте
“Анализ ситуации показывает следующее: на рынках продаж авиаперевозок сложилась практика, при которой стоимость перевозки имеет тенденцию только к повышению, а также к поддержанию цены вне зависимости от уровня загрузки воздушного судна, - говорится в официальном сообщении Федеральной антимонопольной службы.
По итогам 2013 года показатель занятости пассажирских кресел на международных линиях на 7,1 % превысил значение аналогичного показателя на внутренних линиях. Отказ перевозчиков от ценовой конкуренции в день вылета существенно ограничивает конкуренцию на рынках авиаперевозок, приводит к поддержанию высокой цены, способствует замедлению темпов роста перевозок, а также ущемляет интересы неопределенного круга лиц (признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции»)».
“Как объяснил журналистам глава ФАС Игорь Артемьев, предупреждение, выданное антимонопольной службой накануне авиакомпаниям, - "мягкая форма из всех возможных", - передает в пятницу информационное агентство ИТАР-ТАСС.
Артемьев подчеркнул, что предупреждение авиакомпаниям - это уже начало процесса против них. Если авиакомпании не захотят идти по пути снижения цен - это их законное право, они могут оспаривать в судах предложение ФАС, отметил он.
"Но если они откажутся, мы, конечно, возбудим дело, у них не должно остаться в этом никаких сомнений, получив от нас предупреждение", - заявил глава ФАС.
"Мы знаем, что некоторые компании отнеслись очень серьезно (к словам ФАС), мы с ними разговаривали, мы поговорили со всеми практически крупными компаниями, и знаем, что некоторые компании без большой радости, но в общем готовы двигаться по тем путям, которые мы предлагаем. Другие компании занимают довольно сильную позицию (противоположную). Мы никого в этом смысле не осуждаем, но не думаем, что они правы. А дальше мы выбираем самую мягкую форму из всех возможных и говорим, пожалуйста, к середине мая вы должны определиться и дать нам официальный ответ", - сказал он.
При этом Артемьев отметил, что авиакомпании могут переубедить ФАС, но для этого должно случиться что-то "неимоверное", так как ведомство уверено в своей правоте.
«Накануне, ФАС выдало предупреждение авиакомпаниям, занимающим доминирующее положение, с требованием усовершенствовать систему продаж авиабилетов до 15 мая, - пишет в сегодня “Российская газета”.
В список попали "Аэрофлот - российские авиалинии" "Авиакомпания "Россия", "Оренбургские авиалинии", "Владивосток "Россия", "Авиакомпания "Сибирь", "Авиакомпания Глобус", "Авиакомпания ЮТэйр" и "Авиакомпания "Трансаэро".
По словам Артемьева, ведомство объяснило свою позицию. А дальше, к середине мая, ждет официальный ответ от компаний.
Несколько авиакомпаний уже готовы обсуждать с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) введение скидок на авиабилеты, если самолеты летят незаполненными».
“Повышенная цена в день вылета приводит к замедлению темпов роста перевозок, а также ущемляет интересы пассажиров, так считают в Федеральной антимонопольной службе. Об этом в пятницу пишет деловое издание РБК daily.
В ведомстве Игоря Артемьева считают, что практика авиакомпаний, когда билет в день вылета продается по максимальной цене, неправильная. ФАС называет это навязыванием «потребителям тарифов без учета динамики потребительского спроса по мере приближения к дате вылета».
ФАС хочет получить ответ авиакомпаний до 18 мая. Если они не послушаются службу или не объяснят свое несогласие с ее инициативой, ведомство сможет возбудить дело против авиаперевозчиков о навязывании условий потребителям, объясняет старший юрист адвокатского бюро КИАП Лина Тальцева.
В «Аэрофлоте» считают, что инициатива ФАС может привести к исчезновению дешевых билетов.
«Сейчас билеты по цене ниже себестоимости мы можем продавать только за счет реализации более дорогих билетов, предлагаемых ближе к вылету», — говорит представитель «Аэрофлота».
Представитель UTair от комментария воздержался. «Надо разобраться», — сказал он.
Представители «Трансаэро» и S7 Airlines на запрос издания ответить не смогли.
Возможно, кто-то и получит более дешевые билеты, но в результате будет убита конкуренция на рынке, что противоречит идее ФАС, считает главный редактор отраслевого журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. Инициатива ФАС нанесет серьезный удар по авиационной отрасли: сильно ухудшится экономика авиакомпаний, вплоть до банкротства, уверен эксперт. Рентабельность авиаперевозок находится в пределах 1,5—3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах, подтвердает представитель Минтранса.
Для того чтобы кому-то могли достаться дешевые авиабилеты, остальные должны платить дороже. Так устроен бизнес. Иначе всем придется ходить пешком, считают в крупнейших авиакомпаниях
ФАС раскритиковала тарифную политику авиакомпаний еще в конце февраля: ведомство хотело заставить перевозчиков делать скидку на билеты до 25% в последний день перед вылетом.
Авиакомпании отреагировали на такую инициативу без энтузиазма и обратились с жалобой в Минтранс.
Представитель министерства заверил, что сложившуюся ситуацию чиновники пока изучают. Система тарифообразования позволяет предлагать широкий спектр тарифов, а за финансовую состоятельность и устойчивость бизнеса перед своими акционерами отвечает менеджмент авиакомпаний, а не ФАС, напомнил он».
2 августа 2013 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Летать не дешевеет» говорилось: «Госдума намерена законодательно снизить цены на авиабилеты. Депутаты до конца года собираются принять законопроект, дающий право авиаперевозчикам продавать невозвратные билеты. По мнению парламентариев, это поспособствует снижению стоимости».
Летать российскими авиакомпаниями дорого даже генпрокурору Юрию Чайке
«До конца текущего года Госдума планируется принять поправки в Воздушный кодекс, способствующие снижению стоимости авиаперевозок, - говорил агентству «Интерфакс» вице-спикер Госдумы от "Единой России" Сергей Неверов.
"Летом мы провели совместное заседание комитета Госдумы по транспорту и экономической политике, где обсудили комплекс мер, направленных на снижение стоимости авиаперевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях", - цитирует Неверова его пресс-служба.
По словам вице-спикера, на рассмотрение Госдумы были разработаны и внесены поправки в Воздушный кодекс, направленные на решение этого вопроса, до конца текущего года они должны быть приянты.
Вице-премьер считает, что важным вопросом остается и господдержка льготных авиаперевозок, которая должна распространиться на максимальное количество регионов.
"Сегодня председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о выделении дополнительных средств на господдержку внутренних авиаперевозок в Приволжском федеральном округе в полтора раза (до 450 млн рублей). Ранее были приняты решения о новых льготных авиамаршрутах, в том числе в Якутии, Хабаровском и Красноярском крае, на южные направления", - отметил он.
По его словам, летом такие маршруты особенно востребованы. Многие жители этих регионов со средним доходом благодаря такому решению смогут уже сейчас съездить отдохнуть на курорт, к друзьям, в столицу, посетить другие регионы».
“Генеральный прокурор России Юрий Чайка направил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором говорится, что российские авиакомпании завышают цены на билеты, в том числе, навязывая пассажирам экономкласса дополнительные услуги. Речь идет о рейсах авиакомпаниий "Аэрофлот", "Сибирь", "Татарстан" и "Ак барс аэро" из Москвы в Хабаровск, Новосибирск и Казань, - сообщало ИА REGNUM.
«Проведенная проверка Генпрокуратуры с привлечением ФАС показала, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно. В том числе и путем навязывания дополнительных услуг, которые включаются в различные тарифы экономкласса», — говорится в письме генпрокурора.
По его словам, количество дешевых билетов на авиаперелеты ограничено, в следствие чего пассажирам приходится приобретать билеты по высоким тарифам с дополнительными услугами, в которых они, как правило, не нуждаются.
Стоимость билетов вырастает в 1,5 раза, подчеркнул Чайка, ссылаясь на результаты проверки, проведенной Генпрокуратурой.
Генпрокурор просит премьера поручить Минтрансу принять комплекс мер нормативно-правового характера, которые сделали бы авиаперелеты более доступными».
«По мнению Юрия Чайки, все это результат того, что в авиационной отрасли действуют устаревшие нормативы (1992-1993 гг.). Они вводились, когда в России была лишь одна авиакомпания — «Аэрофлот», и не содержат механизмов рыночного регулирования, - писали «Ведомости».
По указанным актам прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки. При этом в себестоимость включаются расходы, которые не являются операционными (на рекламу, аренду офисных помещений, канцтовары). Авиакомпании также компенсируют за счет других пассажиров, например, предоставление скидок детям до 12 лет в период летних каникул.
Не урегулировано и ценообразование в бизнес-классе, жалуется Чайка. Оказывая эти услуги, авиакомпании завышают себестоимость перевозки в 2 раза».
«Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова подтвердила, что письмо получено и по нему «готовится поручение вице-премьера Аркадия Дворковича», - сообщала Газета.Ру.
«Представители крупных авиаперевозчиков считают претензии, предъявляемые генпрокурором, необоснованными и указывают, что в случае установления рентабельности в 20% стоимость билетов увеличится на 18%, - передавало агентство ПРАЙМ.
"В письме совершенно не учтена специфика авиаперевозок. Нельзя вырывать из контекста всей системы продаж один рейс", - разъяснил положение вещей неназванный топ-менеджер крупной российской авиакомпании”.
«Еще в середине октября 2012 года первый вице-премьер Игорь Шувалов и правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, во главе которой он стоит, предложили: «создать условия для развития низкозатратных и дешевых перевозок, в том числе за счет привлечения иностранных авиакомпаний». Соответствующие поручения были переданы Минтрансу, Минэкономразвития, ФАС и ФСТ, - напоминал в пятницу «Московский комсомолец».
В середине ноября глава ФАС Игорь Артемьев по итогам заседания «комиссии Шувалова» сообщил: «правительство активно обсуждает вопрос приглашения иностранных лоукостеров на российский рынок авиаперевозок, в том числе для осуществления внутренних рейсов. Кроме того, активно обсуждался вопрос воссоздания инфраструктуры для российских лоукостеров. Данный вопрос предполагается всерьез обсуждать, и сейчас ведомства будут делать свои предложения»”.
|